От печали до радости: Все эмоции франшизы «Головоломка»
В зарубежном прокате с большим успехом идет «Головоломка 2» — сиквел мультфильма 2015 года, который доказывает, что критики рано хоронили Pixar. Кассовые сборы проекта давно перевалили за миллиард. Это больше, чем у второй «Дюны», нового Гая Ричи или «Фуриосы», сейчас мультфильм удерживает звание самого коммерчески успешного проекта текущего года. В продолжении анимационного блокбастера в голове главной героини Райли появляются новые эмоции. Рассказываем обо всех эмоциях, которые появлялись у пульта управления в первом и втором фильме.
«Головоломка» предлагает зрителям очень необычный сеттинг: главными героями становятся эмоции, живущие в голове девочки по имени Райли. С помощью пульта управления они регулируют поведение своей подопечной, помогают ей принимать решения и справляться с разными жизненными ситуациями. Если в первом фильме, когда Райли была ребенком, в ее голове уживалось пять персонажей, то в спин-оффе, где ее показывают подростком, к ним присоединились еще четверо. Они могут конфликтовать между собой, обижаться, строить планы, пытаться жульничать, но всех их объединяет одна общая цель — помогать Райли быть собой.
Радость
Протагонистка «Головоломки» Райли — счастливый человек, ведь в ее голове всем управляет не кто-то занудный и негативный, а жизнерадостная синеволосая девчонка, у которой стакан всегда наполовину полон. Радость уверена, что любые проблемы решаемы и что ее подопечная никогда не станет поступать со зла или из зависти. Именно Радость больше всех старалась при работе над формированием убеждений девочки (их показывают во втором фильме как корни дерева эмоций), таких как «я хороший человек» или «у меня всё получится».
Пока Райли была ребенком, Радости не составляло труда держать всё под контролем и подчинить себе первые появившиеся эмоции. Но, когда девочка стала старше, место бывшей руководительницы быстро заняла нервная и многозадачная Тревожность, которая упрекала «коллегу» в том, что взрослый человек живет куда более сложными чувствами, чем просто радость. Истина, как всегда, оказалась где-то посередине, но Радость определенно усвоила урок — никакого тоталитаризма в головном центре управления эмоциями, только коллективный труд на благо девочки.
Печаль
Полная противоположность бойкой и готовой на любую авантюру Радости — Печаль. Она нетороплива и осторожна, любит тишину, покой, синий цвет и в любой момент может пустить слезу. В первом фильме Печаль можно было бы назвать главным интровертом, но когда в компании появился Стыд, это звание определенно отправилось к нему. Может, именно на этой почве у Печали так легко получилось найти взаимопонимание с новеньким.
Печаль в мире «Головоломки» — далеко не всегда негативная эмоция, она бывает светлой и даже немного приятной. Кажется, через пару десятков лет девчушка в очках и свитере найдет себе верного союзника в лице Ностальгии. В любом случае все эмоции осознают важность баланса в жизни, поэтому спокойно допускают печаль к пульту управления, зная, что она видит границу и понимает, где остановиться.
Гнев
Вспыльчивый парень, которому дорогу лучше не переходить: сожжет или наваляет кулаками на раз-два. Символично, что Гнев ростом ниже практически всех остальных эмоций. Это лишний раз доказывает, что действие мультфильма происходит в голове у хорошего человека — совсем не гневливого, только в крайних случаях.
Как и все остальные эмоции, Гнев у Райли не только разрушительный, но и созидательный. Например, к нему обращаются, когда девочке нужно выложиться на полную мощность во время хоккейного матча. Здесь красному парню даже не пришлось конкурировать за возможность управлять происходящим, бразды правления ему все уступили добровольно. Гнев бывает не сдержан, но в критические моменты готов поддержать остальных и напомнить всем, ради чего нужно работать.
Страх
Эмоция, которая начала симпатизировать Тревожности, как только та появилась, раньше других. Все-таки у них в чём-то довольно похожие взгляды на жизнь. Лишь с той разницей, что переживания Тревожности конвертируются в действия, а Страх по большей части только паникует и парализует любую деятельность.
Как бы он ни дрожал и ни сопротивлялся, в каждой части мультфильма ему приходится вместе с другими эмоциями проходить через испытания, чтобы восстановить гармонию в разуме Райли. Страх не усложняет остальным жизнь, покорно выполняя то, что от него требуется, зато напоминает остальным о рисках и опасностях необдуманных решений или слишком смелых идей.
Брезгливость
Дамочка в зеленом следит за тем, чтобы всё вокруг было в пределах допустимой нормы чистоты, приятного запаха, вкуса, цвета и поведения. Она никому не позволит забыть о нормах приличия, не станет есть что-то подозрительное или сидеть в неприятной компании. Создатель мультфильма Пит Доктер рассказывал, что визуальный образ Брезгливости был вдохновлен брокколи — овощем, от которого в первом фильме Брезгливость предусмотрительно уберегла маленькую Райли.
Брезгливость не просто пренебрежительно отвергает то, что ей не по вкусу, а старается на благо Райли. Она делает так, чтобы ее стандарты внешнего вида, еды, поведения не опускались в угоду чьего-то удобства. Иногда Брезгливость может быть невыносимой снобкой, но без ее бдительного взора, кокетливого платочка и роскошных ресниц команда не была бы полной.
Тревожность
Тревожность появляется во втором мультфильме франшизы как непременный атрибут приближающейся взрослой жизни. У нее неиссякаемый запас энергии, куча сил и гибкий ум, который, правда, в основном занят обдумыванием плохих сценариев еще не свершившихся событий. Она с самого момента появления намерена подчинить себе разум Райли. И дело вовсе не в желании власти, а в беспокойстве за девочку — взрослый мир, в который она входит, настолько опасный и непредсказуемый, что оставаться спокойным и счастливым в нём просто опасно.
Именно маниакальным желанием управлять всеми процессами Тревожность провоцирует одну из самых запоминающихся сцен второй «Головоломки» — визуализацию панической атаки. Так называют состояние, при котором человек испытывает внезапный приступ сильной тревоги, не может нормально дышать, говорить и думать. Хорошо, что Тревожность не единственная эмоция у пульта управления и что даже в самых критических ситуациях есть кто-то, кто может успокоить, помочь и предложить действовать сообща.
Зависть
Маленькая бирюзовая милашка с огромными глазами может оказаться не такой уж и безобидной, если дать ей волю. Зависть редко берется управлять эмоциями Райли, предпочитая наблюдать за остальными. Зато у каждого, кто оказывается перед ней, она находит что-то хорошее, что хотела бы заполучить себе: красивые волосы, уверенность, успешную карьеру, классных друзей и что только не. Зависть оказалась еще меньше, чем Гнев, так что назвать Райли завистливым человеком точно не получится, пока за эту эмоцию отвечает такая дюймовочка.
Стыд
Самый большой и в то же время самый стеснительный персонаж в голове Райли. Стыд предпочитает стоять в сторонке и наблюдать, в любой непонятной ситуации прячась в капюшон. Зато если уж он подходит к панели управления, то занимает ее полностью, накрывая неловкостью всецело и бескомпромиссно.
Еще до выхода второй «Головоломки» появились слухи, что в продолжении должна была быть эмоция Вина. Однако авторы мультфильма не стали включать ее в финальную версию, поскольку поведение девочек-подростков и так сильно стигматизировано и во многом зиждется на токсичном навешивании вины. Стыд такой, каким он в итоге получился, полностью справляется с задачей показать, как часто дети чувствуют себя неловко в разных ситуациях. Но дурацкие истории — еще не повод винить себя.
Хандра
Эмоция, которая появляется у любого ребенка, как только он подходит к переходному возрасту. А в комплекте с ней идет желание общаться только в пассивно-агрессивном тоне, затворничество в собственной комнате, пристрастие к онлайну и стабильно скучающий вид. Вот и Райли настигла такая участь во второй «Головоломке».
Хандра выглядит как типичный флегматик, она демонстративно редко присоединяется к компании, предпочитая залипать в телефоне и даже пультом управления эмоциями руководит дистанционно. Ее длинные волосы и пижама цвета индиго отсылают к стереотипному образу подростков, которые бунтуют против всего подряд. Хорошо, что Хандра не очень активно участвует в управлении Райли, ведь у такой энергичной девчонки скука просто заберет классные воспоминания и возможности.
Ностальгия
Милой старушке с чашечкой теплого чая пока нет места в голове Райли — уж слишком рано начинать ностальгировать, когда тебе всего 13 лет. Как справедливо заметила Тревожность, Райли нужно прожить еще лет десять, пережить два выпускных и свадьбу лучшей подруги, — и вот тогда в головном центре управления эмоциями найдется место старушке, напоминающей, что раньше и трава была зеленее, и небо голубее.