Невыносимая тяжесть огромного таланта: 10 самых оскароносных актеров
Продолжаем рассказывать о самых громких именах в истории главной американской (а возможно, и мировой) кинопремии — «Оскар». Мы уже вспомнили о самых титулованных режиссерах и о великих неудачниках — актерах, которые, несмотря на признание и статус, так и не выиграли заветную статуэтку. На очереди 10 самых титулованных актрис и актеров в длинной, почти столетней истории премии.
Кэтрин Хепбёрн
Услышав фамилию Хепбёрн, ваше воображение, верно, тут же нарисует большеглазую и по-детски хрупкую Одри Хепбёрн, звезду легких романтических комедий вроде «Римских каникул». Однако над американским кино на протяжении десятилетий царственно парила другая Хепбёрн — Кэтрин, обладательница наибольшего количества (4) «Оскаров» за актерскую игру. Хепбёрн часто исполняла роли решительных, ершистых девушек, бросающих вызов социальным условностям и устаревшим представлениям о месте женщины. Причем актриса, выросшая в семье с прогрессивными взглядами, выбирала подобные роли вполне сознательно.
Первый «Оскар» Кэтрин Хепбёрн получила за роль в своей третьей киноработе, драме «Ранняя слава», где сыграла во многом похожую на себя героиню — молодую актрису из хорошей семьи, приехавшую покорять Бродвей и переносящую тяготы актерской жизни с комическим стоицизмом. Награда принесла актрисе раннюю славу, на смену которой, впрочем, пришла полоса неудач во второй половине 1930-х. Выбраться из нее Хепбёрн удалось только в следующем десятилетии, отмеченном встречей сначала с киномагнатом Говардом Хьюзом (об их отношениях в том числе рассказывает «Авиатор» Мартина Скорсезе), а затем со Спенсером Трейси, с которым она сыграет в 10 картинах и завоюет кучу оскаровских номинаций. Одна из последних их совместных работ — драма «Угадай, кто придет к обеду?» — принесла актрисе вторую статуэтку. Здесь Хепбёрн сыграла либеральных взглядов женщину, чья дочь неожиданно устраивает ей с мужем испытание на прочность политических убеждений. Девушка объявляет, что выходит замуж за темнокожего доктора, энергично сыгранного Сидни Пуатье. С этой ролью мягкой и мудрой матери рифмуется поздняя оскароносная роль в геронтологической драме «На золотом пруду», в которой героиня Хепбёрн вновь сыграла обаятельную жену сварливого и упрямого старика (на этот раз им стал Генри Фонда). Между упомянутыми фильмами уместилась роль еще одной матери-героини — властной и расчетливой Элеоноры Аквитанской в исторической драме «Лев зимой». За нее актриса получила третий «Оскар» за лучшую женскую роль.
Дэниэл Дэй-Льюис
Дэниэл Дэй-Льюис — актер, выдающийся сразу по нескольким причинам. Во-первых, он входит в открытый, но малочисленный клуб актеров, куда принимают обладателей как минимум трех «Оскаров». Причем актер до сих пор остается единственным обладателем трех наград именно за главную роль. Во-вторых, за 46 лет кинокарьеры он снялся всего в 18 фильмах, тщательно выбирая проекты. В-третьих, к каждой из ролей Дэй-Льюис готовился в манере тщательно просчитанного безумия, буквально перевоплощаясь в своего героя на всё время съемок. Наконец, в-четвертых, парадоксальным образом для Дэй-Льюиса актерство не является единственным и главным делом в жизни. Актер делал несколько крупных перерывов в киноработе, во время которых развлекал себя любимой работой с деревом и обучением сапожному мастерству, а в 2017-м объявил о завершении карьеры.
Свой первый «Оскар» Дэй-Льюис получил за роль в байопике «Моя левая нога» режиссера Джима Шеридана, у которого позже снимется еще в двух фильмах. Следуя своему методу погружения, актер в образе Кристи Брауна — художника и писателя с ДЦП, родившегося в 1932 году, — не покидал коляску на всём протяжении съемок (чем очень досаждал членам съемочной группы, которым приходилось переносить артиста с места на место). До второго «Оскара» актер добрался в «Нефти» Пола Томаса Андерсона, сыграв в ней циничного и жестокого нефтедобытчика Дэниэла Плэйнвью, чье восхождение на вершину режиссеру удалось срифмовать с утратой им последних примет человеческого существа. Третью статуэтку Дэй-Льюис получил за роль в классическом спилберговском байопике «Линкольн», воплотив в нём легендарного президента США Авраама Линкольна — фигуру для страны почти мифическую. В исполнении Дэй-Льюиса он наконец обрел человеческое, а не монументальное измерение.
Мэрил Стрип
Мэрил Стрип называют величайшей американской киноактрисой в истории. Возможно, справедливо. Стрип всего на один «Оскар» отстает от Кэтрин Хепбёрн, но зато может похвастаться самым большим количеством номинаций — 21. К слову, Хепбёрн и Стрип, несмотря на солидную разницу в возрасте, однажды очутились в одной и той же категории претендентов на «Оскар». В 1982 году Стрип номинировалась за роль в экранизации романа Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта», а Хепбёрн — за роль в драме «На золотом пруду». Победительницей, как вы помните, стала Хепбёрн.
К тому моменту у Стрип уже был один «Оскар». Актриса получила его за роль второго плана в классической драме о разводе «Крамер против Крамера», где сыграла безмерно уставшую жену главного героя-карьериста (Дастин Хоффман), неожиданно оставляющую его с маленьким сыном. Всего через год после поражения от Хепбёрн Стрип получила вторую статуэтку за роль в «Выборе Софи» — одну из лучших в карьере. В экранизации романа Уильяма Стайрона Стрип сыграла удивительно естественно, несмотря на сложность своей трагической героини. Спустя несколько десятилетий и десяток номинаций, Стрип наконец завоевала третий приз Киноакадемии за роль Маргарет Тэтчер в байопике «Железная леди». Режиссера фильма Филлиду Ллойд справедливо обвиняли в политической ангажированности. Вероятно, Тэтчер вышла бы пустой карикатурой — в «Железной леди» она явлена как постепенно теряющий рассудок сгусток реакционных сил, — если бы не выдающаяся игра Стрип, которую отмечали как главное достоинство ленты.
Джек Николсон
Джек Николсон начинал карьеру с фильмов категории B, в частности работал вместе с «крестным отцом» Нового Голливуда Роджером Корманом. Один рецензент метко назвал его ранние работы «барахлом, которое только домохозяйка или критик из Cahiers du cinéma способны досмотреть до конца и полюбить». Первый актерский неуспех убедил Николсона делать ставку на собственный сценарий. Им оказался психоделический «Трип», обретший со временем культовый статус. Сыгравшие в нём Деннис Хоппер и Питер Фонда в ответ пригласили Николсона в свой фильм — в прорывного «Беспечного ездока», который не только изменил американское кино, но и принес актеру признание и первую номинацию на «Оскар».
Снявшись в ряде успешных картин, ставших частью мифологии Нового Голливуда («Пять легких пьес», «Последний наряд», «Китайский квартал»), Николсон укрепился в статусе одного из главных актеров поколения и заработал еще несколько номинаций, но так и остался без победы. Актер называл это «проклятьем Николсона» и не ожидал многого от очередной номинации — за роль обаятельного бунтаря в психбольнице, Р. П. Макмёрфи из «Пролетая над гнездом кукушки». Но именно она принесла ему первый «Оскар» за главную мужскую роль. После долгожданной победы в карьере Николсона случился небольшой спад. И тут очень кстати подвернулась роль в мелодраме Джеймса Брукса «Язык нежности», где Николсон сыграл грубоватого, но притягательного Гарри Бридлава — любовный интерес главной героини фильма, вечно спорящей со своей дочерью. Брукс полагал, что роль Бридлава слишком коротка для звезды — «ради нее придется укротить свое тщеславие». Смирение принесло Николсону второй «Оскар». Еще один фильм Брукса — драма «Лучше не бывает» — подарил актеру третий приз Киноакадемии. Только обаяние Николсона могло превратить его несносного героя — популярного писателя-мизантропа с ОКР — в хоть сколько-нибудь приятную компанию на 139 минут хронометража фильма.
Ингрид Бергман
Шведская актриса, занимающая четвертое место в списке звезд Голливуда, составленном Институтом киноискусства, до сих пор остается самой титулованной оскаровской иностранкой. Правда, отец Ингрид Бергман мечтал о том, чтобы дочь стала оперной певицей. Что свершилось лишь отчасти. Уроки пения, которые актриса брала в юности, пригодились ей в роли хрупкой Полы Алквист в атмосферном «Газовом свете» Джорджа Кьюкора, подарившем название термину «газлайтинг»: по сюжету героиня, наследница большого состояния, оставленного тетей, медленно сходит с ума благодаря козням мужа.
За эту роль Ингрид Бергман была удостоена первого «Оскара». Интересно, что две другие статуэтки она получила также за костюмные постановки. В «Анастасии» она сыграла Энн Андерсон, которую часть белой эмиграции пытается выдать за погибшую русскую принцессу Анастасию ради доступа к банковскому счету Романовых в Лондоне, а в классической экранизации «Убийства в Восточном экспрессе» исполнила небольшую, но запоминающуюся роль Греты Олссон. Режиссер фильма Сидни Люмет предлагал ей куда более заметную роль княгини Драгомировой, но Бергман предпочла Олссон и не ошиблась.
Уолтер Бреннан
Об Уолтере Бреннане, как и о его актерских свершениях, современные зрители знают редко. Между тем Бреннан, чья судьба необычна сама по себе (в кино он подался из-за проблем с прежде успешным бизнесом в конце 1920-х), — один из лучших актеров эпизода в истории. Он до сих пор остается лидером по количеству призов Киноакадемии за роли второго плана. Причем все три свои «Оскара» Бреннан получил в течение шести лет с разницей в два года.
В 1936-м — в год, когда появилась категория «Лучшая роль второго плана», — за роль в мелодраме «Приди и владей», созданной двумя американскими классиками Ховардом Хоуксом и Уильямом Уайлером. В этой истории — о любви энергичного и амбициозного лесоруба Барни Глазгоу к красавице Лотте — Бреннан сыграл ее добродушного мужа и его лучшего друга. В 1938-м — за роль патриарха одного из враждующих семейств в одновременно спортивной, исторической и любовной драме «Кентукки», воссоздающей сюжет Ромео и Джульетты. И в 1940-м — за появление в вестерне уже знакомого нам Уайлера «Человек с Запада» в редкой для себя роли злодея, нечестного судьи Роя Бина — легендарной фигуры истории Дикого Запада (позже этот герой появится во «Времени и судьбе судьи Роя Бина» Джона Хьюстона).
Фрэнсис МакДорманд
Фрэнсис МакДорманд — одна из самых самобытных современных актрис, видная сторонница идей феминизма и давняя спутница и соратница Джоэла Коэна, сделавшая себя имя в дебютном для братьев Коэн фильме — неонуаре «Просто кровь». С тех пор она появилась еще в семи их картинах.
Свой первый «Оскар» за главную женскую роль МакДорманд получила как раз за роль в коэновском «Фарго», в котором сыграла с виду забавную и нерасторопную, но на деле чрезвычайно способную полицейскую Мардж Гандерсон, расследующую похищение женщины в заснеженной Миннесоте. В другой своей оскаровской роли, в драме Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», она, напротив, воплотила жесткую и темпераментную героиню, требующую от шерифа найти убийцу ее дочери. Наконец, последней статуэткой МакДорманд была награждена за роль Ферн — женщины, заново обретающей себя в путешествии в своем маленьком фургончике по пустынным дорогам запада США, — в «Земле кочевников» Хлои Чжао.
Роберт Де Ниро
У Роберта Де Ниро, одного из ярчайших лицедеев поколения, богатого талантливыми актерами, всего два «Оскара». Всего — если учесть длительность его карьеры, начавшейся в конце 1960-х, влияние, которое он оказал на последователей, и десяток великих ролей — от отшельника Трэвиса Бикла в «Таксисте» и несгибаемого Майка Вронски в «Охотнике на оленей» до комичного невротика Руперта Папкина в «Короле комедии» и психопата Макса Кэди в «Мысе страха».
Два своих «Оскара» Де Ниро завоевал довольно рано, в 1970-е. Его первая же номинация оказалась победной. В 1976-м «Крестный отец 2» был абсолютным оскаровским фаворитом, претендуя на 11 наград и взяв шесть. Одна полагалась Де Ниро за роль молодого Вито Корлеоне, из честного торговца превращающегося в нью-йоркского гангстера. В 1980-м Де Ниро был награжден премией Киноакадемии за потрясающее перевоплощение в боксера Джейка Ламотту в «Бешеном быке» Мартина Скорсезе. Обычно, рассказывая о роли Ламотты, упоминают, что Де Ниро набрал вес, чтобы прочувствовать трансформацию своего героя, но кажется важным отметить, что Де Ниро выступил в «Быке» не только как блестящий актер, но и как полноценный соавтор Скорсезе. Именно он уговорил своего старого друга, бывшего в ужасном моральном состоянии, взяться за сценарий про всеми забытого боксера.
Эмма Стоун
Обладательница самой жизнерадостной улыбки в Голливуде и, возможно, самых больших глаз вот-вот догонит Стрип и МакДорманд по количеству «Оскаров». У 35-летней актрисы, которой некогда участие в школьных постановках помогло побороть приступы паники, уже два приза Киноакадемии (оба за главную роль).
Первую статуэтку Эмма Стоун получила за роль начинающей актрисы Мии Долан в душещипательном мюзикле «Ла-Ла Ленд», где она уже в третий раз сыграла в паре с Райаном Гослингом: тот изобразил талантливого пианиста, мечтающего вернуть джазу былое великолепие. Режиссер фильма Дэмьен Шазелл утвердил Стоун на роль, увидев ее в бродвейской постановке мюзикла «Кабаре». Актриса исполнила все вокальные партии своей героини и, кроме «Оскара», получила еще и Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале. Второго приза Киноакадемии Стоун удостоилась за роль в «Бедных-несчастных» — экранизации романа Аласдера Грея, поставленной Йоргосом Лантимосом, пока главным режиссером в карьере актрисы (на их счету уже три совместных фильма). Здесь Стоун выпала редкая задача — воплотить героиню, проходящую разные стадии интеллектуального и физического развития, начиная с младенческого возраста.
Кристоф Вальц
Пути «Оскара» неисповедимы. Это в очередной раз подтверждает история Кристофа Вальца. Австрийский актер мечтал о голливудской славе и в молодости, в 1970-х, переехал в Нью-Йорк, где посещал курсы Стеллы Адлер и Ли Страсберга, но в итоге, не добившись успеха, вернулся в Европу и следующие 30 лет снимался в основном в телесериалах. И только в 2009-м после выхода «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино Вальц наконец получил признание, став со временем первым актером-неамериканцем, награжденным двумя «Оскарами» (среди актрис те же два «Оскара» у немки Луизы Райнер).
Интересно, что обе награды Вальц получил именно за роли в фильмах Тарантино, работы которого прежде актерскими «Оскарами» не отмечались. В «Бесславных ублюдках» австриец сыграл харизматичного полковника СС и полиглота Ганса Ланду, известного как «Охотник на евреев», человека сколь обаятельного, столь и опасного. А в нео-вестерне «Джанго освобожденный» Вальц изобразил уже охотника за головами на Диком Западе, правда не в пример куда более человечного, — и вновь получил «Оскар».