Опубликовано 17 сентября 2024, 13:04
12 мин.

«Мне нравится снимать интересные места»: Интервью с Батыром Моргачёвым, оператором сериалов «Трасса» и «Аутсорс»

Поделиться:
«Мне нравится снимать интересные места»: Интервью с Батыром Моргачёвым, оператором сериалов «Трасса» и «Аутсорс»

На фестивале «Новый сезон» состоялась премьера сериала «Аутсорс», а в Okko уже можно посмотреть три эпизода «Трассы». Оба проекта поставил режиссер Душан Глигоров, а снял оператор Батыр Моргачёв. Это уже девятый совместный проект творческого дуэта. Поговорили с Батыром Моргачёвым о двух совершенно разных сериалах, работе в сложившейся команде и особенностях съемки проектов в отдаленных уголках России.

Аутсорс
Жанр: Драмы
2024, 1 сезон
Россия, 18+
Режиссер: Душан ГлигоровГлавные роли: Иван Янковский, Эльдар Калимулин, Данил Стеклов, Виталий Коваленко, Дмитрий Сумин, Леонид Тележинский

— Расскажите, пожалуйста, как вообще проходили съемки «Трассы» и чем они отличались от ваших предыдущих проектов?

Батыр Моргачёв: Проходили тяжело, как всегда. Работа с Душаном — это серьезное испытание. Он из тех режиссеров, которые требуют максимального подключения к процессу, и съемочная группа работает на все 300 %. Но одновременно эта работа была чистым наслаждением, потому что мы все вместе подключались к большому творческому процессу в невероятно красивых пейзажах, которые мы выбрали для съемок. Работа была очень напряженной, но при этом абсолютно незабываемой и для меня, и для всей группы. Нам досталась очень сплоченная группа больших единомышленников.

В «Трассе», если вы смотрели титры, у нас случился большой реюнион, и это была особенная радость, потому что собралась группа, которая делала «Хрустальный». Помимо автора сценария, продюсерского цеха и Душана, с нами работал замечательный художник Денис Исаев, вместе с которым мы делали «Хрустальный». С нами работали второй режиссер Лена Шилова, режиссер монтажа Екатерина Бересневич, композитор Сергей Каширин, операторский цех и многие-многие другие. То есть люди, с которыми мы провели большое количество времени в пандемийный год. Мы собрались снова, и это была большая радость для нас всех — сделать что-то новое вместе.

Премьера сериала «Трасса»

Фото с премьеры сериала «Трасса»

— Насколько легче работать в такой сложившейся команде?

Батыр Моргачёв: Есть, конечно, специфика, потому что толерантность в каком-то смысле друг к другу падает и какие-то вещи обостряются. Но мой творческий метод — делать свою жизнь и переживания внутри группы частью общего результата. Я не думаю, что можно просто снять хорошее кино, не пропустив его через себя. Так одна история разными людьми будет рассказана по-разному. Эти переживания и это совместное погружение и рождают фильм, спектакль или любое другое произведение искусства. У нас получается более углубленный процесс работы, потому что мы уже знаем каждый изъян друг друга, и в то же время каждый раз это новый вызов в отношениях — перейти на какую-то новую ступень. Мы с Душаном уже девять проектов вместе сняли и каждый раз пытаемся перезагрузиться, чтобы не опуститься на какую-то планку отношений, которые были до этого, и это каждый раз любопытно. В этом смысле «Аутсорс» вышел совсем другим. Это два проекта, которые шли один за другим, и вы посмотрите: это совершенно другой проект, мы не делали ничего такого раньше. Поэтому отношения в динамике — это интересно.

— Мне показалось, что в «Трассе» красивые горные пейзажи часто противопоставляются преступлениям, интригам, тайнам и вообще творящимся в южном городе ужасам. А какими средствами вы этого достигали и ставилась ли вообще такая задача?

Батыр Моргачёв: Да-да-да, конечно. Смотрите, это был такой хай-концепт наш: мы препарировали нездоровье в здоровье, скажем так. То есть это абсолютно пасторальная природа невероятной красоты, в которой творятся страшные дела. Мы хотели сопоставить вечную природу и ее гармонию и несовершенство людей, которые калечат друг друга на ее лоне. Поэтому мы выбрали такое место. На уровне сценария там был просто некий городок на трассе, а мы предложили продюсерам и сценаристу Олегу Маловичко перенести действие туда. Он потом уже адаптировал сценарий и дописал какие-то моменты. Это именно курортный город, ничто не предвещало беды, но тем более жутко выглядят дела, которые там творятся. Нам не хотелось масла масляного: мол, в страшных панельных коробках творятся страшные дела. Тут, наоборот, история о том, что в такой красоте творятся чудовищные вещи.

Да, делали мы это осмысленно. Более того, образ воды животворящей, воды лечебной… Если ее перепить, она становится очень вредной, то есть дает обратный эффект. Нам было важно показать на экране ржавчину, ржавые трубы. По этим прекрасным курортам течет ржавая вода, которая отравляет все целебные свойства источников. Это тоже образ, который мы старались развить на экране. Достигали визуально за счет контраста, за счет туманов, которые нас, с одной стороны, и настигали и которые в том числе мы дорабатывали с помощью пиротехников и спецэффектов.

Трасса
Жанры: Драмы, Триллеры
2024, 1 сезон
Россия, 18+
Режиссер: Душан ГлигоровГлавные роли: Карина Разумовская, Александр Ильин мл., Анна Михалкова, Елизавета Ищенко, Семён Серзин, Алексей Фатеев

— Вот вы сказали про воду, и я вспомнил несколько характерных эпизодов. На экране и горный ручей есть, а здравница, в которой содержат девочку-убийцу, для нее оказывается тюрьмой.

Батыр Моргачёв: Да, там еще есть гостиница с названием «Исток». Когда волонтеры общаются, ей предлагают минеральную воду. Это снято в бювете очень красивом, в стиле советского модернизма, с характерными такими стеклами, с пальмами за окнами. Эти образы будут повторяться. И вода, и ржавчина.

Премьера сериала «Трасса»

Фото с премьеры сериала «Трасса»

— Насколько было сложно обходить какие-то приемы, которые уже были использованы в «Хрустальном»?

Батыр Моргачёв: С одной стороны, мы хотели по-новому высказаться и развить тему, которая была в «Хрустальном», с другой, от каких-то вещей мы, наоборот, не отказывались, чтобы был диалог двух произведений. Они автономны, но, с другой стороны, работают как диптих. В моем представлении «Хрустальный» — это история, рассказанная с мужской стороны: про травмы, наносимые друг другу в мире мужчин, которые заклевывают слабого, должны подтверждать свою силу. А тут история женская, о том, как травмированы женщины, как травмируются в этом обществе маленькие девочки и как в принципе это зло перетекает из поколения в поколение. Это зло не ограничивается мужчинами или женщинами, оно просто само по себе существует и травмирует всё общество — мальчиков, девочек или взрослых. Это продолжение исследования темы травмы, поэтому ряд приемов мы использовали совершенно осмысленно. Мы старались, чтобы в «Трассе» всё было очень достоверно, как и в «Хрустальном».

Но здесь история женская, и мы выбрали образ воды, образ того, что наполняет мир вокруг жизнью, зеленью. То есть «Хрустальный» — выжженная история. Это зло под солнцем: солнце, с одной стороны, дает энергию, с другой, может выжечь всё вокруг. А здесь тема воды как тема женского, женской природы.

Сериал «Трасса»

Кадр из сериала «Трасса»

реж. Душан Глигоров, 2024

— Если смотреть на все ваши последние проекты, кажется, что вы всё время в разъездах и экспедициях в разных уголках России. А нет ли у вас желания снять что-то московское или петербургское, что-то городское и заведомо узнаваемое? Или вам, наоборот, нравится открывать неожиданные места?

Батыр Моргачёв: Мне нравится снимать интересные места. В Питере мы с Душаном снимали «Химеру», и это было чудесное время. Я обожаю Санкт-Петербург, и это было относительно недавно. Я с удовольствием туда еще вернусь. В Москве я снимаю прямо сейчас.

В Москве снимать стало очень сложно, очень дорого, и проблема столицы в том, что здесь много съемочных групп и объекты одни и те же. Ты приходишь на объект, и ты видел его уже миллион раз везде, поэтому найти какую-то свою изюминку в Москве уже гораздо сложнее, чем вскрывать совершенно удивительные пласты в тех местах, где никто не снимал. Вот мы снимали в Мин. Водах два проекта подряд. «Аутсорс» частично тоже там снимался.

Там потенциал самих объектов просто невероятный: от курортов царской России а-ля Баден-Баден до модернистских и конструктивистских пансионатов советских времен. Удивительная природа. И мы приезжаем и понимаем, что там никто никогда толком не снимал. Для меня этот регион был чистым открытием. Я никогда там не бывал, разве что проездом, толком ничего не видел. Удивился, насколько там вообще много всего интересного. И всё это видно в сериале.

Я с удовольствием побыл бы дома в Москве и поснимал. Был бы интересный сценарий про Москву.

Химера
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.1
Жанры: Криминальное, Драмы, Триллеры
2022, 1 сезон
Россия, 18+
Режиссер: Душан ГлигоровГлавные роли: Эльдар Калимулин, Александр Кузнецов, Лукерья Ильяшенко, Егор Корешков, Андрей Смирнов, Василий Михайлов

— Вот вы говорили про узнаваемость локаций, и я вспоминаю какие-то сериалы, где одни и те же панельные кабинеты начальников правоохранительных органов, одни и те же виллы и квартиры богачей, и понимаю прекрасно, о чем вы говорите.

Батыр Моргачёв: Есть даже какие-то мемы в разных телеграм-каналах про кино. Когда собирают одни и те же объекты в разных сериалах — «Слово пацана» и еще три проекта, которые вышли в этом году. Локейшен-менеджерам, которые сдают эти объекты, выгодно прокатывать уже то, что они нашли, а не искать что-то новое. Например, когда мы с Душаном готовим проект — как правило, мы работаем с художником-постановщиком Денисом Исаевым, — мы куда-то едем и сами ногами проходим, шерстим по интернету. Так было с «Хрустальным», так было с «Трассой». С «Аутсорсом» была вообще интересная история. Я давно мечтал снять в Петропавловске-Камчатском. Я там много раз бывал, и, когда мы запускали проект, генеральный продюсер Иван Самохвалов говорит: «Мне хочется снять этот проект на море зимой». Я ему говорю: «Я знаю одно такое место», — и предложил на Камчатку слетать. Мы полетели туда и нашли как раз то, что нам было нужно. Почти вся натура в «Аутсорсе» снята на Камчатке. Интерьеры сняты в разных местах, а натура вся там.

Премьера сериала «Трасса»

Фото с премьеры сериала «Трасса»

— Расскажите про визуальные особенности «Аутсорса».

Батыр Моргачёв: «Аутсорс» — проект про тюрьму и про надзирателей, которые торгуют смертной казнью. Главная идея, которую я предложил Душану и которую он поддержал, заключается в том, что тюрьма не только в тюрьме, тюрьма — она в голове. Это проект не про людей, которые сидят, а про то, что люди не хотят отвечать за свою жизнь, отдают ее на аутсорс, о том, что есть внутренняя тюрьма. И мы в этом проекте искали как раз эту тюрьму. Я предложил Душану весь проект снять на стены и на клетку, но в каждой стене мы искали орнамент или линии решетки. То есть в кухне, например, плитка. И там много такого: ты смотришь и понимаешь, что всё вокруг — это клетка. И это очень геометричный проект, очень статичный в плане движения камеры и выверенный по композиции именно под такую жесткую разлинейку. То есть мы намеренно искали эту клетку.

Но контрастом той клетке, в которую загоняют себя люди, выступает природа. Петропавловск-Камчатский уникален тем, что это город, который находится в сейсмически опасной зоне, — вулканы рядом, так что случаются землетрясения. Весь город — это разлинованные кварталами пятиэтажки, при этом он находится прямо у подножия трех вулканов и океана. Контраст в том, что рядом есть эти потрясающие пейзажи, а люди сами себя запихивают в клетку. Так что визуально мы искали в этом проекте человеческую клаустрофобию, человеческую замкнутость, невозможность разобраться друг с другом на фоне вечной природы, которая рядом, которая дышит этими вулканами. А еще рядом океан, который смывает человеческие пороки. На этом контрасте очень любопытно получилось возвеличить страдания людей, которые творят, в общем-то, мелкие вещи, но в результате губят друг друга.

Проект про геометрию. Если в «Трассе» — пасторальные пейзажи и туманы, то в «Аутсорсе» — жесткая геометрия и желание людей вырваться из этой клетки. И, разумеется, драма каждого человека.

Сериал «Аутсорс»

Кадр из сериала «Аутсорс»

реж. Душан Глигоров, 2024

— В «Трассе» много средних и дальних планов, например с петляющей по дороге машиной. И ты чувствуешь большой простор. Я так понимаю, в «Аутсорсе» такого поменьше будет.

Батыр Моргачёв: Там это тоже как контраст: в сценах на улице мы видим, что есть клетки домов и невероятная природа. Там много классных ракурсов в городе, где просто едет машина и вот эти вулканы по фонам. Или мы снимали на океане. Есть природа, есть масштаб, но вы правы, «Аутсорс» — очень камерный проект, и он в основном снят в интерьере. И его было очень тяжело снимать, потому что это еще и 90-е, это советское строение, и мы забивались всей группой в двух- или трехкомнатные квартиры, где было просто не протолкнуться. Эту клаустрофобию мы испытали на себе. Это ощущение есть в кадре, который мы осмысленно делали, — это желание вырваться в пейзаж за окном.

— А есть ли у вас любимые жанры, в которых приятнее или легче работать?

Батыр Моргачёв: Я бы не сказал, что у меня прямо есть любимые жанры. Тут зависит скорее от сценария и от людей, которые зовут снимать. Я в принципе в разных жанрах работаю, но в целом, конечно, больше это драма. Она, наверное, так или иначе, ближе всего, в разных ее проявлениях. Вот «Трасса» — это драма с элементами триллера, детектива.

— А «Химера» — это скорее криминальная драма.

Батыр Моргачёв: Да, это криминальная драма. Но при этом есть еще другие проекты. У меня как-то сейчас так сложилось, что сразу много проектов выходит. На Kion вышел фильм «Одним днем», который мы со Стасом Ивановым делали. Там совсем другая эстетика и вообще другое кино. У нас фильм поделен на две части: первая — в стиле сахарной кустодиевской России, китчевая немножко игра. Китч как эстетика: сахарная вата такая красивая. А вторая часть мрачная — Петербург Достоевского. Эти две части делятся осмысленно. Мелодрама это или комедия — не знаю, стык жанров. Всё равно это драма, которая прикидывается комедией. Мне дико интересно было снять такое кино. То есть я открыт жанрам. Я не думаю, что в жанре дело, дело в людях, которые снимают историю.

— Есть ли у вас разница в подходе, если это фильм и если это сериал? Или опять-таки всё в создателей упирается?

Батыр Моргачёв: Ну не знаю, я стараюсь снимать сериалы как многосерийные фильмы. Я не думаю, что есть глобальная разница в качестве или в чем-то еще. Вопрос просто в том, что ты можешь успеть рассказать за десять минут, за час или за десять часов. Так или иначе, я берусь за те проекты, к которым я чувствую, что могу подключиться и прожить их. Пустых историй, которые меня не цепляют, я стараюсь избегать.

Премьера сериала «Трасса»

Фото с премьеры сериала «Трасса»

— Часто ли вы сейчас успеваете смотреть другие фильмы, сериалы и подсматриваете ли что-то у коллег?

Батыр Моргачёв: Ну разумеется, мы живем в мире культуры, этим и отличаемся от других живых существ. Всё, что происходит вокруг, нас формирует. Культурное общение необходимо. Меня за жизнь сформировало очень много людей, и больших художников в том числе.

Смотрю ли я наше кино? Смотрю, конечно. Сериалы меньше, потому что им нужно посвятить больше времени. Но что-то смотрю, безусловно. Сейчас выходит много замечательных фильмов. Мне посчастливилось съездить прошлой осенью на «Маяк». У меня там тоже была картина — «Эра». Это дебют очень интересного и суперталантливого Вениамина Ильясова. Вот мы с ней ездили.

Я посмотрел там 10 картин: за пять дней по две-три картины в день. Честно говоря, я наше кино, наверное, даже больше смотрю, чем западное. Думаю, что сейчас наше кино в хорошей фазе: очень много талантливых людей вокруг, и, безусловно, я за всеми ними слежу и стараюсь быть в этом поле, стараюсь с ними общаться. На «Маяке» было много работ классных. Мне очень понравилось, как снят фильм «Контакты». Шикарно снят. «Рыжий» — замечательная картина тоже. То есть я всё время смотрю какие-то наши фильмы. «Свет» мне очень понравился. «Птица ищет клетку» — замечательный фильм. Это всё фильмы, которые я посмотрел где-то за год. Хотелось бы больше смотреть, честно говоря, но идет проект за проектом, и поэтому тяжело.

Если говорить про какие-то референсы, я не ограничиваюсь только кино. Например, в случае с «Аутсорсом» мне показались очень близкими в фотографическом смысле работы Димы Маркова, который недавно умер. На уровне подхода: что мне хотелось, у него в фотографиях есть. Может быть, мне он ближе, чем кто-либо из наших современных операторов.

— Да, он совершенно замечательный.

Батыр Моргачёв: То есть культура перетекает из одной области в другую. Много талантливых людей вокруг, и это приятно. Грустнее было бы, если бы не было, с кем поговорить, так что, я думаю, что всё в этом плане неплохо. Хороших авторов очень много.

Новое в подписке

Лучшее в подписке