«Эра» Вениамина Илясова: Женщина на грани нервного срыва
В Новгороде завершился первый фестиваль молодого кино «Новое движение». Главный приз смотра жюри во главе с режиссером Иваном И. Твердовским отдало мелодраме Вениамина Илясова «Эра». Это полнометражный дебют постановщика из Казахстана. Рассказываем о пестром фильме, в котором отчетливо видны мотивы творчества Педро Альмодовара и Сергея Параджанова.
Женщина средних лет по имени Эра (Марианна Шульц), названная так родителями в честь радиоприемника, на последние деньги отправляется вместе с прикованным к инвалидному креслу сыном Андрюшей (Геннадий Блинов) в дом на берегу Черного моря. Раньше здесь жила мама Эры и дочь Саша (Ольга Кавалай-Аксёнова). Саша приезду родственников не рада: мама бросила ее много лет назад на попечение бабушки, а теперь вдруг вернулась. Эра кормит с ложечки сына, включает Андрюше советские мультфильмы, а сама пытается наладить личную жизнь. На горизонте сначала появляется не снимающий майки Анатолий (Фёдор Лавров) с неясным криминальным прошлым. Кавалера сменяет Алик (Сейдулла Молдаханов), которому нужно российское гражданство. Наивная Эра настолько боится одиночества, что снова и снова становится жертвой аферистов и проходимцев. С работой всё не ладится, деньги кончаются, приходится продавать золотые сережки и другие семейные ценности.
«Эру» впервые показали на прошлогоднем фестивале «Маяк» в Геленджике. Там дебют Вениамина Илясова остался без наград. Прочитав синопсис картины, можно решить, что перед нами очередная мелодрама о нелегкой женской доле. Безденежье и сын-инвалид — действительно непростая ситуация, но постановщика не интересует социальная драма. Фильм наполнен яркими красками и необычными узорами. Эра постоянно примеряет на рынке новые платья, которые не может позволить себе купить, а дом завешан восточными коврами. Пусть даже денег нет, но красота в жизни всё равно должна быть.
Сюжет Илясова, кажется, тоже не очень интересует. Прошлое центральных персонажей туманно, да и сама Эра остается загадкой. Женщина средних лет ищет родственную душу и, подобно радиоприемнику, готова подстраиваться под возможных кавалеров, не замечая их очевидных недостатков. Периодически Эра дает волю эмоциям и чуть ли не плачет, но всегда находит в себе силы подниматься. Не очень понятно, зачем именно неприкаянная героиня отправилась к Черному морю вместе с беспомощным сыном. Возможно, просто решила, что это красивый жест. Море, солнце, скалы, простор — мир кажется лучше. Пестрый сеттинг прячет душевные раны главной героини. Да и социальная среда не добавляет радости. Эра пытается продать блузку — оказывается в дежурной части, где полицейский не думает жалеть мать инвалида. Владелица ресторана, в котором Эра трудится посудомойкой, тоже не собирается входить в положение женщины. Мать-одиночка кажется чужеродным, нездешним элементом черноморского побережья. Местные только удивляются, каким ветром Эру с Андрюшей сюда занесло.
То и дело в мир Эры и Андрюши ненадолго заглядывают новые необычные персонажи. Кажется, про каждого из них можно было бы снять отдельный фильм. А однажды дама навещает возможного отца Андрюши (Жан Даниэль) — то ли писателя, то ли просто представителя богемы, дом которого больше похож не на жилое помещение, а на провинциальный музей. Появление Даниэля, постоянного актера Киры Муратовой, едва ли является случайным. Вселенная фильма сразу же начинает играть новыми красками. Удивительным образом в «Эре» выставка диковинных личностей выглядит органично. Словно бы все чудаки-одиночки собрались вместе где-то на краю света.
Нетрудно догадаться, творчеством каких режиссеров вдохновлялся Илясов. В кадре то тут, то там появляются визуальные отсылки к Педро Альмодовару, Сергею Параджанову или Рустаму Хамдамову. И у молодого автора получается действительно красочное зрелище, правда, есть сомнения, что постановщику удается уйти дальше любопытного жанрового упражнения. Безусловно, это расширение привычных рамок мелодрамы, но в сюжете слишком много вызывающих легкое раздражение лакун. Едва ли фильм доберется до широкого проката, но в качестве экзотического и эксцентричного сюрприза «Эра» способна украсить программу любого отечественного фестиваля.