Итоги Венецианского фестиваля: Невеста Франкенштейна и гуманизм
На острове Лидо подошел к концу юбилейный 80-й Венецианский фестиваль. «Золотого льва» — главную награду киносмотра — завоевала фантасмагорическая сказка Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Фильм с Эммой Стоун, Уиллемом Дефо и Марком Руффало был фаворитом и у зрителей, и у критиков. Рассказываем о наиболее интересных фильмах Венецианского фестиваля и перечисляем победителей.
Также предлагаем вам вспомнить лучшие фильмы Каннского фестиваля 2023 и фильмы-номинанты на «Оскар-2023».
В этом году можно уверенно сказать, что Венецианский фестиваль удался. Возможно, в 2023-м Мостра смогла перещеголять Каннский киносмотр. Количество громких и вполне оправдавших ожидания премьер зашкаливало. Да, в последнее время Венецию можно обвинить в некотором перекосе в сторону американского кино, и победу одержало студийное голливудское кино, но, безусловно, авторское и оригинальное. После киносмотров на острове Лидо в Торонто и Теллурайде сформировался пул оскаровских фильмов. Венеция — точка отсчета наградного сезона. Кроме того, после сентябрьских фестивалей можно уверенно составлять гигантский список новинок, которые обязательно нужно посмотреть.
В основном конкурсе показали новые работы Йоргоса Лантимоса, Софии Копполы, Рюсукэ Хамагути, Дэвида Финчера, Майкла Манна, Брэдли Купера, Пабло Ларраина, Люка Бессона и Маттео Гарроне. Но сильна была и внеконкурсная программа, в которой состоялись премьеры фильмов Вуди Аллена, Романа Полански, Ричарда Линклейтера, Хармони Корина, Квентина Дюпьё, Уильяма Фридкина и Уэса Андерсона. От имен может закружиться голова.
Фильмом открытия киносмотра стала итальянская военная драма Эдоардо Де Анджелиса «Команданте», на закрытии показали приключенческий триллер испанца Хосе Антонио Байоны «Общество снега». В программе «Венецианская классика» участвовали две советские картины: «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского и «Тени забытых предков» Сергея Параджанова.
Во время фестиваля были вручены два почетных «Золотых льва» за вклад в кинематограф. Наград удостоились режиссер Лилиана Кавани («Ночной портье», «Франциск» и «По ту сторону двери») и актер Тони Люн Чу Вай, звезда гонконгского кино, а особенно фильмов Вонга Карвая.
Председателем жюри основного конкурса был американский режиссер Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд» и «Одержимость»). В число судивших фильмы в Венеции вообще входило непривычно много режиссеров. В жюри были постановщики Джейн Кэмпион, Мартин МакДона, Миа Хансен-Лёв, Сантьяго Митре, Габриэле Майнетти и Лора Пойтрас (победительница прошлогоднего фестиваля с картиной «Вся красота и кровопролитие»). Компанию им составили актеры Салех Бакри и Шу Ци.
Вот как распределились награды 80-го Венецианского фестиваля.
Основной конкурс
«Золотой лев»
«Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос
Гран-при жюри
«Зла не существует», реж. Рюсукэ Хамагути
«Серебряный лев» за лучшую режиссуру
Маттео Гарроне, «Я — капитан»
«Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль
Кейли Спейни, «Присцилла»
«Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль
Питер Сарсгаард, «Память»
Приз за лучший сценарий
Гильермо Кальдерон, Пабло Ларраин, «Граф»
Специальный приз жюри
«Зеленая граница», реж. Агнешка Холланд
Приз Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру / молодой актрисе
Сейду Сарр, «Я — капитан»
Программа «Горизонты»
Лучший фильм
«Объяснение всему», реж. Габор Рейш
Лучший режиссер
Мика Густафсон, «Рай в огне»
Специальный приз жюри
«Бесконечное воскресенье», реж. Ален Парони
Лучшая актриса
Маргарита Роза Де Франсиско, «Рай»
Лучший актер
Тергел Болд-Эрдене, «Город ветра»
Лучший сценарий
Энрико Мария Артале, «Рай»
Лучший короткометражный фильм
«Короткая поездка», реж. Эреник Бекири
Другие награды
Премия Луиджи де Лаурентиса
«Любовь — это оружие», реж. Ли Хунчи
Приз ФИПРЕССИ в основном конкурсе
«Зла не существует», реж. Рюсукэ Хамагути
Приз ФИПРЕССИ в параллельных программах
«Бесконечное воскресенье», реж. Ален Парони
Премия Всемирной католической ассоциации по коммуникациям (SIGNIS)
«Я — капитан», реж. Маттео Гарроне
Приз Всемирной католической ассоциации по коммуникациям — особое упоминание
«Меч короля», реж. Николай Арсель
Премия Пазинетти за лучший фильм
«Я — капитан», реж. Маттео Гарроне
«Голубой лев»
«Домоводство для начинающих», реж. Горан Столевски
Рассказываем подробнее о некоторых фильмах Венецианского фестиваля.
«Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос (основной конкурс, «Золотой лев»)
Альтернативный викторианский Лондон. Гениальный хирург Годвин (Уиллем Дефо) оживляет прыгнувшую с моста беременную супругу Беллу (Эмма Стоун) и пересаживает ей мозг нерожденного малыша. Девушка быстро учится. Годвину даже приходится обратиться за помощью к студенту-медику Максу (Рами Юссеф), чтобы тот за ней наблюдал. Также в жизни Беллы появляется состоятельный юрист Данкан (Марк Руффало), который берет девушку с разумом младенца с собой в путешествие. В странствии она знакомится с удивительным миром.
Сценарий фильма, победившего на Венецианском фестивале, написал Тони МакНамара, с которым Лантимос уже работал над «Фавориткой». «Бедные-несчастные» — экранизация одноименного романа Аласдера Грея 1992 года. Действие фильма развивается в декорациях ретрофутуристического стимпанка, а режиссер не боится переходить из цветного изображения в монохром. Но особо, конечно, стоит отметить выдающуюся актерскую игру Эммы Стоун.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
«Зла не существует», реж. Рюсукэ Хамагути (основной конкурс, гран-при жюри)
Снежный пейзаж. Такуми (Хитоси Омика) набирает воду из горного ручья посреди леса. Его дочка Хана (Рэи Нисикава) изучает растения. Девочка и ее отец живут в деревушке неподалеку от Токио. Однажды становится известно, что крупная компания приобрела землю рядом с населенным пунктом и собирается построить глэмпинг со всеми удобствами, отчего может пострадать водоснабжение деревни. Напряжение между городскими капиталистами и сельскими жителями нарастает.
«Зла не существует», получивший гран-при жюри, снял Рюсукэ Хамагути, автор картин «Сядь за руль моей машины» и «Случайность и догадка». Пока всё внимание в Венеции было приковано к громким американским картинам, тихий японский фильм с отличным сценарием добрался до второй по значимости награды. Проще всего было бы сказать, что Хамагути снял фильм о пренебрежительном отношении человека к природе. Однако это еще и кино о противостоянии разных подходов к жизни.
«Я — капитан», реж. Маттео Гарроне (основной конкурс, «Серебряный лев» за лучшую режиссуру, Приз Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру / молодой актрисе — Сейду Карр)
Сейду (Сейду Старр) и Мусса (Мустафа Фолл) — кузены и лучшие друзья. Оба живут в Дакаре в страшной нищете и потихоньку копят деньги, чтобы поехать в Европу и стать музыкантами. Впереди Сейду и Муссу ждут опасные встречи с мафией и пограничниками, путешествие через пустыню Сахара и плавание на плоту.
Автор «Гоморры» и «Догмэна» Маттео Гарроне обычно участвует в Каннском фестивале. У режиссера два гран-при киносмотра на Лазурном берегу. В Венеции он представил эмоциональное роуд-муви о преградах на пути юных мигрантов, которые рвутся к лучшей жизни. В случае африканцев это, конечно же, Европа. Сценарий Гарроне написал вместе с Массимо Чеккерини, Массимо Гаудиозо и Андреа Тальяферри. При работе над текстом они использовали реальные истории африканских мигрантов. Главные роли в картине исполняют непрофессиональные актеры, отобранные для съемок в ходе открытого кастинга.
«Присцилла», реж. София Коппола (основной конкурс, «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль — Кейли Спейни)
Кумир всех девчонок 1950-х Элвис Пресли (Джейкоб Элорди) заметил 14-летнюю Присциллу (Кейли Спейни) на одной из вечеринок. Место экзотическое — военная база в Западной Германии. Здесь служат Элвис и папа-летчик Присциллы. Школьница влюбляется в певца в первую секунду и без оглядки, а затем пытается отыскать свое место в жизни Короля рок-н-ролла, который вечно пропадает на гастролях.
София Коппола сняла необычную биографическую драму, в центре внимания которой не знаменитый музыкант, а вечно оставляемая им на втором плане юная супруга. За свою роль Спейни получила «Кубок Вольпи». В основе картины лежат мемуары Присциллы Пресли «Элвис и я». На протяжении 15 лет Король то вспоминал, то забывал свою молодую жену. Их отношения точно нельзя назвать счастливыми. «Присцилла» показывает крушение идеала в глазах одной конкретной девушки, хотя бросает тень и на знаменитого певца, который не мог не быть эгоистом.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
«Память», реж. Мишель Франко (основной конкурс, «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль — Питер Сарсгаард)
Сильвия (Джессика Честейн) работает в благотворительном центре, воспитывает дочь-подростка и отчаянно борется с алкоголизмом. А еще женщина давно старается избегать общения с мужчинами из-за детских травм. Жизнь Сильвии круто меняется, когда на встрече выпускников за ней увязывается странный бородач (Питер Сарсгаард). Как выясняется позднее, у него деменция.
Мексиканец Мишель Франко специализируется на сентиментальных драмах о травмированных героях. Исключением, пожалуй, является антиутопия о военном перевороте «Новый порядок». «После Люсии» было исследованием проблемной жизни девочки-подростка и школьного буллинга, а в «Хронике» Тим Рот играет медработника, ухаживающего за неизлечимо больными пациентами. В «Памяти» два несчастных человека пытаются если не построить отношения, то хотя бы найти близкого по духу. Питер Сарсгаард получил на фестивале «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль. Фильм выйдет в российский прокат.
«Граф», реж. Пабло Ларраин (основной конкурс, приз за лучший сценарий)
Диктатор Аугусто Пиночет (Хайме Ваделл) сумел дожить аж до 250 лет. По утрам он пьет смузи из человеческих сердец, а в другое время суток предпочитает кровь граждан своей страны. Тиран является вампиром и, с учетом власти, может регулярно питаться. Но однажды Граф (как сам просил себя называть Пиночет) решает всё-таки умереть.
Талантливый чилийский режиссер Пабло Ларраин в последние годы неожиданно превратился в мастера неортодоксальных байопиков. Но если «Спенсер» и «Джеки» говорили о сильных женщинах англоязычного мира, теперь настала очередь героя исключительно отрицательного. Правда, с учетом жанра сатирической фантазии к диктатору можно проникнуться даже некоторой симпатией. Ларраин показывает неоднозначное отношение на родине к чилийскому диктатору на примере выдуманных похорон. Кто-то плюет на стеклянную крышку гроба, другие причитают, как теперь жить дальше. Страны, долгое время находившиеся под властью тиранов, не один год пытаются побороть ПТСР. Картина, получившая приз за сценарий в Венеции, уже доступна на Netflix.
«Убийца», реж. Дэвид Финчер (основной конкурс)
Высококлассный и никогда не ошибающийся наемный убийца (Майкл Фассбендер) отправляется в Париж, чтобы разобраться с очередной жертвой. Вот только на сей раз у философствующего киллера всё идет не по плану. Теперь уже наемного убийцу хотят устранить, а сам он едет расправиться с заказчиками.
Любой новый фильм Дэвида Финчера — большое событие. А к любимому жанру триллера режиссер не обращался девять лет, со времен «Исчезнувшей». «Убийца» основан на графических новеллах, нарисованных Люком Жакамоном и написанных Алексисом Ноленом. Адаптировал комиксы под кино Эндрю Кевин Уокер, сценарист «Семи». На людях киллер молчалив, но у зрителей есть эксклюзивный доступ к его внутреннему голосу, так что мы знаем, что на самом деле он ни на секунду не затыкается. Финчер снял классический нуар в стиле лучших работ Жан-Пьера Мельвиля. Как всегда, постановщик стилистически безупречен. Фильм станет доступен на Netflix 10 ноября.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
«Догмен», реж. Люк Бессон (основной конкурс)
Дождливой ночью полицейские останавливают грузовик. За рулем сидит эксцентричный Даг (Калеб Лэндри Джонс) в розовом платье Мэрилин Монро из культовой картины «Джентльмены предпочитают блондинок». В фургоне у водителя свора собак. С четвероногими друзьями у Дага отношения вообще складываются намного лучше, чем с людьми. На протяжении всего фильма, который заключен в рамку допроса главного героя, мы узнаём новые подробности его непростой биографии. Например, детство мальчик провел в клетке, затем были инвалидное кресло и волонтерство в собачьем приюте.
Последний раз фильм Люка Бессона показывали на престижном мировом фестивале в 1997 году. Тогда «Пятый элемент» открывал Канны. «Догмен» — эффектный и бросающий вызов хорошему вкусу боевик о маленьком человеке, который находит кровавый способ отомстить за многолетние обиды. Конечно, это бенефис замечательного Калеба Лэндри Джонса, который ранее отмечался в «Нитраме», «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури» и третьем сезоне «Твин Пикса». Картина выйдет в российский прокат 26 октября.
«Феррари», реж. Майкл Манн (основной конкурс)
В 1957 году Энцо Феррари (Адам Драйвер), бывший гонщик, а ныне владелец известной на весь мир компании, переживает нелучшие времена. Он живет на два дома. В одном его ждет жена и бизнес-партнер Лаура (Пенелопа Крус) — женщина не очень уравновешенная, а иногда встречающая мужа с пистолетом. В другом — молодая любовница Лина (Шейлин Вудли) и общий 12-летний сын. Компания Энцо близка к банкротству. Возможным выходом из кризиса является победа в гонке «Тысяча миль».
Майкл Манн («Схватка», «Соучастник» и «Али») занимался байопиком Энцо Феррари почти 20 лет, для прославленного постановщика это проект мечты. Автор сценария Трой Кеннеди-Мартин умер еще в 2009 году. Как это часто бывает у Манна, это кино о столкновении личной и профессиональной жизни. Зрители ловят Энцо в решающий момент биографии: либо он выплывет и решит все проблемы, либо окончательно потонет. Примечательно, что никогда прежде у режиссера не было столь ярких женских персонажей, как Лаура. «Феррари» выйдет в российский прокат 21 декабря.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
«Великая ирония», реж. Вуди Аллен (внеконкурсная программа)
Юная сотрудница аукционного дома Фанни (Лу де Лааж) случайно натыкается на парижских улицах на писателя Алена (Нильс Шнайдер). Когда-то они вместе учились во французском лицее в Нью-Йорке. Ален признаётся, что всегда был влюблен в Фанни. Парочка начинает гулять по паркам и захаживать в букинистические магазины. У писателя могут возникнуть проблемы, поскольку сотрудница аукционного дома замужем за ревнивым и властным финансистом Жаном (Мельвиль Пупо).
50-й фильм Вуди Аллена снят на французские деньги с французскими актерами и на французском языке. Американский автор снимал в Испании, Италии и Франции, его европейское турне на старости лет продолжается. «Великая ирония» — забавная криминально-романтическая комедия, которая, пожалуй, больше всего из работ Аллена похожа на «Матч-пойнт» и «Иррационального человека». Американский постановщик вновь говорит о случае как о главном вершителе человеческих судеб. Будем надеяться, что это все-таки еще не последняя, хоть и удачная картина автора. На больших экранах «Великую иронию» можно будет посмотреть уже с 28 сентября.