Мультивселенная, детство и дружба: Номинанты на «Оскар-2023»
В ночь с 12 на 13 марта состоится 95-я церемония вручения наград премии «Оскар». Ведущим в третий раз выбран комик Джимми Киммел. Лидером по количеству номинаций стал «Всё везде и сразу». Картина представлена в одиннадцати категориях. Рассказываем о приключенческом головокружительном фильме Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта и других фаворитах премии, а также прикидываем шансы на победу в различных номинациях.
Владелица прачечной Эвелин Вонг (Мишель Йео) готовится к неприятному визиту в налоговую службу. Муж женщины Уэймонд (Ке Хюи Куан) безуспешно пытается подсунуть супруге бумаги о разводе. Эвелин продолжает ухаживать за престарелым сварливым отцом (Джеймс Хун). А дочка Джой (Стефани Сюй) приводит в дом новую девушку, что точно не понравится дедушке. Голова у Эвелин, фактически являющейся главой семейства, идет кругом. Вот-вот может случиться катастрофа. Внезапно в лифте налоговой в Уэймонда вселяется его версия из другой вселенной и говорит, что судьба мира в руках Эвелин. Могущественная Джобу Тупаки — злая версия Джой — хочет уничтожить привычную реальность.
Режиссеры Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт показали себя большими выдумщиками еще в дебютном фильме «Человек — швейцарский нож». Но новая картина во всех отношениях оказалась намного успешнее. Это и ода гонконгским боевикам и фильмам о боевых искусствах, и фантастика о перемещениях во времени и пространстве, и семейная драма, и синефильская радость с отсылками к «Матрице» и фильмам Вонга Кар-Вая. После побед на премиях Гильдий актеров, сценаристов и продюсеров «Всё везде и сразу» считается главным фаворитом в категории «Лучший фильм». Всего картина представлена в одиннадцати номинациях.
С момента событий оригинального фильма прошло 30 лет. Капитан авиации Пит Митчелл (Том Круз) с позывным Мэверик по-прежнему обожает выполнять головокружительные трюки, от которых ревет толпа. Он едва не погибает во время испытаний реактивного самолета, но его действия в воздухе приравниваются к героизму, так что Пита возвращают в элитные силы ВМС «Топ Ган». Он должен подготовить лучших выпускников к опасной миссии. Среди отличившихся новобранцев — Брэдли Брэдшоу (Майлз Теллер), сын погибшего в первой части друга. Юнец с позывным Задира рвется в бой, чтобы послужить родине, но Митчелл не готов отправить подопечного на верную смерть.
Редко встречаются удачные сиквелы по-настоящему эпохальных фильмов, но «Топ Ган: Мэверик» — исключение. Блокбастер собрал в мировом прокате почти 1,5 миллиарда долларов и номинируется на 6 премий «Оскар», в том числе и в категории «Лучший фильм». Второй фильм получился удивительно несовременным — милитаристским, громким, маскулинным, но в то же время по-своему обаятельным. Может быть, Джозефу Косински далеко до Тони Скотта, постановщика оригинальной картины, но Том Круз не стареет и продолжает широко улыбаться, при подходящем случае принимать мужественный облик и источать харизму. Блокбастер стоит смотреть хотя бы ради бенефиса одной из голливудских звезд старой закалки. Интересно, что в категории «Лучшая оригинальная песня» за награду поборются Леди Гага и BloodPop (соавтор текста и музыки) с композицией Hold My Hand. Но, по прогнозам, победить должен трек из индийского блокбастера «RRR: Рядом ревет революция». «Топ Ган: Мэверик» также представлен в категории «Лучшие визуальные эффекты», где с ним должны побороться «Аватар: Путь воды» и «Черная Пантера: Ваканда навеки». Здесь у авиаблокбастера шансы неплохие.
1923 год, остров Инишерин, расположенный возле западного побережья Ирландии. На большой земле идет война, но в кадре она проявляется разве что далекими звуками взрывов и выстрелов. Островитяне стараются на большие исторические события не обращать внимания. Фермер Подрик (Колин Фаррелл) в свободное время обожает заседать в баре с другом-скрипачом Колмом (Брендан Глисон). На самом деле дружить на Инишерине особо не с кем. В качестве альтернативы у Подрика есть разве что недалекий сын полицейского (Барри Кеоган), а живет фермер с незамужней сестрой (Керри Кондон). Однажды Колм заявляет, что больше не хочет видеть Подрика. Фермер в замешательстве и не собирается просто так расставаться с давним другом.
Более двадцати лет назад Мартин МакДона написал три повести об Аранских островах, где драматург провел детство. «Калека с острова Инишмаан» и «Лейтенант с острова Инишмор» увидели свет, а третья часть так никогда и не была опубликована. МакДона переработал старую пьесу и превратил ее в фильм. Главное украшение картины — дуэт Фаррелла и Глисона, но не стоит забывать и про чудесную ослицу Дженни, с которой у фермера теплые дружеские отношения. На «Золотом глобусе» картина стала лучшей в категории «Лучший фильм (комедия или мюзикл)», также Фаррелл получил награду за лучшую мужскую роль, а МакДона — за лучший сценарий. На «Оскаре» «Банши из Инишерина» представлены в девяти номинациях, но в итоге картина может остаться без побед. Наибольшие шансы у «Банши» в категории «Лучший оригинальный сценарий», но и там фаворитом считается «Всё везде и сразу». Фаррелл в главной мужской категории по прогнозам уступает Остину Батлеру из «Элвиса» и Брендану Фрейзеру, исполнившему центральную роль в «Ките».
Весна 1917-го, Первая мировая война идет уже третий год. Четыре юных немецких друга получают повестки в армию и радостно идут на фронт. Парни поют песни, шагают строем и не сомневаются, что через пару недель будут в Париже. Пауль (Феликс Каммерер) даже подделывает подпись родителей, чтобы не отставать от приятелей. Оказавшись на Западном фронте, молодые люди сталкиваются с голодом, холодом, бессмысленными смертями близких товарищей и только мечтают поскорее вернуться домой. Ничего подобного они себе вообразить не могли.
Роман Эриха Марии Ремарка был опубликован еще в 1929 году. Но, удивительное дело, никогда не был экранизирован на родине. «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера — первая немецкая адаптация книги. Это масштабное и эффектное батальное полотно, обличающее милитаризм и предостерегающее мир от любых войн. Увы, как и 100 лет назад, деятели искусства повлиять на политиков никак не могут. Для немецкоязычного фильма девять номинаций на «Оскар» — огромный успех. В большинстве категорий картина считается темной лошадкой, которая едва ли сможет выстрелить. Зато на «Западном фронте без перемен» — фаворит номинации «Лучший иностранный фильм». Пожалуй, тут составить фильму конкуренцию может только представитель Аргентины «Аргентина, 1985».
1952 год, Нью-Джерси. Малыш Сэмми Фабельман (Матео Зорян Фрэнсис-ДеФорд) впервые идет в кинотеатр. Мама Митци и папа Берт (Мишель Уильямс и Пол Дано) отвели сына на «Величайшее шоу мира» Сесила Б. ДеМилля. Сцена, в которой машина сталкивается с поездом, настолько впечатляет мальчика, что он хочет реконструировать ее на железной дороге. Мама предлагает сыну повторить крушение, но запечатлеть его на 8-миллиметровую камеру. Так поезд будет ломаться снова и снова, ведь этот момент можно пересматривать бесконечно. В Сэмми зарождается любовь к кино. С переездом в Аризону он уже ставит с друзьями сцены перестрелок и снимает всё на камеру.
Стивен Спилберг снимает автобиографию, но дает главным героям другую фамилию — Фабельманы. В качестве подготовки к съемкам режиссер показывал актерам семейный архив. В одну картину Спилберг сумел уместить несколько фильмов: это и семейная драма о разводе, и история взросления, и кино о кино. На «Золотом глобусе» картина удостоилась награды в категории «Лучший фильм (драма)». Кроме того, Спилберг был признан лучшим режиссером. «Фабельманы» претендуют на «Оскар» в семи номинациях, в том числе в главной категории. Хорошие шансы на победу у легендарного Джона Уильямса за лучший саундтрек. Но, как и «Банши Инишерина», могут остаться без наград вовсе.
Музыкальный промоутер Том Паркер (Том Хэнкс) разъезжает по южным штатам в середине 1950-х годов вместе с кантри-певцом Хэнком Сноу и однажды слышит набирающую популярность композицию That’s All Right Mama. Записал ее никому на тот момент не известный Элвис Пресли (Остин Батлер). Паркер приходит на выступление запоминающегося вихляющими танцами юноши и понимает, что парня ждет большой успех.
У Пресли чрезвычайно насыщенная событиями биография. Тут и детство в южных штатах, и миллион поклонниц, и талант, и непростое детство в бедной семье, и сложные отношения с продюсером Томом Паркером. У мастера китча База Лурмана разбегаются глаза. С другой стороны, если кто и мог сделать байопик певца, то только австралийский режиссер. Премьера фильма состоялась во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. На «Оскаре» картина представлена в восьми номинациях. Остин Батлер считается фаворитом в категории «Лучшая мужская роль», а четырежды завоевывавшая награду Американской киноакадемии Катрин Мартин, жена Лурмана, наверняка получит золотую статуэтку за лучшие костюмы. На победы в других номинациях «Элвису» надеяться трудно.
Лидия Тар (Кейт Бланшетт) — звезда в мире дирижеров. Она работает в лучших концертных залах мира, преподает и готовится выпустить собственную книгу. Семья Лидии живет в Берлине, а дирижерка чаще обитает в Нью-Йорке. Вместе с концертмейстером Шэрон (Нина Хосс) она воспитывает приемную дочь. Бывшая ассистентка Тар кончает с собой. В это же время Лидия настойчиво продвигает понравившуюся ей виолончелистку в оркестре — Ольгу (Софи Кауэр), молоденькую русскую. До поры до времени все готовы закрывать глаза на грешки Тар, но правда всё равно всплывает.
Американец Тодд Филд снял две драмы — «В спальне» и «Как малые дети», — после чего замолчал на 16 лет. Премьера «Тар» состоялась в конкурсе Венецианского фестиваля. Кейт Бланшетт завоевала на Лидо кубок Вольпи за лучшую женскую роль, а потом удостоилась и «Золотого глобуса». Обладательница уже двух «Оскаров», актриса в этом году — явный фаворит гонки. Всего «Тар» представлена в шести номинациях, но шансов на победу, не считая Бланшетт, мало. В какой-то момент можно поймать себя на мысли, что мы смотрим байопик реально существовавшей дирижерки, — настолько филигранно Бланшетт вживается в роль, к тому же Филд снабжает биографию Лидии Тар десятками деталей. Где заканчивается личная жизнь и начинается работа? Всё ли позволено большим талантам? Пожалуй, «Тар» даже слишком умна, чтобы стать триумфатором «Оскара».
В выдуманной меннонитской колонии Молочна не редки случаи изнасилования женщин. Мужчины приходят по ночам, накачивают жертв транквилизаторами и насилуют. Старейшины покрывают преступников и уверяют, что пятна крови на простынях являются свидетельством наказаний за грехи. Жительницам общины запрещено посещать школу, они не имеют ни малейшего представления, в какой стране находятся и какие действуют в мире законы. Однажды насильников ловят на месте преступления. Старейшины сдают мерзавцев полиции. Остальные мужчины отправляются в город, чтобы продать скот и выплатить залог. У женщин есть 48 часов, чтобы решить, что делать дальше: покинуть колонию навсегда, закрыть глаза и ничего не делать или же остаться и бороться за свои права.
«Говорят женщины» — экранизация одноименного романа канадской писательницы Мириам Тейвз. А ее книга основана на реальных случаях изнасилования в колонии Манитоба в Боливии. Тейвз сама выросла среди меннонитов, но в Канаде, так что не понаслышке знает, с чем имеют дело женщины в ультраконсервативных религиозных общинах. Картина номинирована в категориях «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий». Несмотря на актуальность и пронзительность, «Женщины говорят» едва ли может претендовать на награды. Другой повод посмотреть картину — впечатляющий актерский состав: Клэр Фой, Руни Мара, Джесси Бакли, Фрэнсис МакДорманд и Бен Уишоу. Участие в оскаровской гонке — уже успех для фильма Сары Полли.
В круиз на лакшери-яхте отправляются модели Яйя (Шарлби Дин) и Карл (Харрис Дикинсон), сколотившие состояние на торговле оружием британские старички Винсент (Оливер Форд Дейвис) и Клементина (Аманда Уокер), русский олигарх Дмитрий (Златко Бурич), его жена Вера (Сунньи Меллес) и официальная любовница Людмила (Каролина Джиннинг). Также на судне одинокий айтишник-скандинав Ярмо (Хенрик Дорсин). Управляет кораблем сильно пьющий американец-марксист Томас (Вуди Харрельсон). Однажды вечером во время званого ужина корабль попадет в страшный шторм, после чего всех пассажиров будет адски тошнить. Не все переживут морскую стихию.
«Треугольник печали» Рубена Эстлунда победил на Каннском фестивале и принес скандинаву вторую «Золотую пальмовую ветвь». Швеция не отправила картину на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм», предпочтя сатире на богатых политический триллер «Заговор в Каире». При этом на призы Американской киноакадемии «Треугольник печали» претендует. Картина номинирована в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий». Шансы шведской сатиры на успех в любой из номинаций невысоки, но бывают сюрпризы и на «Оскаре».
С момента событий первого «Аватара» прошло больше десяти лет. Бывший морпех Джейк Салли (Сэм Уортингтон) стал предводителем народа на’ви и счастлив в браке с Нейтири (Зои Салдана). Пара воспитывает двух сыновей и дочку. А еще Джейк и Нейтири усыновили ребенка покойной доктора Августин (Сигурни Уивер). Полковник Майлз Куоритч (Стивен Лэнг) не умер окончательно, а перенес свое тело и воспоминания в аватар. У американских военных теперь есть целая специальная команда, которая лучше готова к боям с народом на’ви. Куоритч и его головорезы готовят новое нападение на Пандору. Салли и его семья вынуждены бежать из дома и просить помощи у водных собратьев.
Джеймс Кэмерон заставил поклонников «Аватара» ждать долгие 13 лет, но всё не зря. Блокбастер собрал в мировом прокате почти 2,3 млрд долларов. И конечно, это удивительное по красоте и размаху зрелище. Порой зрителям остается только завороженно следить за развитием событий и поднимать отвисающую челюсть. По продолжению «Аватара» можно заметить, сколь сильно вперед продвинулись современные технологии. «Путь воды» претендует на четыре «Оскара». И если в главной номинации шансы малы, то в категории «Лучшие визуальные эффекты» картина должна забрать заслуженную награду.