С Лазурного Берега с любовью: 8 субъективно лучших фильмов Каннского фестиваля
Каннский фестиваль завершился, а значит, пришло время подводить итоги. В обход распределения наград от жюри предлагаем субъективную подборку не лучших, а, скорее, любимых фильмов, которых стоит дождаться. К тому же некоторые ленты попадут и в российский прокат, а следовательно, кино из Канн ближе, чем кажется. Кинокритикесса Настасья Горбачевская рассказывает о самых запомнившихся премьерах смотра.
Основной конкурс, гран-при
Едва ли до начала смотра можно было прогнозировать, что самобытный режиссер с особенной авторской выправкой Джонатан Глейзер снимет картину, которая в своей весомости будет принята практически всей прессой.
«Зона интересов» — не буквальная экранизация одноименного романа Мартина Эмиса о коменданте Освенцима. Семья Хёсс создала рай на земле прямо за стенами ада: хорошая погода, любезные разговоры и ужины на свежем воздухе. Банальность зла в ультимативной слепости: дом коменданта стоит практически вплотную к концлагерю.
Глейзер телесные и физиологические ужасы выводит за пределы кадра, оставляя лишь душераздирающее ощущение присутствия смерти. «Зона интересов» получила гран-при фестиваля, вторую по значимости награду смотра, но что еще важнее — случилась картина, которая, вероятнее всего, пройдет проверку временем.
Основной конкурс
Итальянская режиссерка Аличе Рорвахер продолжает погружаться в омут магического реализма — бережно, нежно и любовно. Британец Артур (Джош О’Коннор) ступил на итальянскую землю, чтобы устремиться вглубь в поисках сокровищ этрусков. Расхититель гробниц в лиричной драме звучит не так романтично, как в приключенческом кино, но неблагодарное всё же оказывается прибыльным.
Рорвахер вновь создает уникальное пространство кадра, любуясь миром и пытаясь постичь химический состав витальности. «Химера» — грустная сказка об утраченной любви и смерти, которая всегда рядом, но разрешает от себя убежать. Каннское жюри фильм итальянской постановщицы обделило наградами и комплиментами, а потому хочется добиться пусть и не справедливости, но гармонии в послесловии к фестивалю: если за что и стоит благодарить Канны 2023 года, то за картину Аличе Рорвахер.
Программа «Двухнедельник режиссеров»
Фильмы Мишеля Гондри всегда ожидаемы и любимы: за последние восемь лет режиссер-кудесник снял душераздирающий сериал «Шучу» и несколько музыкальных клипов. На большие экраны кинематографист вернулся с по-настоящему смешной комедией с узнаваемыми автобиографическими чертами.
Вопреки воле продюсеров режиссер (Пьер Нинэ), охваченный процессом и поисками творческих решений, решает закончить работу над картиной по-своему. Чтобы достичь идеального результата, необходимо замучить всю съемочную группу, написать собственное руководство по тому, как делать всё на свете, и заполучить Стинга в авторы саундтрека. У нервозного демиурга с биполярным расстройством всё получается и не получается одновременно, но за муками и самодурством кинематографиста следить невероятно увлекательно. Впрочем, не стоит думать, что Гондри выдает жанровую поделку за авторское высказывание. «Книга решений» — действительно искреннее, живое и вдумчивое кино о кино.
Основной конкурс, приз за лучшую мужскую роль
Большой мастер Вим Вендерс вернулся в основной конкурс Каннского кинофестиваля с тихим и трогательным фильмом о прозаической красоте рутины. Камера пристально следит за распорядком дня уборщика токийских общественных туалетов (Кодзи Якусё): новый день, старые встречные на знакомом маршруте, медитативная пауза на обед и пара снимков на пленочный фотоаппарат. Генетическое стремление к чистоте на работе неминуемо оборачивается гигиеной мыслей и чувств.
Вендерс создает обманчиво простое кино, отстраненное и медитативное, которое постепенно трансформируется в изобретение алгоритма бытия. «Прекрасные дни» не могут избежать сравнения с другой одой повседневности — «Паттерсоном» Джима Джармуша, но лента Вендерса скорее выглядит родным братом, чем последователем. Будни уборщика встраиваются в общую канву программы фестиваля с разговорами о профессионализме, который воспринимается скорее как нечто интимное и личное. Каннское жюри наградило исполнителя главной роли Кодзи Якусё «Пальмовой ветвью».
Программа «Двухнедельник режиссеров»
«Блажь» — фильм российского режиссера Ильи Поволоцкого, который попал в параллельную программу смотра «Двухнедельник режиссеров». Мир из окна фургона передвижного кинотеатра: безымянные дочь с отцом (Гела Читава и Мария Лукянова) гастролируют по стране в молчаливом (не)согласии и показывают кино. Драматургия полотна складывается из пейзажей за окнами, случайно встреченных и случайно невстреченных людей.
Поволоцкий предлагает картину созерцания взросления (созерцательное кино в целом востребовано в 2023 году на Лазурном Берегу) — молчаливую, но наполненную этим молчанием. В киноязыке режиссера угадываются реплики и Вендерса, и Рейгадаса, а в произношении — затаенная тоска прощания с детством и с мамой. Артистка Лукянова гипнотизирует и уводит вдаль: остается ощущение, что через несколько лет к героине захочется вернуться, чтобы узнать, куда завела ее бесконечная дорога.
Спецпоказ
Необязательная и отчасти хулиганская премьера затяжного рекламного ролика Yves Saint Laurent от Педро Альмодовара и после завершения смотра остается одним из самых ярких и запоминающихся впечатлений. И не только из-за того, что на сеанс пришлось стоять три часа в очереди под проливным дождем.
Альмодовар исследует новый для себя жанр вестерна, привнося иной ракурс в старомодное кино. Режиссер жгучих и чувственных материй ищет хрупкость в бравурной маскулинности, которая не признает язык сомнений. Итан Хоук и Педро Паскаль примеряют ковбойские шляпы и картинно достают из верхнего ящика шкафа сорочки, чтобы не только покрасоваться, но и поверить в то, что и на Диком Западе жить можно иначе, а не только так, как диктуют условности.
Основной конкурс
Старый добрый Уэс Андерсон: режиссер на знакомом языке со знакомыми актерами позволил себе замереть на месте, чтобы немного погрустить. Взявшись за эстетику научной фантастики 1950-х с оглядкой на «Сумеречную зону» и нервозность холодной войны, Андерсон с привычной интонацией говорит не о сиюминутных радостях и стеснительных влюбленностях (но и о них тоже), а о крохотных печалях, которые всегда берешь с собой.
Любимые артисты — от Тома Хэнкса до Скарлетт Йоханссон, от Майи Хоук до Джейсона Шварцмана — замерли на карантине в Астероид-Сити: вокруг правительственные испытания и летающие тарелки, съезд звездочетов и игры у костра. «Город астероидов» может утомить, но стоит того, чтобы не только всматриваться в кукольные мизансцены кадра, но и вслушиваться в слова героев.
Программа «Неделя критики», гран-при
Жанрового кино в 2023 году на Лазурном Берегу показывали довольно мало, оставив зрительские подарки в премьерных показах. В параллельной программе смотра «Неделя критики» нашелся любопытный боди-хоррор, который, скорее всего, обойдут итоговые списки, а потому о «Тигровых полосках» непременно хочется рассказать.
Малайзийская режиссерка-дебютантка Аманда Нелл Ю конструирует боди-хоррор вокруг ужасов пубертата. Вместе с первой менструацией школьницу Заффан (Зафрин Заиризал) посещает не только ноющая боль в животе, но и шерсть на спине и когти на руках. Гормоны превращают девочку в тигрицу, которая не может ужиться в собственном теле, ведь оно в один момент стало чужим. «Тигровые полоски» — яркое, изобретательное и насыщенное кино, которое вроде бы говорит о локальной ситуации девочки в малайзийской деревне со строгим традиционным укладом, но оборачивается универсальным девичьим бунтом.