Интервью с режиссером Анной Кузнецовой и актрисой Дарьей Савельевой о фильме «Каникулы»
7 ноября в отечественный прокат выходит драмеди «Каникулы», а спецпоказы фильма начинаются уже 28 октября. В прошлом году картина победила на фестивале «Маяк». Поговорили с дебютанткой Анной Кузнецовой и одной из исполнительниц главных ролей Дарьей Савельевой о съемках, подборе молодых актеров и веселой совместной работе, которая отчасти была похожа на каникулы.
— Как родился сценарий «Каникул»? Возможно, был какой-то яркий эпизод, с которого началась работа над фильмом?
Анна Кузнецова: Мой соавтор Катя Задохина — та самая школьная учительница и руководитель театрального кружка, которая стала прототипом главной героини. Она с детьми съездила на фестиваль, который прошел ужасно. Катя вернулась и сказала: «Аня, мы теперь обязаны с тобой написать сценарий об этом».
— Менялся ли как-то сценарий по ходу съемок?
Анна Кузнецова: Нет. Мы получили финансирование от Минкульта, поэтому придерживались того сценария, который подали. Правки были уже на стадии монтажа: вырезали довольно много сцен, некоторые детские импровизации убрали. Сценарий фильма был полностью готов перед подачей, потому что мы готовились к апрелю 2020 года, а в итоге подача была в ноябре. Было достаточно времени довести сценарий до ума, отшлифовать детали и подготовиться к съемкам. Единственное, конечно, работа с детьми всегда вносит элемент неожиданности. Бывало, на площадке ребенок так раскрывался, что ему добавляли пару реплик, какой-то маленький штрих к роли.
— Как удалось подобрать так много новых молодых актеров?
Анна Кузнецова: Детский кастинг был очень большой, искали ребят везде. Спрашивали у друзей, бросили клич в соцсети, обращались в театральные кружки и детские агентства — так по крупицам и набрали 12 маленьких актеров. Был, например, один мальчик, который увидел объявление и прислал самопробы, где он просто болтал со своей мамой. Мне мальчик так понравился, что я готова была его сразу утвердить на роль, в итоге он пришел на пробы и отлично справился с текстом.
— Насколько тяжело работать с режиссером Анной Кузнецовой?
Дарья Савельева: Я раньше не видела работы Ани, мы познакомились только в день проб. Были какие-то моменты, которые мы обсуждали во время читки, но на площадке Аня давала мне полную свободу. При этом Анна — перфекционист, и ей было важно придерживаться сценария. Я получила большое удовольствие от процесса, как будто и правда побывала на каникулах.
— А после прочтения было сразу понятно, что получится живой, смелый и актуальный фильм?
Дарья Савельева: Ну, сценарий всегда отличается от картины. Я помню, что прочитала сценарий и подумала: «Вау! Это классная идея, в таком я еще не участвовала». Притом что «Каникулы» — это дебют, а я обожаю дебюты и авторское кино.
Анна Кузнецова: Мы очень долго ждали, пока Даша придет на пробы. Потом оказалось, что она не любит начинать новый проект, не завершив предыдущий. На тот момент у нас уже были варианты, но тут пришла Даша и за два часа показала такой профессиональный уровень, что сомнений не осталось.
«Каникулы» — это история о том, как вырасти хорошим человеком. Стать взрослым, но при этом адекватным и живым человеком с чувством собственного достоинства.
— Что у вас общего с Татьяной Викторовной? Насколько тяжело было вжиться в роль?
Дарья Савельева: Что-то от меня в ней есть — от той меня, которая существовала на момент съемок, потому что сейчас я кардинально другой человек. Я работала с психологом, пыталась понять уязвимые места героини, нащупать ее внутреннюю боль. Даже если у человека с виду всё замечательно, слабые места есть у всех. Аня в начале съемок сказала, что по сценарию Татьяна Викторовна — это дворняжка, а героиня Полины Кутеповой — породистая гончая.
— А можно сказать, что мы все в какой-то мере проходим путь от Татьяны Викторовны к Марии Генриховне?
Анна Кузнецова: «Каникулы» — это история о том, как вырасти хорошим человеком. Стать взрослым, но при этом адекватным и живым человеком с чувством собственного достоинства. Потому что иногда люди с возрастом становятся черствее, теряют самоуважение, начинают придираться к себе и окружающим. Я задумалась: кем я сама хочу вырасти? Так появилась Мария Генриховна — независимая женщина, которой хорошо наедине с собой.
— Возникло ощущение, что обе героини в какой-то мере бегут от реальности. Только Татьяна Викторовна — через бунт, а Мария Генриховна — через принятие системы. Как будто, продолжая тему театра, героини носят маски.
Анна Кузнецова: Таня, конечно, напоминает шута: категорически не хочет взрослеть, как раз потому что не знает, кем вырасти. Ей кажется, что взрослые вокруг нее — все как один скучные и неприятные люди. А вот Мария Генриховна никогда не сталкивалась с жизненными трудностями, ото всех проблем ее защищает муж, и вообще героиня находится в безопасном коконе. Но внутри нее есть сила, поэтому Таня и начинает за ней увиваться: с одной стороны, хочется Марию Генриховну проверить на прочность, а с другой — искренне ею восхищаться.
Создание «Каникул» было для меня вопросом жизни и смерти, хотя, конечно, неправильно так относиться к профессии. Когда в итоге ты получаешь возможность снять фильм, волнение зашкаливает.
— Идея съемок в осеннем Сочи подчеркнула контраст между югом и европейской частью России — например, в Москве осенью всё серое, пасмурное. Выезд в Сочи создал ощущение праздника, из которого не хочется возвращаться. А куда дальше будет двигаться Татьяна Викторовна?
Дарья Савельева: У нее в любом случае всё будет классно. Не скажу, что она стала менее инфантильной, но с ней произошло что-то очень важное, она чуть-чуть поумнела и стала старше. У меня есть знакомые женщины, которым по 50–60 лет, и они абсолютно инфантильны. Причем у них есть мужья, дети, а они живые, веселые. Вот и Таня будет такой же. Аня, а ты как думаешь?
Анна Кузнецова: Ну, поскольку Татьяна ближе всего к моей подруге Кате, скажу: у Кати всё замечательно. Да, она так и осталась в своем театральном кружке — там она получает энергию. При этом Катя двигается вперед: вот, например,написала сценарий к фильму, который взял Гран-при на фестивале «Маяк», пишет роман. И мы с ней обязательно еще что-нибудь создадим вместе.
— Есть один каверзный вопрос. Если у детей и руководительницы кружка отнимают возможность заниматься творчеством, куда им двигаться дальше?
Анна Кузнецова: Собственно, об этом мы и снимали фильм. Каково это — быть проигравшим? Конечно, с этим можно жить, но конкретного ответа у нас нет. В фильме Таня предлагает ребятам самим подумать, что нужно делать в такой ситуации. Наверное, нужно просто жить и двигаться вперед, принимая удары судьбы и не закрываясь от мира.
— Насколько в таком случае интересно кино о победителях?
Анна Кузнецова: Ну, от фильмов о победителях никуда не деться, но мы изначально заявили «Каникулы» как картину о поражении. Это не спойлер, даже по трейлеру фильма понятно, что героини проиграли. Просто у нас в культуре принято действовать «быстрее, выше, сильнее», а хотелось показать обратную сторону.
Я помню, что прочитала сценарий и подумала: «Вау! Это классная идея, в таком я еще не участвовала». Притом что «Каникулы» — это дебют, а я обожаю дебюты и авторское кино.
— Дарья, насколько изменилась ваша жизнь после премьеры «Каникул» и победы на «Маяке»?
Дарья Савельева: После показа «Каникул» на «Маяке», мне стали чаще приходить классные сценарии, за это отдельное спасибо фестивалю «Маяк».
Анна Кузнецова: Да ладно тебе! Например, в фильм «Привет, мама» Иля Малахова тебя пригласила, когда увидела в «Каникулах»!
Дарья Савельева: Не совсем так. Аня (Бакурадзе, дочь Или Малаховой, работала на площадке «Каникул») меня увидела на съемках «Каникул» и рассказала Иле. И когда мы закончили снимать «Каникулы», я поехала к Иле на пробы. А что касается перемен в жизни, то проекты мне предлагают довольно часто, но не всегда они приходятся по душе.
— Изменились ли критерии отбора сценариев после «Каникул»?
Дарья Савельева: Нет. Если я читаю сценарий и он отзывается во мне — я соглашаюсь. А если нет, то у меня ничего всё равно не получится, я так не могу.
Анна Кузнецова: На самом деле «Каникулы» пока посмотрело мало зрителей, в основном это были люди из киноиндустрии. Скоро состоится премьера фильма, и в этом большая заслуга «Маяка»: победа на фестивале проложила картине дорогу к зрителю.
— С чем вы как режиссер-дебютант не ожидали столкнуться, но столкнулись? Может быть, посоветуете что-то молодым авторам?
Анна Кузнецова: Я знала, что дебют — это очень сложно. Создание «Каникул» было для меня вопросом жизни и смерти, хотя, конечно, неправильно так относиться к профессии. Я на пути к этому шансу прошла все этапы: учеба, съемка короткого метра, приз на фестивале, сценарий полного метра, Минкульт и так далее. Когда в итоге ты получаешь возможность снять фильм, волнение зашкаливает. А тут еще ковид, потом съемки в разгар «дельты» — я заболела, и каждый член съемочной группы сам принимал решение, уехать или остаться. Большое спасибо родителям наших юных актеров, что не забрали детей, и ребятам тоже спасибо. В тот период было очень тяжело, потому что я вынуждена была находиться в самоизоляции в самый важный момент своей жизни. Я не могла нормально работать с актерами, не могла контролировать съемочный процесс. Приходилось выглядывать из палатки, в которой я изолировалась, и кричать: «Мотор, начали!»
А что касается советов молодым авторам, я скажу, что самое главное — это путь к дебюту. Если вы его прошли и снимаете первый фильм, вы уже проделали огромную работу. А дальше выставляете горизонт планирования — одна рабочая смена. В конце дня кажется, что ты худший режиссер на планете, а утром надо забыть про все ошибки, перестать себя грызть и двигаться дальше.
Я работала с психологом, пыталась понять уязвимые места героини, нащупать ее внутреннюю боль. Даже если у человека с виду всё замечательно, слабые места есть у всех.
— Три впечатливших фильма или сериала за последнее время?
Анна Кузнецова: Из русских фильмов мне очень понравился прошлогодний «Свет». А еще я смотрю очень много сериалов, могу посоветовать «Разделение» — он просто невероятный. Нравятся «Медленные лошади» и Fallout — это развлекательно и не глупо. Я вообще за то, чтобы в нашей стране перестали относиться к сериалам как к чему-то второстепенному, не требующему весомых затрат по бюджету и по времени. Это ведь такая же значимая художественная форма, как и полнометражный фильм.
Дарья Савельева: Меня очень впечатлил «Один маленький ночной секрет», даже не обсуждается. Из зарубежных фильмов — испанская драма «Хищники».
— «Каникулы» — это фильм, который сегодня будто выглядит еще актуальнее, чем в момент создания. Меняются обстоятельства, но зрителям легко понять состояние героинь.
Анна Кузнецова: Да, я переживала, что фильм потеряет актуальность. Оказалось, зря.