Опубликовано 07 ноября 2024, 16:43
4 мин.

«Каникулы»: Как подружились Татьяна Викторовна с Марией Генриховной

Поделиться:
«Каникулы»: Как подружились Татьяна Викторовна с Марией Генриховной

В российский прокат вышло драмеди «Каникулы», победитель прошлогоднего фестиваля «Маяк». Это трогательная история поездки детской театральной студии из Калуги на фестиваль в Сочи, в которой неожиданно скрываются многочисленные противоречия российского общества. Рассказываем об одном из лучших отечественных фильмов года.

Участники крохотного театрального кружка при калужской общеобразовательной школе отправляются в Сочи на фестиваль «Россия. Театр. Дети». У стойки регистрации на рейс послушно вытягивают головы младшие школьники, тяжело вздыхают вечно недовольные подростки и стараются не терять самообладания две ответственные за мероприятие сопровождающие: руководитель театральной студии Татьяна Викторовна (Дарья Савельева) и завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). Первая наотрез отказывается от роли авторитарного взрослого, вторая — строгая и надменная дама, которая с одинаковой снисходительностью общается и с детьми, и с коллегой. Они ожидаемо друг друга едва выносят, но в эту поездку всё круто изменится.

Фильм Анна Кузнецовой «Каникулы»

Впереди у детей и взрослых немало испытаний: неверно оформленный билет, переполненная гостиница и закостенелые функционеры в жюри с дежурными речами и абсурдными цензурными мерами. Детям хочется, как в «Эйфории», про секс, отношения и суицид, бюрократам же не нужны неприятности, а значит, лучше про Буратино или Питера Пэна. А Татьяне Викторовне и Марии Генриховне желательно как-то по-человечески, без пубертатных истерик и кабинетного идиотизма — так они внезапно оказываются на одной стороне. На экранном дуэте двух наставниц, их неожиданном и очень непродолжительном сближении и держится основной нерв фильма.

Дебютный фильм Анны Кузнецовой принято сравнивать с нежной тинейджерской классикой вроде соловьевских «Ста дней после детства», и, конечно, не зря. Но в новом контексте в «Каникулах» на первый план выходят совсем другие вопросы, а подростки — «отборные», как говорится в самом фильме, уходят на второй план, да и в целом не сильно докучают двум солирующим классным дамам. История о их непростых маневрах между мертвым официозом и живыми детьми складывается в настоящую большую драму о последних солнечных лучах и первых заморозках, о вынужденных и часто безрезультатных компромиссах и о том, как в них не потерять себя.

Кадр из фильма «Каникулы», 2023

Продюсировали картину Наталья Дрозд и финн Юсси Рантамяки, за камерой стоял финский оператор Яни-Петтери Пасси — вся эта троица не так давно подарила нам «Купе номер 6», которое, как и «Каникулы», осталось без прокатного удостоверения. Помимо Министерства культуры РФ, фильм был профинансирован европейским фондом Eurimage, который, кажется, еще не скоро вернется к поддержке российских кинематографистов. Также в креативных продюсерах у дебюта Кузнецовой Борис Хлебников. И Дрозд, и Хлебников — пожалуй, те люди в российском кино, которые подарили нам главные фильмы о труде понимания и принятия ближнего. Фильмы Хлебникова, как и упомянутое «Купе номер 6», всегда были о попытке разглядеть человека за маской, типажом и собственным предубеждением. Примерно об этом же с поправкой на конец нашей кинематографической оттепели снимает и Кузнецова.

Фильм «Каникулы», 2023

Таня и Мария по-разному справляются с вызовами времени. Одна закатывает глаза и пренебрежительно называет страдающую от неразделенной любви школьницу (Магога Мачульская) «королевой русской драмы». Другая курит с бунтаркой за кустом, но совершенно не способна найти подход к уставшей вахтерше или молодому функционеру (Алексей Фокин). Последний всерьез встревожен крамольным названием их спектакля — «Земляничное вино» (вино для рейтинга «6+» вне закона даже в качестве метафоры). Он еще носит модную серьгу в ухе, но уже облачился в приличный костюм и активно учится самоцензуре: хочешь карьерного роста — следи, как бы чего не вышло. Но не только его жизнь состоит из компромиссов и самоограничений. Предчувствуя надвигающиеся заморозки в обществе, обе героини внезапно от взаимного пренебрежения переходят сначала к колкостям, а после к почти задушевным разговорам и устрицам с шампанским на ночном галечном пляже.

«Каникулы» Анны Кузнецовой

Так «Каникулы» становятся в первую очередь историей о том, как представления о мире нескольких подростков и двух взрослых женщин стали за несколько дней сложнее. О неуютном путешествии, которое предполагало взаимные притирки и компромиссы, а также о том, как разные в силу возраста и социального положения люди на них реагируют. «Королеве русской драмы» Ане ее красавчик Саша (Егор Леонтьев) перестал приносить компот, а значит, она уже больше не посмотрит на него как раньше в ключевой сцене их спектакля. Таня тоже по-юношески не готова искать подход к людям, но уже согласна на компромиссы. Железную леди-завуча система давно научила во время льющегося со сцены потока фальши спокойно выбирать как косметику со смартфона, так и правильные слова. Кузнецова заставляет всех своих героинь по-разному пройти один и тот же урок: можно поступиться гордостью, показать брешь в своей броне, пойти навстречу, но всё равно проиграть.

Новое в подписке

Лучшее в подписке