Все фильмы Роберта Эггерса: От «Ведьмы» до «Носферату»
В конце 2024-го в мировой прокат вышел «Носферату» — ремейк культового хоррора 1922 года и новая работа Роберта Эггерса, одного из самых интересных жанровых режиссеров современности. В скором времени фильм станет доступен в зарубежных онлайн-кинотеатрах и в отечественном параллельном прокате. Решили вспомнить всю фильмографию неординарного автора: от дебютной готической сказки «Ведьма» до вампирского эпика с Биллом Скарсгардом и Уиллемом Дефо.
Пуританскую семью из шести человек изгоняют из родного поселения, и она пытается начать новую жизнь на отдаленной от цивилизации ферме. Вокруг лишь темный, глухой, густой лес. Спустя несколько месяцев у семьи рождается еще один ребенок, но вскоре тот бесследно исчезает. Это становится началом череды странных и пугающих событий. Пока старшая дочь Томасин (дебютная роль Ани Тейлор-Джой) пытается найти пропавшего ребенка, ее брат Калеб (Харви Скримшоу) начинает видеть в лесу жуткую ведьму, а родители постепенно сходят с ума.
Уже в первом фильме Роберт Эггерс обозначил все основные атрибуты своего режиссерского видения. Он детально воссоздает сеттинг Новой Англии XVII века, использует архаичный язык и приглушенные цвета, чтобы погрузить зрителя в жуткий мир, где на карте еще остались белые пятна, а в лесах всё еще бродит непознанное мистическое зло. Эггерс не спешит пугать страшными образами и на протяжении всего фильма искусно играет с сомнениями зрителя — есть ли реальная ведьма или это лишь плоды паранойи религиозных фанатиков.
Разумеется, режиссеру мало снять оккультистский фильм ужасов: он неспешно исследует темы хрупких семейных связей, догматизма и разрушающей силы вины. Неслучайно именно «Ведьма» наряду с «Бабадуком» и еще парой картин запустила волну модного ныне «возвышенного хоррора» — куда страшнее говорящих козлов и кровожадных ведьм оказываются глубоко потаенные демоны пуританской семьи.
Конец XIX века. Два смотрителя маяка, Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон) и Томас Уэйк (Уиллем Дефо), из-за разбушевавшегося шторма оказываются изолированными на отдаленном острове. Теперь они должны поддерживать работу маяка в суровых условиях, пока стихия не утихнет и к ним на замену не придут другие работники. Но время бесконечно тянется, и в какой-то момент мужчины начинают терять рассудок: реальность смешивается с фантазией, обиды выходят наружу, и кровопролитие становится лишь делом времени.
«Маяк» — гипнотическое кино, в котором Эггерс отказывается от прямолинейного нарратива. Как таковой истории здесь нет, лишь подробный портрет двух медленно сходящих с ума людей, которые в замкнутом мире изолированного острова начинают проявлять свои самые темные сокровенные желания и вступают в своеобразную борьбу за власть. В «Маяке» много комичного: за перепалками двух странных героев Паттинсона и Дефо невозможно наблюдать без улыбки. Но и комизм этот своеобразный, неуютный, как будто ты и правда оказываешься заперт наедине с первобытным хаосом и каждую секунду не знаешь, чего ждать дальше.
Как и «Ведьма», фильм к тому же интересен формой: он снят на контрастную черно-белую пленку в формате 4:3, герои говорят на старых диалектах, стилистически фильм отсылает одновременно и к немецкому киноэкспрессионизму, и к готическим романам Эдгара Аллана По или даже Говарда Филлипса Лавкрафта — за гранью сумасшествия тут тоже скрываются морские чудища. Это сюрреалистичное, смешное и будоражащее кино, подобное которому не снимал больше ни сам Эггерс, ни кто-либо еще.
X век. Жизнь молодого скандинавского принца Амлета (Александр Скарсгард) рушится, когда его дядя Фьёльнир (Клас Банг) предает и убивает отца, короля Аурвандила (Итан Хоук). Амлету удается бежать, но он клянется вернуться, чтобы отомстить за отца, спасти попавшую в плен к узурпатору мать (Николь Кидман) и восстановить справедливость.
Годы спустя он работает наемником на территории Древней Руси. Там он вдруг узнает, что Фьёльнир скрывается в Исландии. Притворившись рабом, Амлет отправляется туда, чтобы исполнить свою клятву. На корабле он встречает славянскую колдунью Ольгу (Аня Тейлор-Джой), которая решается помочь герою.
Появление «Варяга» на свет не объяснить иначе как большой удачей. Это 100-миллионный исторический эпос с масштабными батальными сценами, который при этом совершенно не пытается выглядеть как коммерчески привлекательное кино. Эггерс, не предавая себя, снимает архаичный фильм, в котором люди говорят языком полузабытых легенд, а камера подолгу вглядывается в отрешенные каменистые пейзажи холодной Исландии. «Варяг» выглядит и звучит так, будто он снят не только про людей X века, но и для людей X века.
Режиссер намеренно берет один из самых известных литературных текстов мира, «Гамлета» Шекспира, и вглядывается как бы сквозь него — не в саму историю, а в древний миф, который лежит в ее основе. Он оставляет центральные темы мести и борьбы человека с собственной судьбой, но лишает героев шекспировского слога и театральных страстей, заставляет говорить на языке боли и крови. Всё это может быть не очень привычно современному зрителю, но оторвать взгляд сложно: ты будто смотришь на что-то, что просто не должно было появиться, особенно в эпоху комфортного кино и больших франшиз.
Германия, 1838 год. Риелтор из города Висборг Томас Хаттер (Николас Холт) получает задание отправиться в Богемию для заключения сделки с графом Орлоком (Билл Скарсгард) по продаже его старого замка. По прибытии в замок Томас обнаруживает, что граф — древний вампир. Он намерен переехать в Висборг и найти Эллен (Лили Роуз-Депп), жену риелтора, ведь та когда-то поклялась вампиру в верности. В это время девушка начинает испытывать страшные видения, и ее случаем заинтересовывается доктор фон Франц (Уиллем Дефо) — эксперт в оккультизме.
Любовь Эггерса к немецкому киноэкспрессионизму всегда была очевидна, так что совершенно неудивительно, что проект его мечты — ремейк одной из самых важных картин этого течения. Режиссер хотел снять «Носферату» еще сразу после «Ведьмы», но проект всё откладывался, актеры менялись (Эллен, например, должна была играть муза постановщика Аня Тейлор-Джой), и вот наконец картина дошла до мирового проката.
Эггерс с большим трепетом подошел к ремейку: он тщательно воспроизводит готическую атмосферу оригинала, его герои ходят в аутентичных костюмах по залам настоящих европейских замков. Но при этом режиссер не скатывается в откровенное идолопоклонство, а пиетет к картине Мурнау не мешает ему добавить в историю и свой почерк тоже. Его «Носферату» заряжен дикой сексуальной энергией, он интенсивный и сюрреалистичный, а Эллен и граф Орлок оказываются у него куда более сложными героями: неоднозначными и трагичными.