Принцы и нищие: Фильмы и сериалы об элитных школах для тех, кому понравился «Макстон-холл»
«Макстон-холл» — немецкий драматический сериал о девушке из небогатой семьи, оказавшейся в гуще интриг частной школы, основанный на одноименном романе Моны Кастен. Шоу не покидает списки самых популярных проектов с весны. Почему такие истории становятся хитами? Рецепт успеха «Макстон-холла» был известен еще романистам XIX века, которые сделали классовое неравенство одним из необходимых условий любовной истории. А если добавить юношеский максимализм и атмосферу закрытой школы, то всё вообще может выйти из-под контроля — в лучшем из смыслов. Смотрим несколько фильмов и сериалов о школьниках и их тайнах.
А если вам покажется, что в этих историях слишком много персонажей, вот подходящая подборка именно для вас.
Абсолютная классика молодежных сериалов, которая в свое время могла смотреться как модный журнал с рубриками о нарядах, макияже, отношениях. А заодно и о музыке: в саундтреке «Сплетницы» всегда находилось место для самых ярких хитов месяца, иногда звезды появлялись и в кадре, например группа Florence + the Machine. Главная интрига истории о частной школе «Констанс» и ее учениках — кто же скрывается под маской вездесущей и всезнающей Сплетницы, публикующей бесконечные секреты «скандальной элиты» Верхнего Ист-Сайда в своем блоге. Под прицелом случайно могут оказаться и скромные аутсайдеры, влюбленные в местных принцесс.
В проекте, основанном на одноименном романе Сесили фон Зигесар, бесконечное количество любовных многоугольников, интриг и сюжетных линий, интересные закадровые замечания со сложной языковой игрой, аллюзиями и отсылками, однако самой последовательной и логичной частью «Сплетницы» сегодня кажется индивидуальный стиль каждого из героев. Всё остальное можно с ностальгическим удовольствием критиковать или сравнивать с новыми проектами вроде «Макстон-холла».
Современная редакция старой «Сплетницы», запущенная спустя 10 лет после окончания оригинального сериала. Школа та же, а вот мир вокруг уже изменился: каждый из новых героев очень осознанный, уважающий личные границы, но по-прежнему любящий старые добрые интриги и сплетни, а еще бесконечные балы, вечеринки и обязательные к ним наряды. В центре сюжета — школьная королева и ее сводная сестра, появление которой может угрожать не только популярности, но и личной жизни главной героини. Если присмотреться, можно попробовать найти аналогии каждому из знакомых персонажей и даже некоторым сюжетным линиям оригинального сериала, но с новыми акцентами и твистами.
Также из нововведений свежей версии проекта: в сюжете теперь активно действуют учителя, однако и это не помогло растянуть историю на те 120 серий, которыми может похвастаться первая «Сплетница». Здесь, кажется, дело как раз в современном мире и личных границах, в рамках которых всё сложнее действовать трикстерам и технологиям, эти границы нарушающим. «Сплетницей» здорового человека сериалу всё равно стать не удалось, хотя всё это было очень красиво.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
В свое время драматический сериал стал ответом на «Отчаянных домохозяек» для более молодого поколения, но пересматривать сегодня его довольно неуютно, хотя начинается он многообещающе. Где-то между бесконечными сезонами сценаристы, кажется, совсем запутались и в итоге свернули явно не туда.
По сюжету, основанному на серии одноименных романов Сары Шепард, школьницы потеряли подругу, а спустя год стали получать таинственные анонимные послания, вскрывающие секреты, известные исключительно погибшей Элисон. Подруги напуганы, но не перестают жить своей подростковой жизнью, в которой много красивых вечеринок и других романтических поводов отвлечься. В принципе, всё это и станет темой 160 эпизодов, двух спин-оффов, индонезийской и турецкой версий. Популярность сериала трудно отрицать, но к его качеству остается очень много вопросов. В этом смысле у создателей «Макстон-холла» получилась намного более складная история.
История о друзьях по колледжу, постоянно что-то друг от друга скрывающих. Благополучная первокурсница Люси встречает студента постарше по имени Стивен из небогатой и непростой семьи, которая сильно влияет на его жизненные выборы и решения. Зрители вместе с Люси распутывают клубок его лжи, но к озарениям финала можно было бы прийти и быстрее: со Стивеном вообще не стоит иметь никаких дел, что в целом становится понятно с первой серии.
Драматический сериал, основанный на одноименном романе Каролы Лаверинг, быстро и необъяснимо ставшем бестселлером. Главную роль исполнила Грейс Ван Паттен, дочь одного из лучших сериальных режиссеров современности Тимоти Ван Паттена («Игра престолов», «Сопрано», «Секс в большом городе», «Прослушка», «Подпольная империя»). Однако «Соври мне» не похож ни на один из проектов ее отца: хотя сериал и переполнен эротическими сценами, между героями полностью отсутствуют химия и напряжение, просто необходимые для такого жанрового кино (в викторианских романах, повлиявших на этот канон, их и то больше). Тем не менее продолжение проекта выходит уже в начале сентября.
Популярный в Испании и за ее границами драматический сериал о частной школе, в которой по воле случая оказываются несколько стипендиатов из простых семей. Классовые и даже идеологические конфликты, скандалы и интриги, приправленные испанским темпераментом и подростковыми гормонами, естественным образом приводят к совершенно непоправимым последствиям, с которыми героям приходится разбираться в каждом из сезонов. Сюжетные твисты, в принципе, можно легко предугадать, а вот искренние молодые актеры, участвующие в проекте, — то, ради чего «Элиту» хочется смотреть и пересматривать.
В этом сериале как раз с химией у героев всё даже слишком хорошо, поэтому основной детективный сюжет очень часто становится только фоном для любовных драм. В драмах, в свою очередь, кажется, очень уж много преград влюбленным для Испании XXI века.
Не самый очевидный выбор для этой подборки, но именно четвертая часть поттерианы включает в себя все необходимые пункты. Частная школа, социальное расслоение (богатые и не очень, маги и маглы, известные спортсмены и аутсайдеры), тайны и секреты, школьные балы и неожиданные преображения. «Гарри Поттер и Кубок огня» — наиболее светская из частей истории о юном волшебнике, в которой школа «Хогвартс» становится местом проведения международного турнира трех волшебников, объединяющего и другие школы волшебства и их учеников. Что сложнее: победить Волан-де-Морта или пригласить на бал девушку, которая тебе нравится? Ответ на самом деле не так уж прост.
Режиссер Майк Ньюэлл, уже работавший с атмосферой частной школы в «Улыбке Моны Лизы», сделал из истории, основанной на одноименном романе Дж. К. Роулинг, очень приятный фильм о подростках, который хочется пересматривать даже отдельно от всего цикла.
Романтическая история любви прилежной каталонской школьницы и отъявленного бэдбоя на мотоцикле. В главной роли — один из главных красавчиков современного испанского кино Марио Касас. Сюжет основан на книге-бестселлере итальянского писателя Федерико Моччиа — есть и одноименный фильм, снятый в Италии, но менее популярный.
Знакомство Аче и Баби трудно назвать любовью с первого взгляда, а их дальнейшие отношения — историей, которую одобрил бы психолог, но именно динамика чувств (от ненависти до любви в один фильм) и привлекает многочисленных зрителей, в основном школьного возраста. Более того, фильм был номинирован на премию «Гойя» за лучший адаптированный сценарий. Вторая часть, что случается крайне редко, еще интереснее.
Простенький фильм от Netflix, основанный на одноименном романе Арианы Годой и необъяснимо успешный, судя по наличию сиквелов, триквелов и армии фанатов. История любви, запущенная паролем к Wi-Fi, ожидаемо включает в себя социальное расслоение и неожиданно — аллюзии на древнегреческие мифы. Любопытно, что в сеттинге сериала «Прослушка» такие отсылки кажутся удивительно свежими и спустя 20 лет, а здесь, наоборот, вообще не впечатляют. Если подумать, попытка обратиться к классическим сюжетам была и в предыдущем фильме «Три метра над уровнем неба», но даже там проецирование сюжета Аче и его юного друга Поло на гомеровскую историю Ахиллеса и Патрокла выглядело изящнее.
В трилогии «Из моего окна» отношения Ареса и Ракель напоминают все штампы из предыдущих горько-сладких школьных лавстори (и больше всего — из проекта «После»). Тем не менее похожие фильмы появляются и будут появляться, потому что спрос на них неизменно высок.
Вольная экранизация романа Шодерло де Лакло «Опасные связи», действие которого перенесено в современную частную школу и ее окрестности. Себастьян и его сводная сестра Кэтрин — юные богатые интриганы, со скуки заключающие пари, которое подразумевает разбитые сердца и сломанные жизни. Эпистолярность французского романа XVIII века здесь выразилась не в письмах, а на страницах дневника главного героя. Его обнародование, как и в оригинале, играет ключевую роль в кульминации истории.
Сегодня провокационный фильм из конца 1990-х стал классикой, разобранной на цитаты, и уже не смотрится как что-то особенное: интриги, сплетни, тайны и их последствия мы сто раз видели. А вот посмотреть на молодых Риз Уизерспун, Сэльму Блэр, Сару Мишель Геллар и Райана Филиппа всегда приятно. Ну а на фоне остального списка «Жестокие игры» кажутся сильным игроком и беспроигрышным вариантом киноистории, в которой вся эта школьная bitter sweet symphony еще звучит достаточно оригинально.
Старый фильм с Дрю Бэрримор в главной роли, оставшийся совершенно незамеченным русским зрителем. Ядовитым плющом (или Айви) главная героиня называет новую подругу, девушку из простой семьи, с которой она познакомилось в частной школе.
Айви очень быстро начинает чувствовать себя как дома в чужом роскошном особняке, постепенно занимая всё больше места в жизни всех новых знакомых и даже их собаки. Она и правда, как плющ, обвивает новое место и его обитателей, оказывая довольно токсичное влияние на окружающих. Получается предсказуемая история, смотреть которую тем не менее не скучно: в основном из-за сочных, почти альмодоваровских цветов картинки и ностальгического фильтра, свойственного фильмам ранних девяностых.