Двое в целом мире: 10 романтических фильмов про последних людей на Земле (и в космосе!)
Когда отсчет до конца света пошел, всегда можно успеть влюбиться напоследок! На отечественных больших экранах всё еще можно посмотреть романтическую комедию с Дмитрием Чеботарёвым и Полиной Максимовой о последних людях то ли в Москве, то ли на всей Земле «Адам и Ева». Рассказываем об историях любви на фоне апокалипсиса.
«Адам и Ева» в 2024 году заняли почетную нишу праздничного кино к 8 марта. Не Адам и Ева, но Виктор (Дмитрий Чеботарёв) и Марина (Полина Максимова), по всей видимости, остались последними людьми по крайней мере в Москве. Причина глобального катаклизма неясна, но главное, что весь город в распоряжении: можно провести досуг на бесплатном шоппинге, можно есть и не бояться потолстеть, а можно отправиться в путь в поисках родственных или хоть каких-то живых душ (говорят, они в Екатеринбурге!). Противоположности уже притянулись, осталось найти общий язык, пока других собеседников (кроме козы) рядом нет. Марина — импульсивная актриса, а Виктор — сдержанный ученый: по началу выживальцы друг другу нравятся не очень, что будет потом… догадаться несложно.
Посреди довольно тоскливых и кошмарных фильмов об апокалипсисах разного рода «Адам и Ева» отличаются облегченной и беззаботной интонацией ромкома без морально-этических дилемм — пожалуй, то, что нужно для весенних дней.
Любому, кто ищет романтическую комедию об апокалипсисе, всегда можно посоветовать надежный вариант — «Ищу друга на конец света». Дебютный фильм Лорин Скафарии («Стриптизерши») предлагает милую и трогательную историю о том, что даже когда всё идет под откос, можно найти своего человека там, где совсем не ждешь.
Земля ждет встречу с Матильдой, громадным астероидом, который не удалось вовремя обезвредить. Диагноз человечеству — осталось три недели. Кто-то продолжает по привычке ходить на работу, кто-то хочет успеть всё и сразу — влюбиться, напиться, встретиться и расстаться, а другие принимаются за мародерство. Посреди ярмарки психоза соседи Додж и Пенни держатся друг за друга: она хочет повидать семью, пока еще не настал конец света, он — найти школьную любовь. Кира Найтли и Стив Карелл — довольно неожиданный союз, который на удивление работает и покоряет химией. Меньше рефлексии и больше маленьких радостей — оказывается, даже когда всё вокруг рушится, можно открыть неисчерпаемые лимиты нежности внутри.
«Последняя любовь на Земле» Дэвида МакКензи в момент выхода в 2011 году страшно расстроила критиков, но ужасно полюбилась зрителям. Практически «50 оттенков апокалипсиса», а на самом деле всего шесть. Постепенно из-за необъяснимого вируса у людей начинают отказывать органы чувств — у кого-то слух, у кого-то обоняние, а затем и зрение. Мир погружается то в шум, то в тишину, но двое уже встретились: повар, который отлично готовит дораду (Юэн МакГрегор), и ученая, которая пытается разобраться в природе заболевания (Ева Грин). Получается у нее плохо, но это и не важно — пока осязание не покинуло кончики пальцев, самое время любить.
МакКензи то и дело покидает сумасшедше влюбленных, чтобы наведаться к людям по всему миру и проследить, как они справляются с новыми реалиями — разумеется, привыкают. «Последняя любовь на Земле» — кино созерцания сантиментов, от него не стоит ждать продуманных правил и условностей научной фантастики, но харизматичный дуэт актеров компенсирует драматургические промахи. Как Грин и МакГрегор дурачатся вместе и едят мыльную пену (вкуса же нет, помните?), можно смотреть до конца света.
Обаятельный фильм Майкла Мэттьюза довольно незаметно вышел онлайн где-то на фоне ковидной самоизоляции и потерялся среди других релизов на стримингах. А между тем «Любовь и монстры», несмотря на бесхитростное название, обаятельное, трогательное и романтическое кино о мире, который захватили чудовища.
Пока люди прячутся по бункерам, мутировавшие домашние (и не очень) животные облюбовали землю: Джоэл (но не тот, о котором вы подумали, — его сыграл Дилан О'Брайен), не приспособленный к выживанию малый, выбирается наружу и отправляется к любимой девчонке — у них была всего пара свиданий до того, как миру пришел конец: она спаслась, но выживает вдалеке от возлюбленного. «Любовь и монстры» — подростковая история взросления и преодоления: и, в общем-то, дело не только в мировых катаклизмах, иногда нужно набраться смелости просто для того, чтобы наконец начать жить и не откладывать счастье на потом.
«Пассажиры» Мортена Тильдума несколько запутали зрителей: пока все ждали монументальную фантастику, режиссер готовил для зрителей ромком в космосе. Если не ждать от рейса большего, чем он готов предложить, можно получить от просмотра удовольствие. Огромное космическое судно «Авалон» покинуло Землю, чтобы устремиться в счастливое будущее: 120 лет в пути и прекрасное далеко дождется своих пассажиров. Всё идет по плану, пока двое не просыпаются раньше времени — на 90 лет. Авроре (Дженнифер Лоуренс) и Джиму (Крис Пратт) предстоит не только предотвратить поломку экипажа пилигримов, но и узнать буквально, каково это — пока смерть не разлучит. Пробудившихся пассажиров ждет вся жизнь только вдвоем.
Местами фильм вышел выдающимся по визуальной части, местами трогательным в демонстрации рождающейся привязанности. Если вынести за скобки этический вопрос о причинах раннего пробуждения, то можно пофантазировать: кому бы не хотелось оказаться вдвоем с любимым человеком на огромном лайнере, где можно делать всё что угодно?
Фомо — синдром упущенной выгоды, который вечно преследует миллениалов: стоит не выходить на связь и остаться дома, как обязательно окажется, что кто-то где-то веселится без тебя. Устав от работы и социальных взаимодействий, пара Су (Сунита Мани) и Джек (Джон Рейнольдс) решает отправиться в домик на природе и отключить смартфоны на уикенд. Стоило убрать гаджеты под подушку, как оказалось, что бруклинские хипстеры пропустили вторжение пришельцев. Инопланетные гости, похожие на причесанных и умытых зубастиков, атакуют ничего не подозревающих молодых людей, которым остается только спасаться самим.
Дебютный фильм Алекса Хьюстона Фишера, может, и не показывает бескрайних безлюдных пейзажей, но очень точно отражает, как миллениалы готовы к концу света, — примерно никак. А потому за неряшливыми попытками выжить и признаться в любви друг другу Су и Джека наблюдать интереснее, чем за неуязвимыми истребителями внешних угроз.
Театралы Фокины, отец и сын, перенесли на экраны свое давнее детище: спектакль «Сегодня. 2016 – …». Любители конспирологии, вам сюда! Альтернативное развитие действительности предлагает поверить в то, что пришельцы давно прилетели: четыре корабля зависли над Землей, но никто не стремится к вторжению и порабощению, даже наоборот.
Огнев (Антон Шагин) работает в секретном отделе ООН, который занимается изучением внеземного сознания в антропологических целях. По крайней мере, так было: сейчас ученый силится вспомнить свою не такую обширную биографию, а потому пространство вокруг искажено, память — ненадежная подруга. Особенное место занимает возлюбленная, жена Огнева в исполнении Юлии Снигирь. Апокалипсис всё же приближается, но всему виной скорее человеческая глупость и жадность, чем амбиции организмов с других планет. «Петрополис» — необычная и неспешная научная фантастика, которая, с одной стороны, раскрывает драму жизни одного человека, с другой, с разочарованием смотрит на всё худшее, что есть у человечества.
Выживут только роботы: сейчас, когда проекты Pixar в основном получают сомнительные сборы и сдержанные отзывы, как никогда хочется обратиться к шедеврам студии. История любви робота-мусорщика и совершенного дроида — вероятно, один из лучших фильмов не только Pixar, но и XXI века в целом. Земля оставлена людьми — на всей планете только мусор и крошка ВАЛЛ·И, который копается в обломках цивилизации. Никаких астероидов, зомби или нашествия пришельцев — люди сами уничтожили родной дом и отправились в колонию, оставив после себя экологическую катастрофу.
Гуманизм и человечность становятся прерогативой механизмов, как и трепетные чувства — вероятно, если и браться за предсказание конца света, то именно такого финала и стоит ждать. Но даже те, кто настроен более оптимистично, и через десятилетия после просмотра не забывают механический звон позывных: Еееваааа! Вааалли! Два имени, которые заменили все нужные слова на свете.
На первый взгляд «Добро пожаловать в Zомбилэнд» сильно выбивается из списка и скорее претендует на место в топе апокалипсиса живых мертвецов с кишками наружу и полчищами врагов. С этим сложно поспорить: несмотря на сеттинг зомби-хоррора, комедийный ужастик Рубена Фляйшера — скорее духоподъемная история о том, как найти семью и любимого человека после конца света.
Коламбус (Джесси Айзенберг) не может смириться с тем, что первая же девушка, которой он понравился, попыталась его убить — зомби-вирус уже заразил привлекательную соседку. Во время путешествий по пустынным Штатам со случайным попутчиком Таллахасси (Вуди Харрельсон) они натыкаются на двух барышень в беде (Эмма Стоун и Эбигейл Бреслин), и Коламбус, конечно, моментально влюбляется. «Добро пожаловать в Zомбилэнд» в облегченной жанровой интонации говорит об одиночестве и о том, как важно не закрываться: в одиночку не выжить, если зомби могут настигнуть даже в туалете.
В конце сделаем исключение из фильмов про конец света романтической направленности и добавим постапокалиптическое выживание отца и дочери. «Свет моей жизни» — авторская лента Кейси Аффлека: он выступил и сценаристом, и режиссером, и сыграл главную роль «старшего лиса», который оберегает дочурку. Дело в том, что на Земле остались лишь мужчины — страшный вирус поберег лишь нескольких обладающих иммунитетом женщин. Малышка Трепа (Анна Пнёвски) оказалась в их числе, а потому важно выдать ее за мальчика — добра от случайных встречных ждать не стоит.
«Свет моей жизни» берет фантастический зачин, прибавляет фон вечной тревоги в виде мародеров и охотников, но в первую очередь рассказывает не о выживании, а о хрупких отношениях отца и дочери, которые путешествуют вдвоем. Иногда кажется, что на целом свете действительно не осталось больше никого. Кейси задается вопросом, в чем вообще заключается мужественность и женственность — для отца, который боится не спасти дочь, и для девочки, который нельзя заплетать косички и носить куртку со стразами. Получилось проникновенно и трепетно.