Опубликовано 29 ноября 2022, 12:41
6 мин.

«Добро пожаловать в XXI век, Аддамс»: Каким получился сериал «Уэнсдэй» 

Поделиться:
«Добро пожаловать в XXI век, Аддамс»: Каким получился сериал «Уэнсдэй» 

На Netflix вышел сериал Тима Бёртона о приключениях Уэнсдэй — старшей дочери мрачной четы Аддамс из комиксов журнала The New Yorker 1960-х годов. Рассказываем, как героям, придуманным 60 лет назад, удается оставаться актуальными, и как Тим Бёртон изменил стриминг и при чем тут терапия.

За последние 5 лет Уэнсдэй Аддамс сменила восемь школ — интересную траекторию обучения героиня комментирует так: «Еще не построили ту школу, которая может меня удержать». Последний эпизод с пираньями в школьном бассейне дал Мортише (Кэтрин Зета-Джонс) и Гомесу Аддамс (Луис Гузман) прекрасный шанс отправить дочь в пансионат Nevermore — учебное заведение для изгоев, не только социальных, но и генетических. Изгоями зовутся дети с паранормальными способностями, которые не могут найти себе места в обществе нормисов — обычных людей. Академия названа в честь строчки из самого известного стихотворения Эдгара Аллана По — почетного выпускника и изгоя.

Всю первую серию мы смотрим, как Уэнсдэй пытается сбежать из училища, а заодно и от сближения со странными сверстниками. А потом объявится огромный монстр, который как-то связан с самой Уэнсдэй — не зря же он спас ее от нападения бредящего одноклассника, разорвав его внушительными когтями. Но на следующий день одноклассник как ни в чем ни бывало появится на школьном дворе, предусмотрительно покрутившись у всех на виду, а затем пропадет с концами. В общем, чтобы по-настоящему насладиться отличным ретро-сериалом с актуальным подтекстом от Бёртона (и приятным путешествием по фильмографии макабрического автора), зрителю еще надо пережить сумбурную первую серию, в которую катастрофическим образом впихнули абсолютно всё.

«Уэнсдэй» Тима Бёртона

История Бёртона и готической семейки из комиксов Чарльза Аддамса берет начало еще в 1991 году, на этапе подготовки к съемкам фильма, который в итоге поставил Барри Зонненфельд. Тогда Бёртон отдал предпочтение возвращению Бэтмена и не смог найти способ состыковать расписания съемок. В 2010-х компания Universal Pictures приобрела права на экранизацию пародии на идеальную американскую семью и привлекла Бёртона к постановке анимационного кукольного фильма, который он должен был написать, продюсировать и поставить, однако этого тоже не случилось.

Наконец, в 2020-м «Уэнсдэй» была анонсирована как «Проект Тима Бёртона о семейке Аддамс без названия». Технически полноправным автором режиссера назвать сложно, в титрах он значится как исполнительный продюсер и режиссер первых четырех серий. Шоураннеры проекта — Альфред Гоф и Майлз Миллар, сценаристы, ответственные за «Тайны Смолвиля», вторую часть «Человека-паука» с Тоби Магуайром и «Я — четвертый». По фильмографии можно сделать вывод, что авторы собаку съели на сюжетах о супергероях-одиночках, которые не могут найти места в современном мире. А Уэнсдэй — самая настоящая супергероиня: знает кунг-фу, играет на виолончели, пишет роман, знает ответ на любой вопрос, отлично фехтует и значительно преуспела в таксидермии.

Кадр из сериала «Уэнсдэй»

Уэнсдэй Аддамс — идеальная героиня для киновселенной Тима Бёртона, странная девочка с выражением лица раздраженного Бастера Китона, разговаривающая только остротами и предпочитающая свиданию за ужином просмотр страшных фильмов в склепе. Огромные оленьи глаза Дженны Ортеги — идеальный портал во внутренний мир героини, воплощающей юношеский максимализм. 20-летняя актриса прямиком с канала Disney угодила в новую волну хоррора («Х» Тая Уэста и «Крик» 2022 года). Хейтеры, которые приготовились строчить комментарии о том, что младшеклассницу играет 20-летняя детина, остановитесь — по сюжету Уэнсдэй исполняется 16, и она на самом пике своего бунта против гиперопеки матери и мягкотелого отца. Перед Ортегой стояла довольно сложная задача — сыграть посмертную гримасу тотального безразличия с искоркой любопытства. С чем она идеально справляется, не дрогнув ни одним мускулом на лице, да так, что даже патологоанатом заключает: «Давно умерла». Тем ценнее взрыв угловатой пластичности в сцене на школьном балу Rave’N (куда ж без него): Уэнсдэй уничтожает танцпол в фирменном стиле. В этот момент не покидает ощущение, что хореографом этих одновременно комичных, неуклюжих и сексуальных движений был Битлджус. 

Дженна Ортега в сериале «Уэнсдэй»

Знаменитые родители появляются всего в двух сериях, но успевают оставить неизгладимое впечатление — манерная Кэтрин Зета-Джонс, снисходительно благословляющая всё живое своим присутствием, в идеально скроенном русалочьем хвосте, которому позавидовал бы любой инфлюенсер, и неказистый, но необычайно милый щербатый Луис Гузман. Прихватив с собой неуклюжего Пагсли — младшего брата Уэнсдэй, они все вместе отправляются на сеанс к психотерапевту. Давно пора. Правда, выдерживают всего пять минут. Дядя Уэнсдэй, пройдоха Фестер (Фред Армисен), тоже оказывается в кадре, чтобы показать путь к важным тайнам и прокатить племянницу в коляске пятнистого мотоцикла щенячьего патруля. Гораздо более важную роль в сюжете играет трогательная Вещь — кисть руки, гуляющая сама по себе, незаменимый помощник, когда надо за кем-нибудь проследить, что-нибудь украсть, дать кому-нибудь кулаком по лицу или обсудить лучшие крема для рук и масла для кутикулы.

Сериал «Уэнсдэй»

В ненавистной академии, где ее постоянно преследует тень невероятно успешной матери, Уэнсдэй знакомится с соседкой по комнате Инид — клубком жизнелюбия и красок, оборотнем, у которой еще не вышло обратиться. За ее становлением следить не менее увлекательно, чем за главной героиней. Там же она встретит художника с печальным взглядом, который может оживлять собственные произведения, и темнокожую сирену с белесыми глазами, чьей песне невозможно противостоять. За учительский состав академии отвечают бесподобная директриса Лариса Уимс (Гвендолин Кристи) и специалист по смертоносной ботанике Мэрилин Торнхилл, которую сыграла Кристина Риччи — муза Бёртона и исполнительница роли Уэнсдэй в фильме 1991 года. Осталось только выяснить, кто из них совершил все эти безжалостные убийства, ведь каждый, кто встретится на пути героини, что-то скрывает.

Кадр из сериала «Уэнсдэй»

Представьте себе саркастическую Нэнси Дрю, попавшую в школу Мурдэйл из «Сексуального просвещения», чтобы расследовать тайну из «Скуби-Ду», — вы получите «Уэнсдэй». Как обычно у Бёртона, за паранормальными силами стоит вполне приземленный злой умысел. Воплощением чистого иррационального ужаса здесь станет закоренелый шовинизм и патриархат, нерешенные психологические проблемы окажутся следствием неукротимой ярости, а одиночество — слабостью.

За саундтрек и костюмы отвечали бёртоновские единомышленники: композитор Дэнни Элфман и дизайнер костюмов Коллин Этвуд. Историю взросления на фоне кровавых убийств и мрачных тайн Элфман подчеркнул идеальным готическим саундтреком в своем стиле. Он вручил Уэнсдэй виолончель и приказал разыграть оркестровую аранжировку классических рок-гимнов Nothing Else Matters группы Metallica и Paint it Black Rolling Stones, так любимых Бёртоном. Этвуд создала школьную форму мечты — что-то среднее между полосатой парой Битлджуса и костюмами из «Бестолковых», не забыв при этом, что у Уэнсдэй аллергия на яркий цвет, от которого ее кожа моментально сходит с костей.

Кадр из сериала «Уэнсдэй»

За повестку в сериале отвечает дуэт шоураннеров, а за удивительный мир, населенный проклятиями из Эдгара По, героями Мэри Шелли, Стивенсона, Стокера и образами Кинга, — Бёртон. Удивительно, но синтез ультрасовременной проблемы и полного архаизмами стиля режиссера работает: CGI-чудище может выползти из экспрессионистской декорации, Франкенштейн — стать женоненавистником, а сирена — инфоцыганкой. Конечно же, в конце Уэнсдэй придется ослабить защиту, сломать пару стен, последовать «кодексу улья» (пчелы друг друга не бросают) и даже взять в руки мобильный телефон, который мгновенно проявит свою дьявольскую натуру — вот и заход на второй сезон. Будем ждать!

Новое в подписке

Лучшее в подписке