Школа — второй дом: 10 фильмов про учителей и трудных подростков
5 октября мы отмечаем День учителя. Наверное, почти у каждого есть хотя бы один особенный педагог, который запомнился на всю жизнь. От учителя зависит многое, он может подарить крылья или обрезать. Вспоминаем 10 отличных фильмов об этих важных и не всегда простых отношениях.
Вениамин (Петр Скворцов) испытывает разочарование в погрязшем во лжи и грязи мире. Всерьез увлекшийся Библией юноша верит, что расплата за грехи близко, но никто этого не замечает. Религиозность парня непонятна окружающим, но больше остальных встревожена учительница биологии Елена Краснова (Виктория Исакова). Женщина хочет понять причины поведения Вениамина, достучаться до него и помочь. Она даже начинает изучать Библию, чтобы доказать, что Веня ошибается. Конфликт между героями нарастает, превращаясь в настоящую войну в стенах школы.
Картина Кирилла Серебренникова — жемчужина современного отечественного кино, снятая немного в театральной манере. Режиссер недвусмысленно высказывается о пагубных последствиях фанатизма и радикализма. Талантливый актерский состав, мастерски поставленные сцены, в которых нет ни одной лишней реплики, — «Ученик» похож на притчу о противостоянии, внутренних демонах и ненависти, влияющей на неокрепшие умы.
Эстония. Обычная общеобразовательная школа, где есть свои хулиганы и изгои. Ученик по имени Йозеп (Пярт Уусберг) относится к последним и ежедневно терпит издевательства со стороны сверстников. Юноша старается не обращать внимание на насмешки и не провоцировать одноклассников, однако это только усугубляет ситуацию. Однажды на его сторону встает один из друзей главного задиры — Каспар (Валло Кирс). С этого момента «шутки» переходят границы, атмосфера в классе накаляется, а терпение жертв начинает заканчиваться.
Мрачная эстонская драма снята по мотивам массового убийства в школе «Колумбайн» в 1999 году. «Класс» — душераздирающее кино не для слабонервных, которое иллюстрирует, насколько школа может быть небезопасным пространством и к чему приводит равнодушие взрослых.
Хейли Грим (Мисси Перегрим) — выдающаяся гимнастка и надежда страны, которая отказалась участвовать в чемпионате и разбила мечты команды получить золотую медаль. Девушка всего-навсего хотела перестать жить одними тренировками, закрыть эту главу и пожить как обычный подросток. Ее мятежные будни не привели ни к чему хорошему: совсем скоро Хейли в сомнительной компании оказывается в полицейском участке. Теперь героине предлагают два варианта: отправиться за решетку или же стать ученицей элитной гимнастической школы.
Фильм Джессики Бендинджер выделяется среди прочих картин в нашем списке. Сюжет строится вокруг спортивной академии, а не обычной школы. Впрочем, в остальном привычные элементы поджанра остаются такими же: трудная девушка-подросток, толпа сверстников, с которыми нелегко найти общий язык, и фигура терпеливого наставника, чьи слова способны снова разбудить в бунтарке страсть к любимому делу.
Алла Николаевна (Ирина Купченко) — учительница истории с большим стажем. Однако даже такого педагога может сломать группа недисциплинированных учеников. Женщина не может призвать к порядку подростков, которые готовы делать всё что угодно, лишь бы не учиться. Хаос в классе усугубляется тем, что один из школьников принес с собой оружие.
Фильмы о стрельбе в школах ассоциируются скорее с американскими картинами. Впрочем, это не означает, что в пространстве отечественных школ ничего подобного не происходило. Драма Алексея А. Петрухина — возможность поговорить о проблемах, которые зачастую остаются в тени. Еще одна причина посмотреть «Училку» — блестящая роль Ирины Купченко, чья игра и противоречивая героиня вызывают целый спектр эмоций и заставляют покрываться мурашками.
«Общество мертвых поэтов», пожалуй, можно назвать золотым стандартом вдохновляющих фильмов об учителях. Полная метафор и запоминающихся цитат, эта картина — яркое напоминание о роли педагогов в жизни молодых людей. О том, как важно оставаться верным себе, о поисках своего места в жизни и о том, как важно carpe diem — ловить момент. Вы точно запомните этот фильм, который обязателен к просмотру для всех учителей и их учеников.
По сюжету в консервативное закрытое учреждение прибывает новый преподаватель английского языка Джон Китинг. Мужчина очень отличается от других взрослых и сразу интригует юношей нетрадиционными методами обучения и заразительной страстью к поэзии. Однажды он рассказывает им про так называемое общество мертвых поэтов. Открывая героям мир великих произведений, Китинг преподносит им ценные уроки о том, как противостоять конформизму, не потерять свой голос и ценить каждый миг юности.
Генри Барт (Эдриан Броуди) — эмоционально закрытый учитель на замену, который избегает любой привязанности и не задерживается на одном месте надолго. На этот раз его берут на трехнедельную работу в неблагополучную школу. Нецензурная лексика и атмосфера ненависти, потерянные подростки и равнодушные взрослые — ни у кого ни малейшего желания что-то менять.
Работа Тони Кэя («Американская история Х») представляет собой пример фильма, в котором школа показана глазами учителя. Режиссер, уделяя внимание проблемным детям, рассматривает в первую очередь тяготы профессии преподавателя. Герой Эдриана Броуди — уставший человек с собственными травмами, на плечи которого ложится необходимость не только учить незаинтересованных ребят, но и вовремя проявить сочувствие и найти подход к каждому школьнику. В конце концов, возможно, не только Генри поможет запутавшимся подросткам, но и ученики повлияют на временного учителя.
Можно сказать, что «Улыбка Моны Лизы» — это «Общество мертвых поэтов», где вместо юношей и мудрого наставника — юные леди и свободолюбивая учительница. Точек соприкосновений действительно много: 1950-е, элитный колледж, идеально выглаженная форма, борьба с устоявшимися традициями и новая преподавательница, способная изменить судьбы учениц.
Кэтрин Энн Уотсон (Джулия Робертс) устраивается на работу в женское учебное заведение. Ей предстоит преподавать историю искусств молодым девушкам, многие из которых посещают занятия, лишь чтобы скоротать время перед предстоящим замужеством. В стенах колледжа преобладают патриархальные устои, гласящие, что место женщины возле мужа. Кэтрин, будучи независимой выпускницей Беркли, пытается зажечь в умах своих студенток интерес к карьере и показать, что будущее только в их руках. Новая преподавательница становится для многих путеводной звездой, а сама Кэтрин после общения с девушками начинает переосмысливать собственную жизнь.
Эрин Грювелл (Хилари Суэнк) отправляется на новую работу в школу, чтобы поделиться своей любовью к литературе и английскому языку со старшеклассниками из группы риска. Но подростки из неблагополучного района ежедневно сталкиваются с трудностями и ведут собственную войну за пределами учебного заведения. Эрин пытается наладить отношения с классом и делает всё, чтобы ученики оставили расовые различия и невидимые границы позади. Однако завоевать доверие молодых людей, которые постоянно борются за выживание, не так-то просто. Вскоре Грювелл приносит стопку тетрадей и предлагает классу вести дневники. Это оказывает терапевтический эффект на молодых людей, которым очень нужно было выговориться.
Фильм Ричарда ЛаГравенеса вдохновлен реальными событиями. Преподавательница по имени Эрин Грювелл действительно существовала и изменила судьбы школьников, чьи истории наконец были рассказаны. В основу сюжета легла книга «Дневник писателей свободы», состоящая из заметок учеников, которые они написали на уроках английского языка.
Прийти в школу в свой выходной — что может быть несправедливее для любого подростка? Именно такое наказание получают пятеро абсолютно разных учеников обычной школы. Девушка-принцесса, главный спортсмен, самоуверенный хулиган, ботаник и чудачка — этой компании предстоит провести несколько часов в обществе друг друга и попытаться подобрать правильные слова для сочинения «Кем вы себя представляете?». Конечно, провинившиеся школьники не спешат выполнять наказание. Сначала им предстоит преодолеть взаимную неприязнь, поделиться сокровенным и понять, что внешние различия — условность, а сами они — родственные души.
Признаться честно, «Клуб „Завтрак»» не совсем подходит для нашей подборки. Несмотря на наличие трудных подростков, фигура преподавателя здесь не столь важна. Учитель не задерживается на экране и не играет большой роли в становлении героев. Тем не менее именно по его прихоти юноши и девушки остались в одном помещении и задумались о собственной жизни. К тому же нельзя отрицать тот факт, что любой список фильмов будет выглядеть лучше, если вписать в него творение Джона Хьюза.
В центре внимания вновь неблагополучные подростки, которые состоят в бандитских группировках или торгуют запрещенными веществами. После службы в морской пехоте Лу-Энн Джонсон (Мишель Пфайффер) решает начать преподавать и оказывается в одном классе с проблемными детьми, у которых нет ни малейшей мотивации учиться. Поначалу скучающие ученики проявляют неуважение к новой учительнице, но вскоре Джонсон откладывает учебники в сторону, вспоминает армейское прошлое и берется за перевоспитание хулиганов. Неортодоксальные способы достучаться до закрытых старшеклассников, желание быть честной, а главное, искренние попытки установить связь со школьниками — всё это помогает Лу-Энн покорить сердца детей и стать для них наставницей с большой буквы.
«Опасные умы» — стандартный (в хорошем смысле этого слова) фильм об отношениях между учителем и подрастающим поколением, которому нужно быть услышанным и понятым. Благодаря легендарному саундтреку Gangsta’s Paradise, блестящей игре Мишель Пфайффер и никогда не теряющей актуальности теме, фильм Джона Н. Смита остается образцовой школьной драмой, где вера в добро и проявление человечности побеждают любые предрассудки и побеждают ненависть.