Подборки8 мин.

Преследует — значит любит? 10 фильмов о сталкинге

Сталкинг в кино не ограничивается нашумевшим «Олененком» и предстает в разных обличиях: от робкого подсматривания до хищного выслеживания, от романтической обсессии до кровожадной жажды мести. Голливуд, большие европейские авторы и нишевое фестивальное кино к теме нежелательного навязчивого внимания обращаются уже давно. И неудивительно: захватывающие истории, объемные персонажи, простор для нарративных маневров притягивают режиссерское воображение. А с итогами их трудов можно ознакомиться в нашей подборке из 10 фильмов о сталкинге.

Также рекомендуем ознакомиться с подборкой 10 лучших российских фильмов про маньяков.

Кабельщик

The Cable Guy
Рейтинг: 6.96IMDb: 6.1
Жанр: Комедии
1996, 91 мин
США, 16+
Режиссер: Бен СтиллерГлавные роли: Джим Керри, Мэттью Бродерик, Лесли Манн, Джек Блэк, Джордж Сигал, Дайан Бэйкер

Чип Дуглас получает колоссальное удовольствие от работы кабельщиком, особенно когда в ходе выполнения заказов удается завести друзей. Главный герой, Стивен Ковач, по несчастному для него стечению обстоятельств оказывается занесен в список таких случайных друзей. Приятель-кабельщик постепенно берет под контроль его работу, досуг, романтические, дружеские и даже семейные отношения. Очень скоро всё его существование превратится в безумное шоу. Стивену предстоить придумать способ тактично избавиться от навязчивого, но невероятно чувствительного чудака, пока тот полностью не разрушил его жизнь.

Для достижения непривычного для темы преследования комедийного эффекта режиссер Бен Стиллер обращается к традиции слэпстика и актерскому таланту Джима Керри: получается живой, обаятельный образ чересчур жизнерадостного сталкера. Правда, ближе к концу ленты забавы заканчиваются: в своем преследовании кабельщик окончательно теряет ощущение границ, превращая фильм в смесь триллера и драмы.

Роковое влечение

Fatal Attraction
Рейтинг: 7.26IMDb: 6.9
Жанры: Драмы, Триллеры
1987, 114 мин
США, 16+
Режиссер: Эдриан ЛайнГлавные роли: Майкл Дуглас, Гленн Клоуз, Энн Арчер, Эллен Хэмилтон Латцен, Стюарт Пэнкин, Эллен Фоли

Девушка — сексуальный маньяк — не слишком расхожий архетип, но Дэну Галлагеру везет на диковинки. Пока жены с дочкой нет в городе, он заводит мимолетную интрижку и почти сразу об этом сожалеет: Алекс Форрест, его любовница на одну ночь, начинает агрессивное преследование. Для нее есть две крайности: либо Дэн принадлежит только ей, либо не принадлежит никому. И она готова пойти на всё, чтобы претворить эту максиму в жизнь.

Фильм Эдриана Лайна получил огромное количество номинаций на различные премии, в том числе «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус», — и стал самым успешным в прокате 1987 года. Это всё же не спасло его от активной феминистской критики: создателей обвиняли в идеализации образа послушной домохозяйки и демонизации одинокой, карьерно ориентированной женщины, а еще кино сравнивали с патриархальным манифестом. Тем не менее «Роковое влечение» до сих пор продолжает щекотать зрительские нервы и остается одним из примеров образцового психологического триллера.

Мизери

Misery
Рейтинг: 7.8IMDb: 7.8
Жанры: Ужасы, Триллеры, Драмы
1990, 102 мин
США, 16+
Режиссер: Роб РайнерГлавные роли: Джеймс Каан, Кэти Бейтс, Ричард Фарнсуорт, Фрэнсис Стернхаген, Лорен Бэколл, Грэм Джарвис

Известный писатель Пол Шелдон попадает в аварию во время сильной метели. Медсестра Энни Уилкинс находит его без сознания и любезно размещает у себя дома, обещая отвезти в больницу, как только метель утихнет. Однако до больницы Пол не добирается: женщина называет себя большой поклонницей его книг, читает рукопись нового романа и неожиданно приходит в бешенство от отсутствия привычного хэппи-энда. Энни удерживает больного героя в комнате, требуя альтернативной развязки: удастся ли ему удовлетворить литературные предпочтения «фанатки номер один» — большой, жизненно важный вопрос.

Триллер Роба Райнера является экранизацией одноименного романа Стивена Кинга. Примечательно, что от роли Пола Шелдона последовательно отказывались одни из самых успешных голливудских актеров, — от Дастина Хоффмана до Арнольда Шварценеггера — мотивируя решение тусклостью персонажа на фоне колоритной медсестры-маньячки. И будто в воду глядели: яркая роль, в итоге доставшаяся Кэти Бейтс, обеспечила ей «Оскар» и «Золотой глобус» и настолько поразила Кинга, что главную героиню «Долорес Клэйборн» он писал, держа в голове отличную актрису.

Сыграй мне перед смертью

Рейтинг: 6.7IMDb: 6.9
Жанры: Триллеры, Драмы
1971, 102 мин
США, 16+
Режиссер: Клинт ИствудГлавные роли: Клинт Иствуд, Джессика Уолтер, Донна Миллс, Джон Ларч, Джек Джинг, Ирен Херви

Дейв Гарнер работает диджеем в прибрежном провинциальном городке. Он считает, что его профессиональная задача — ставить музыкальные и поэтические композиции, призванные «сделать нас немного добрее». Эвелин Дрейпер — большая поклонница его передач. Сначала она регулярно звонит в эфир, чтобы заказать чарующий трек Misty, затем — подлавливает его в местном баре, знакомится, приглашает к себе домой. Дейв соглашается, надеясь на легкую интрижку и даже не подозревая, что фантазерка Эвелин уже давно имеет куда более серьезные планы на его счет.

Психологический триллер, положивший начало режиссерской карьере Клинта Иствуда, дебютант снял за 21 день, взяв на себя не только режиссуру, но и роль главного героя. Одержимую преследовательницу тонко играет завораживающая Джессика Уолтер. Хотя сюжет задает неспешный темп, а камера лениво скользит по морским калифорнийским пейзажам, благодаря блестящему актерскому дуэту фильм от начала до конца выдерживает необходимое напряжение.

Мыс страха

Cape Fear
Рейтинг: 7.32IMDb: 7.3
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
1991, 127 мин
США, 16+
Режиссер: Мартин СкорсезеГлавные роли: Роберт Де Ниро, Ник Нолти, Джессика Лэнг, Джульетт Льюис, Джо Дон Бейкер, Роберт Митчем

Макс Кейди выходит из тюрьмы спустя 14 лет заключения. По этому поводу он не чувствует ни радости, ни облегчения, зато ощущает отчетливое желание отомстить за потерянные годы. Мишенью становится бывший адвокат Сэм Боуден: скрыв важные детали дела, тот обеспечил клиенту суровый срок. Теперь Кейди переквалифицируется из сексуального насильника в хитроумного преследователя, умело терроризирующего Боудена и его семью. Ни деньги, ни воззвание к жалости, ни раскаяние не могут его остановить.

Мартин Скорсезе снимает захватывающий ремейк одноименного голливудского фильма Дж. Ли Томпсона 1962 года, снятого по роману «Палачи» Джона Д. Макдональда. И без того талантливый текст дополняется вселяющим чистый ужас героем Роберта Де Ниро, а стремительный сюжет и остроумная работа с камерами и сценическим пространством не дают ни секунды передышки, на два часа увлекая зрителя в головокружительный аттракцион страха.

Род мужской

Men
Рейтинг: 6IMDb: 6.1
Жанры: Ужасы, Драмы
2022, 96 мин
Великобритания, 18+
Режиссер: Алекс ГарлендГлавные роли: Джесси Бакли, Рори Киннер, Гэйл Ранкин, Паапа Эссьеду, Сара Твоми, Зак Ротера-Оксли

После самоубийства мужа Харпер сбегает в деревенскую глушь, чтобы позволить себе пережить потерю и восстановиться. Она прибывает в Котсон, населенный зеленью, сказочного вида домиками и странноватыми обывателями. Правда, изначально обещавший умиротворение отъезд превращается для героини в самый настоящий ад. Девушку изводит настойчивое преследование полностью обнаженного парня со странными шрамами на лице. Идти за помощью к местным жителям оказывается опасной затеей: все они — недружелюбные и, как бесконечное количество капель воды, похожие друг на друга мужчины.

Очередной эксцентричный проект студии А24, созданный совместно с режиссером «Аннигиляции» и «Падения империи» Алексом Гарлендом, стремится сказать сразу много всего. Он и про переживание утраты, и про абьюзивные отношения, и про питающие культуру фольклорные мифы и их современное воплощение. При этом пересказывать его кажется бессмысленным: фильм то и дело ломает сам себя и напрочь отказывается от хотя бы налета предсказуемости. С самого начала потрескивая от напряжения, лента в итоге разражается в переживаемый на телесном уровне фантасмагорический кошмар. Смотреть или поостеречься — выбор за вами.

Не в себе

Unsane
Рейтинг: 6.78IMDb: 6.4
Жанры: Ужасы, Триллеры
2018, 93 мин
США, 18+
Режиссер: Стивен СодербергГлавные роли: Клэр Фой, Джошуа Леонард, Джей Фэро, Джуно Темпл, Эми Ирвинг, Эйми Маллинз

Сойер Валентини в прошлом подвергалась преследованиям со стороны неадекватного поклонника. Она сбежала от него в другой город, однако скрыться от изнурительной паранойи, мешающей девушке жить и строить отношения с окружающими, не удалось. Желая проконсультироваться о своем состоянии с врачом, она записывается в клинику «Хайленд-Крик». Однако больница, на первый взгляд показавшаяся безопасной, таит ранее не виданные Сойер ужасы.

Американский режиссер Стивен Содерберг использует жанр триллера как возможность поэкспериментировать с технологиями производства и полностью снимает фильм на камеру iPhone 7 Plus. В том числе необычная манера съемки помогает ему мастерски воссоздать переживание действительности ментально неустойчивым человеком, вынуждая зрителя до самого конца гадать, является ли происходящее с Сойер реальным.

Наблюдающий

Рейтинг: 6.2IMDb: 6.3
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
2022, 96 мин
США, 18+
Режиссер: Хлоя ОкуноГлавные роли: Майка Монро, Карл Глусман, Берн Горман, Тудор Петрут, Габриела Бутуч, Мадалина Анеа

Бухарест встречает Джулию проливным дождем и убийством женщины в соседнем корпусе. Героиня переезжает в Румынию вместе с мужем, еще не зная, насколько тяжелой окажется адаптация. Пока тот работает, девушка коротает время и пытается привыкнуть к новому дому, бродя по тоскливым улицам и потихоньку изучая румынский язык. Помимо расхожих проблем эмиграции ее мучает ощущение, что один из соседей за ней следит: лаконичная фигура неизвестного мужчины то и дело застывает в окне напротив. Игнорировать странное поведение соседа с каждым днем становится всё тяжелее, и Джулия идет на отчаянные меры в попытках отличить собственную паранойю от реальной угрозы.

Триллер Хлои Окуно был впервые представлен на фестивале «Сандэнс» и собрал в основном одобрительные реакции критиков. Несмотря на сюжетную незатейливость, картина успешно справляется с саспенсом, неторопливо накручивая тревогу и увлекая зрителя в жутковатые фильмические пространства. Здесь совсем не остается безопасных мест: спрятаться от пытливого взгляда не получится ни на людных улицах, ни в темной спальне, ни за спиной супруга. Остается только глядеть в ответ.

Короткий фильм о любви

Krótki film o milosci
Рейтинг: 8.16IMDb: 8.3
Жанры: Артхаус, Драмы
1988, 83 мин
Польша, 16+
Режиссер: Кшиштоф КесьлевскийГлавные роли: Гражина Шаполовская, Оляф Любашенко, Стефания Ивиньска, Пётр Махалица, Артур Барчиш, Ханна Хойнацка

Будильник Томека ежедневно звонит в 20:30. Он выключает его, садится за стол, настраивает телескоп и направляет взгляд в окно дома напротив. В это время домой возвращается Она — прекрасная Магда, жертва вуайеризма и объект влюбленности главного героя. Правда, жертвой ее можно назвать с натяжкой, так же как его окрестить пугающим преследователем. Томек — наверное, самый безобидный сталкер в мире: он признается, что не хочет от женщины вообще ничего. Магду эта кротость интригует до такой степени, что они с парнем рискуют поменяться ролями.

Фильм является полнометражной версией «Декалога 6» — одной из частей телепроекта «Декалог» польского автора Кшиштофа Кесьлёвского. Считается, что в рамках серии режиссер обращается к библейским заповедям, переосмысляя их в контексте современной ему польской реальности. «Короткий фильм о любви» предлагает необычную интерпретацию слежки, предъявляя болезненное преследование как проявление чуткости, заботы и глубокой влюбленности.

Преследование

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.5
Жанры: Триллеры, Криминальное, Детективы
1999, 70 мин
Великобритания, 16+
Режиссер: Кристофер НоланГлавные роли: Джереми Теобалд, Алекс Хоу, Люси Расселл, Джон Нолан, Дик Брэдселл, Джиллиан Эль

И наконец еще один режиссерский дебют, на этот раз Кристофера Нолана. Фильм рассказывает историю Билла, неудачливого молодого писателя, который собирает материал для текстов, преследуя случайных незнакомцев. У него есть несколько правил сталкинга, которые он, однако, отбрасывает после знакомства с одним из объектов своего пристального внимания, Коббом. Тот промышляет воровством, но крадет не ради наживы, а чтобы заставить жертв переосмыслить жизнь. Главный герой становится напарником Кобба и тоже вовлекается в квартирные кражи, не осознавая, что у нового друга есть грандиозный план, в котором Билл — лишь пешка.

В дебютной работе Нолана отчетливо прослеживаются зачатки авторского стиля: нелинейность повествования, обилие флешбэков, одержимость пленочным изображением, внимание к мелким деталям. Идея фильма возникла после ограбления режиссера: его квартиру взломали и вынесли оттуда ценные вещи и CD-диски. Результатом неприятного опыта стала лента, объединившая в себе детективную, драматическую, нуарную и триллерную составляющие и открывшая автору двери в большое кино.