Призрак, демон, людоед: 10 российских фильмов про маньяков
О маньяках кино в последнее время снимают едва ли не чаще, чем о супергероях. Неудивительно, что истории советских и российских серийных убийц всё больше привлекают продюсеров и сценаристов, — на этой ниве есть где разгуляться умелому рассказчику. Собрали 10 самых популярных отечественных фильмов про маньяков: от пугающих триллеров из 1990-х до сверхстильных многослойных современных драм.
А тем, кто не захочет останавливаться на отечественных проектах или, наоборот, решит склониться в сторону более традиционных криминальных сюжетов, предлагаем ознакомиться с подборками сериалов про маньяков и серийных убийц и российских криминальных сериалов.
В год распада СССР Исса Давыдов (Нико Тавадзе) закатывает дома вечеринку. Следователь по особо важным делам поймал братьев-маньяков, терроризировавших жителей Союза десять лет. Злодеи получили заслуженное наказание, а Давыдов — повышение по службе. Веселье нарушает телефонный звонок, девушка (Аглая Тарасова) на другом конце провода утверждает, что был арестован не тот человек, а от настоящего маньяка она сбежала буквально только что и готова показать дом, где ее удерживал негодяй. Исса с командой захвата направляются в жилище на границе поля и леса и задерживают мужчину (Даниил Спиваковский). Следователь хочет быстрее закрыть осточертевшее дело и решает получить признательные показания любой ценой.
«Казнь» — дебютная работа клипмейкера Ладо Кватании. Режиссер остросюжетных музыкальных видео фактурно и осязаемо рассказывает историю финального аккорда империи через моральную деградацию отдельного элемента системы власти. Фильм Кватании — плод тщательной разработки. Создатели исследовали истории советских серийных убийц, которые легли в основу собирательного образа маньяка, и изучили жанр мрачных криминальных триллеров в духе Дэвида Финчера и Пон Джун-хо. «Казнь» можно упрекнуть в подражании, но не в отсутствии стиля: пожалуй, это самый красивый и визуально совершенный отечественный фильм о поисках серийного убийцы.
Скромная и тихая Инна (Мария Смольникова) живет в провинциальном городке с отцом и братом, ходит в школу и не бунтует. Ее жизнь меняется после приезда Маши (Яна Дюбуи), откровенной, яркой и дерзкой девочки из другого населенного пункта. Завязавшуюся дружбу обрывает рука серийного маньяка, который считает, что очищает мир от скверны и похоти, лишая жизни пьяных школьниц.
«Дочери» Александра Касаткина и Натальи Назаровой лучше всего подходит характеристика «сдержанный реализм». В картине не стоит искать балабановской темноты или гротескной жестокости современных сериалов о маньяках. Зато есть чистота библейской притчи и вневременные максимы: «Дочь» говорит со зрителями о вере, судьбе и прощении и предлагает не столько развлечение, сколько пищу для размышлений.
Дореволюционный Петербург в панике. Загадочный убийца жестоко расправляется с девушками, оставляя на телах оккультные символы. Сыщик Ростов (Евгений Цыганов) и его помощник Ганин (Дмитрий Лысенков) безуспешно пытаются выйти на след душегуба, но преступник неуловим. Полицейские решают обратиться за помощью к Оливии Рид (Дэйзи Хэд) — прибывшей из Британии на гастроли оккультистке и медиуму. Мисс Рид утверждает, что умеет общаться с мертвыми, и не подозревает, какие опасности грозят англичанке в граде Петра.
Николай Хомерики снял яркий мистический триллер в лучших традициях Гая Ричи («Шерлок Холмс») и Питофа («Видок»). Неуловимый маньяк — то ли дьявол, то ли фанатик, харизматичные сыщики, обаятельная Оливия Рид и другие эксцентричные персонажи, атмосфера дореволюционной России — всё это собирается в цепляющий приключенческий аттракцион, натуральный кинокомикс с русским акцентом.
Следователь Пётр Моисеев (Алексей Гуськов) рыщет по Петербургу в поисках маньяка, убивающего детей. След зверя приводит Моисеева в тихий провинциальный город, где убийца, играющий с оппонентом в кошки-мышки, дает детективу понять, что очередная жертва умрет в ближайшую среду. У Моисеева остается всего несколько дней, чтобы вычислить преступника и предотвратить трагедию.
«Тот, кто гасит свет» — так вполне мог бы называться американский триллер. Однако фильм Андрея Либенсона старается плавно перевести жанровый локомотив иностранного производства на отечественные рельсы. В этом ему помогают нетривиальный монтаж словно из фильмов Пола Гринграсса и актерский состав, включающий практически всех главных звезд середины нулевых. «Тот, кто гасит свет» может выглядеть слегка устаревшим, но в остросюжетности ему точно не откажешь.
«Стальная бабочка» — криминальная мелодрама о трудных подростках и родственных душах режиссера Рената Давлетьярова, маскирующаяся под триллер о поисках серийного убийцы. Такой жанровый эксперимент на момент премьеры фильма стал действительно свежим для российского кино, и зрители наравне с критиками к картине отнеслись крайне благосклонно.
Дерзкий опер Ханин (Анатолий Белый) — типичный плохой полицейский: ради достижения оперативных целей он врет, шантажирует и угрожает. Циничный полицейский расследует дело маньяка, убивающего молодых женщин в лесу на окраине Москвы. Убийца не оставляет следов, поэтому Ханин решает ловить душегуба на живца. В этой роли должна выступить Чума (Дарья Мельникова) — беспризорница из подростковой банды, попавшаяся на грабеже. Злая, своевольная и закаленная улицей девушка под давлением соглашается исполнить роль жертвы маньяка. С этого момента Ханин и Чума работают в паре, и неприглядная ситуация сближает две одинокие и мятущиеся души.
«Проводник» — мистический триллер о поисках ответов и кровожадного убийцы. Катя (Александра Бортич), почти как герой «Шестого чувства», может видеть мертвых людей. Она ищет пропавшую сестру-близнеца, но всё осложняет наплевательское отношение правоохранительных органов: полицейские пытаются убедить Катю, что никакой сестры не существует, а сама девушка нездорова. Поверить медиуму пытается только опер Капков (Евгений Цыганов).
Режиссер Илья Максимов умело конструирует «Проводника» из обыденных жанровых тропов и российских реалий. Фильм одновременно напоминает триллеры про призраков и криминальные драмы о поиске серийных убийц, но торчащие из сюжета уши аналогов не мешают наслаждаться разворачивающимся на экране зрелищем. Не в последнюю очередь этому способствует игра Бортич, всегда органичного Цыганова и остальных актеров. А напряженную линию с преследующими героиню призраками вообще можно было бы выделить в отдельный хоррор.
«Сибирский потрошитель» — микробюджетный, практически любительский фильм, основанный на истории реального маньяка-людоеда из Новокузнецка Александра Спесивцева. По качеству исполнения и нехитрому посылу «Потрошитель» вплотную приближается к работам певца мерзостей Люцифера Валентайна. Отступления от реальной истории минимальны, но режиссер Сергей Жизненный всё же решил добавить в сюжет хеппи-энд, чтобы, очевидно, совсем уж не нагонять жути.
Три девушки встречаются в торговом центре, чтобы пуститься во все тяжкие в ночном клубе. У самого такси подруг останавливает немощная пожилая женщина, которая убеждает их помочь донести до квартиры тяжелые сумки. Девушки охотно соглашаются помочь старушке и спокойно заходят в ничем не примечательную квартиру. Дверь за ними закрывает молчаливый угрюмый мужчина в клетчатой рубашке и очках. Подруги и представить не могли, какой ад ждет их в ближайшие несколько дней, ведь хозяин квартиры не собирается отпускать девушек живыми, но и убивать сразу не планирует.
«Змеиный источник» — еще один реликт 1990-х, обреченный на культовый статус постсоветского хоррора. Дебютная работа только что выпустившегося из ВГИКа Николая Лебедева в своей уникальности похожа одновременно на все фильмы этой короткой эпохи. Режиссер сталкивает город в лице главной героини и провинцию в виде враждебного к внешнему миру комка противоречий, перегретого к тому же объявившимся в деревне душителем. Получается очень буквальный триллер, снятый по всем канонам жанра, что, безусловно, может кого-то оттолкнуть. Но «Змеиный источник» ценен прежде всего тем, что давно стал достоянием истории, документом позабытой эпохи.
В центре сюжета Дина (Екатерина Гусева), студентка пединститута, приехавшая в провинциальный город на практику, работать в школе-интернате. На самом же деле основная цель Дины — вырвать покинувшего ее возлюбленного (Сергей Маховиков) из рук новообретенной жены. Ситуацию осложняет не только моральная сторона вопроса (жена оказывается беременной), но и появление загадочного убийцы, что душит похожих друг на друга девушек и не оставляет следов. Местные, недолго думая, связывают появление маньяка с приездом Дины и грозят пришлой учительнице расправой. А сама студентка начинает догадываться, что запросто может стать следующей жертвой душителя.
Середина нулевых, может быть, и была не лучшим временем для западных хорроров, но в России в это время появилось несколько занятных образцов жанра. «С.С.Д.» (аббревиатура расшифровывается в равной степени как «Смерть советским детям» и «Самый страшный день») привлекал аудиторию громким званием «первого российского слэшера» и обнаженной Анфисой Чеховой в роли телеведущей Алисы Тен. На поверку фильм оказался очень точной адаптацией так и не прижившегося в России жанра, качественной мясорубкой категории B с молодым актерским составом и удивительно жуткой концовкой.
Пять парней и пять девушек приезжают в заброшенный пионерский лагерь для съемок в новом реалити-шоу. Правила просты: каждую неделю выбывает один участник, а победитель забирает денежный приз. Но на месте оказывается, что лагерь облюбовал безумец в маске лошади, решивший претворить в жизнь старые советские страшилки, которые пионеры рассказывали друг другу у костра. Участники вместе с ведущей проекта становятся заложниками маньяка и вынуждены сражаться за выживание, ведь по новым правилам победитель получит шанс сохранить жизнь.
Лучший год в истории кино российским зрителям подарил невероятный психологический триллер Николая Лебедева, известного сейчас по фильмам «Легенда № 17» и «Экипаж». «Поклонник» выделяется на фоне остальных отечественных фильмов про маньяков 1990-х неторопливым темпом и липкой гнетущей атмосферой одиночества, что передается через главную героиню зрителю прямо под кожу. Присутствие маньяка в фильме — будто марево: витает в воздухе и то затухает, то проявляется отголоском шепотов в курилках, символизируя нервозность российского общества в сложные годы конца века.
Лене (Марина Черепухина) 13, она подавлена необратимыми изменениями в жизни — ее родители (в исполнении Елены Сафоновой и Сергея Гармаша) развелись. Лена устраивается подрабатывать на почту, где у нее появляется тайный поклонник. Подарки и внимание отвлекают девочку от переживаний, но ухаживания невидимого незнакомца становятся всё настойчивее. К тому же в городе орудует маньяк, и Лена начинает подозревать, что поклонник и убийца могут быть одним человеком.