Make Love, Not War: 10 лучших фильмов про хиппи
Пик популярности субкультуры «детей цветов» прошел 50 лет назад. Но до сих пор отдельные элементы, связанные с хиппи, знает буквально каждый: это знаменитый символ «куриная лапка» и, конечно, слоган Make Love, Not War. Философия хиппи связана со свободой, пацифизмом и творчеством. Поэтому фильмов об этом движении сняли очень много: музыкальных, комедийных, драматических и даже документальных.
И, конечно же, хиппи любили дорогу и новые места, поэтому предлагаем вам также посмотреть лучшие фильмы о путешествиях.
Во второй половине 1960-х друзья-байкеры Уайатт и Билли отправляются в путешествие по США. В мотоцикле одного из них спрятаны деньги, которые они получили от наркоторговца, а впереди — поиск свободы, желание успеть на фестиваль и неясные перспективы. Проезжая города один за другим, они сталкиваются с совершенно разными людьми. Одних восхищает отношение героев к жизни, другие встречают их агрессивно. По дороге Уайатт и Билли познакомятся с адвокатом-философом, заглянут в коммуну хиппи и подвергнутся нападению опасных реднеков, которые не хотят принимать их образ жизни.
«Беспечный ездок» — один из знаковых американских фильмов для хиппи, байкеров и многих других представителей контркультуры. Во многом из-за того, что он не только рассказывает про путешествия, но и снят в обстановке, близкой к анархии. Картину поставил сам Дэннис Хоппер, сыгравший Билли, студии ее не поддерживали, а бюджет составил всего 340 тысяч долларов. Актеры много импровизировали прямо перед камерой, зачастую отходя от изначального сценария. Но зато получилось кино, буквально пропитанное духом свободы. Даже иронично, что в итоге «Беспечный ездок» стал настоящим кассовым хитом, окупившись примерно в 100 раз. А заодно многие зрители узнали из него о Джеке Николсоне: еще не слишком популярный на тот момент актер исполнил одну из ярчайших второстепенных ролей — адвоката Джорджа, нового друга путешественников. За этот образ он получил первые номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».
Саша — обычная девушка из приличной московской семьи 1970-х. Она поступает в медицинский институт и собирается отдохнуть в санатории в Болгарии, но неожиданно знакомится с молодой компанией хиппи и влюбляется в их лидера по прозвищу Солнце. Поэтому вместо Болгарии Саша отправляется в путешествие с новыми друзьями — к морю в Крым. Поначалу кажется, что жизнь этой компании — сплошное веселье, однако они всё чаще сталкиваются с агрессией окружающих. К счастью, есть люди, готовые помочь — иногда совершенно неожиданно. Вот только сам Солнце ведет себя загадочно и часто исчезает.
Российский фильм режиссера Гарика Сукачёва поставлен по повести «Дом восходящего солнца» его давнего друга Ивана Охлобыстина. Название оригинала, в свою очередь, отсылает к знаменитой песне The House Of The Rising Sun группы The Animals. Важно только не воспринимать картину как документальное отражение эпохи: на самом деле советские хиппи одевались не так, как их американские сотоварищи, а кинопремьеры, песни и даже сленговые слова, которые звучат в фильме, могли появиться позже. Но зато «Дом солнца» буквально наполнен ностальгией и любовью к тому времени, поэтому выглядит намного добрее, чем знаменитые «Стиляги». Помимо основных обаятельных персонажей, у которых, кстати, были реальные прототипы (в первую очередь это относится к самому Солнцу), в фильме есть несколько забавных «пасхалок». Так, например, в ролях молодых музыкантов группы «Машина времени» снялись Иван Макаревич и Даниил Маргулис — дети реальных участников коллектива. А сам Сукачёв мелькнул в образе своего кумира Владимира Высоцкого.
Марк наблюдает за развитием революционного движения студентов и поначалу сомневается, хочет ли он присоединяться к сопротивлению. Однако вскоре его втягивают в протесты. Дарья — хиппи, которая устроилась работать секретарем в компанию «Солнечные дюны» и сблизилась с руководителем. По дороге на деловую встречу она попадает в небольшой городок, где сталкивается с агрессивными детьми, а потом над ее машиной пролетает самолет. Его угнал тот самый Марк. С этого момента судьбы молодых людей пересекаются, и они отправляются в путешествие. Вот только вряд ли эта поездка приведет к чему-то хорошему.
Сейчас фильм великого Микеланджело Антониони называют одной из главных работ всей эпохи хиппи. А вот на момент релиза он оказался провалом, не окупился в прокате и некоторое время попадал в списки худших картин. Всё дело в том, что Антониони снял слишком экспериментальную для своего времени работу с непрофессиональными актерами в главных ролях, да еще и не в родной Италии, а в США. И сюжет, и отдельные сцены «Забриски Пойнт» до сих пор выглядят настоящей провокацией — в первую очередь это касается момента воображаемого массового секса в пустыне. Отчасти из-за этого картину запретили снимать в реальном месте под названием Забриски Пойнт, и работу пришлось перенести в его окрестности. Но сейчас фильм давно уже признан классикой, как и его саундтрек, состоящий в основном из музыки Pink Floyd.
В 1969 году на одной из ферм в штате Нью-Йорк прошел фестиваль «Вудсток» — не просто рок-концерт, а настоящее событие в мире искусства, ставшее закатом эпохи хиппи. Хозяева территории (по их же словам в начале видео) ожидали, что мероприятие посетят порядка 50 тысяч человек в день, но в итоге пришло около миллиона. В течение уик-энда с 15 по 18 августа, который позже назовут «три дня любви и музыки», выступали Джо Кокер, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, The Who и десятки других артистов. Конечно же, такое мероприятие было обязано сохраниться в виде фильма.
Режиссер Майкл Уодли сделал не просто фильм-концерт, его документальный «Вудсток» — настоящее отражение эпохи. Выступления музыкантов перемежаются с интервью участников, организаторов и посетителей, а также просто со съемками происходящего на поле. Конечно, вместить три дня фестиваля в один фильм невозможно, пусть даже его официальная версия и длится больше трех часов (а режиссерская — почти четыре). Поэтому в запись не попали даже такие легендарные коллективы, как Grateful Dead и Creedence Clearwater Revival. Но всё же именно «Вудсток» — лучшее отражение музыкальной культуры 1960-х. Недаром картина получила «Оскар» как лучший документальный фильм года.
Фестиваль «Вудсток» 1969 года стал настоящей легендой и апофеозом музыкальной культуры хиппи. С тех пор в США регулярно проводили юбилейные концерты, посвященные этому событию. Все они были чисто коммерческими и выливались во множество проблем. Но апофеозом ужаса стал тридцатилетний юбилей — «Вудсток 99». Фестиваль, который должен был стать территорией свободы и любви, превратился в дикий поток агрессии и насилия.
В 2021 году режиссер Гаррет Прайс решил разобраться в «дне, когда умерла музыка», как называли этот концерт. Через интервью с членами выступавших групп, работниками и посетителями он рассказывает о многочисленных ужасах «Вудстока 99»: всё началось с жары, недостатка туалетов и нехватки воды, что привело к поломке водопровода, грязи на поле и дракам. А закончилось всё крупным пожаром и случаями изнасилования прямо на поле, причем некоторые музыканты еще больше «подогревали» толпу. И больше всего пугает, что показанное — реальное событие.
Фильм доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Неслышащая Дженни знакомится с несколькими хиппи, которые играют в группе, а еще они просто живут в коммуне и часто употребляют наркотики. На самом деле девушка ищет своего пропавшего брата — талантливого, но странного художника и скульптора. Вскоре Дженни сближается с одним из лидеров движения хиппи — Стоуни. Постепенно выясняется, что ему уже чужды принципы свободной любви и он хотел бы более традиционных отношений. Девушке придется столкнуться с потерей близкого человека, проблемами с наркотиками и алкоголем. Да и окружающие ее простые люди настроены далеко не самым дружелюбным образом.
В первую очередь картина Ричарда Раша привлекает внимание потрясающим актерским составом. Даже те, кто не вспомнит сыгравшую главную роль Сьюзан Страсберг, точно узнают молодых Джека Николсона, Брюса Дерна и Дина Стокуэлла. Но фильм интересен не только этим и даже не только музыкой классиков психоделики Strawberry Alarm Clock и The Seeds. Именно «Псих — Аут» можно назвать наиболее реалистичным фильмом в сравнении с другими работами об эпохе хиппи. В нём, конечно, присутствует и романтизм, но также показаны тяжелые последствия употребления наркотических веществ и неоднозначное отношение разных участников коммуны к происходящему вокруг.
Простой юноша Клод Буковски с немного консервативными взглядами приезжает в Нью-Йорк, где его скоро должны призвать в армию и отправить на войну во Вьетнам. В Центральном парке он встречает компанию хиппи, которую возглавляет харизматичный Бергер. Новые друзья меняют отношение героя к окружающему миру и пробуждают в нём желание жить иначе. А еще Клод знакомится с девушкой из приличной семьи по имени Шейла и влюбляется в нее. Однако перспектива отправиться на войну никуда не исчезает.
В 1979 году Милош Форман, приехавший из Чехословакии в США и уже снявший на тот момент «Пролетая над гнездом кукушки», взялся за еще одну киноадаптацию. На сей раз он экранизировал знаменитый мюзикл 1960-х, посвященный культуре хиппи. Режиссер сохранил основу истории, но добавил многое от себя. Например, в оригинале Клод и Шейла изначально были членами движения, в картине же они только знакомятся с культурой хиппи и поначалу с трудом принимают ее. Изменился даже трагический финал. Но всё же главное режиссер сохранил: противопоставление мира и любви перспективе войны и смерти. А эта тема не устареет никогда.
В конце 1960-х пастор протестантской церкви «Часовня на Голгофе» Чак Смит всё сильнее осознает, что теряет контакт с молодежью. Но вскоре его дочь знакомится с харизматичным хиппи Лонни Фрисби. После первого неприятия Смит проникается уважением к юноше, и они вместе пытаются привести окружающую молодежь к религии. А тем временем подросток Грег Лори сбегает с военного обучения и знакомится с культурой хиппи, но разочаровывается, видя, что многие участники ведут себя безответственно и даже опасно. Все герои объединятся в рамках церкви и создадут новое движение, которое позже получит название «Революция Иисуса».
Фильмы про хиппи снимали не только в 1960-х и 1970-х. В 2023 году режиссеры Джон Эрвин и Брент МакКоркл перенесли на экраны реальную историю Чака Смита и Лонни Фрисби. Причем создатели картины поступили иронично — пригласили на роль последнего Джонатана Руми, известного по роли Иисуса в сериале «Избранные». Это добавило истории некий философский подтекст. В целом же картина в первую очередь удивляет отсутствием навязчивой религиозности. Хоть она и посвящена церкви, это скорее история о связи поколений и поисках себя.
Ларри Спортелло по прозвищу Док — неплохой частный детектив из Лос-Анджелеса. А еще он хиппи, страдающий от привязанности к марихуане. Однажды к Ларри обращается его бывшая девушка Шаста: он должен помочь ее новому любовнику, богачу Микки Вольфманну, спастись от преследований жены. Детектив берется за расследование, но с каждым шагом всё сильнее ввязывается в глобальные заговоры, связанные с международной преступностью, торговлей наркотиками и отмыванием денег.
Картину снял великий режиссер Пол Томас Андерсон — на сегодняшний день у него 11 номинаций на «Оскар» (и, увы, ни одной победы). А главную роль исполнил любимец зрителей Хоакин Феникс — до этого они уже сотрудничали при работе над фильмом «Мастер» 2012 года. Андерсон традиционно показывает сложные характеры героев и их неоднозначные отношения друг с другом, что и выделяет «Врожденный порок» на фоне большинства фильмов о хиппи. Причем, хоть действие и завязано на самом Ларри, к финалу сюжет становится максимально запутанным, и многих зрителей концовка оставит в недоумении.
В середине 1960-х Арло Гатри поступает в колледж, чтобы избежать призыва в армию. Но у него начинаются проблемы из-за длинных волос и свободолюбия. Поэтому герой бросает учебу и уезжает к своим друзьям, попутно заглянув в гости к отцу. Его приятели Элис и Рэй выкупили здание церкви, где живут и устраивают вечеринки. Вскоре девушка открывает свой ресторан, а потом и вовсе покидает компанию. Арло же решает взяться за уборку и вывезти мусор. Неожиданно это приводит к серьезным проблемам и вероятности оказаться на Вьетнамской войне.
У фильма удивительная история. Все эти события действительно произошли с реальным Арло Гатри — известным музыкантом и сыном знаменитого Вуди Гатри. Потом он написал об этом 18-минутный блюз, ставший своеобразным символом протеста против войны во Вьетнаме. Причем обозначенный в заголовке ресторан Элис (одной из подруг певца) не имеет никакого значения в сюжете, а просто служит рефреном в припеве. А в 1969 году на основе композиции сняли художественный фильм, где настоящий Арло Гатри сыграл самого себя. Получилось необычное сочетание комедии и социальной драмы о хиппи и протестах.