Подборки11 мин.

Что смотреть на Beat Film Festival 2024

В Москве стартует юбилейный, пятнадцатый фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival. Киносмотр будет проходить до 16 июня. Показы пройдут в киноцентре «Октябрь», кинотеатре «Художественный», Доме культуры «ГЭС-2», Лектории Музея «Гараж», «Иллюзионе», «Плюс Даче», Центре «Зотов», «Пионере», Доме творчества «Переделкино», МАММ и поп-ап-кинотеатре на веранде Restaurant by Deep Fried Friends. Ник Кейв, Питер Доэрти, Жан-Люк Годар, Аньес Варда, Рюити Сакамото и не только — рассказываем о любопытных фильмах Beat Film Festival, хотя советуем не пропускать ничего.

Ник Кейв и The Birthday Party

IMDb: 7.5
Жанр: Документальное
2023, 98 мин
Австралия, 18+
Режиссер: Йен УайтГлавные роли: Фил Кэлверт, Ник Кейв, Мик Харви, Роулэнд С. Ховард, Трэйси Пью

Еще в старших классах Ник Кейв вместе с друзьями собрал постпанк-группу The Boys Next Door. Дело было в Мельбурне на рубеже 1970-х — 1980-х. Чувствуя, что в Австралии особого развития нет, отвязные парни на последние деньги переехали в Лондон, быстро разочаровались в британской столице, но прославились дикими выступлениями и тяжелым звуком. Во время длительного перелета до Туманного Альбиона группа успела сменить название и стать The Birthday Party. Коллектив просуществовал до 1983 года, а дальше пути музыкантов разошлись.

Режиссер Иен Уайт предлагает зрителям увидеть на экране Ника Кейва, каким мы прежде его не видели. Это не образ живой легенды рок-сцены, а худой и безбашенный парень, у которого в самом начале концерта могут порваться узкие золотые штаны. А еще юный Кейв любил кататься на крыше машины, вырывать с корнем раковины на вечеринках и уходить в длительные отрывы с наркотиками и алкоголем. На «Еще раз с чувством» и «20 000 дней на Земле» картина Уайта совсем не похожа. «Ник Кейв и The Birthday Party» — едва ли история успеха, скорее это портрет мятежной юности, неустроенной, на грани нищеты, но яркой и неповторимой.

Питер Доэрти: Незнакомец в моей шкуре

IMDb: 6.7
Жанры: Документальное, Драмы, Музыкальное
2023, 92 мин
Великобритания, Франция, 18+
Режиссер: Катя де ВидасГлавные роли: Пит Доэрти

Пит Доэрти вырос в семье военного и сразу же по достижении 18 лет сбежал в Лондон, не закрепился в вузе и вместе с приятелем Карлом Баратом основал группу The Libertines. Успехи на сцене у Доэрти сопровождались борьбой с наркотической и алкогольной зависимостями. Фильм состоит из уникальных архивных кадров с конца 1990-х по середину 2010-х, хроники концертных выступлений Пита в составе The Libertines и Babyshambles и прямой речи главного героя.

Картину сняла дебютантка Катя де Видас, но, что важнее, она жена Доэрти. Пит и Катя уже больше десяти лет играют вместе в группе Peter Doherty and the Puta Madres, а официально отношения пара оформила в 2021-м. За скобками остаются скандальные романы Доэрти, так что Кейт Мосс на экране ожидать не стоит. Де Видас интересует тесная связь творчества и саморазрушения. Пит предстает в образе классического проклятого поэта, а во второй половине XX века и XXI веке это рок-музыканты. В Доэрти легко уживаются две личности: оригинальный автор песен и исполнитель и наркоман со стажем. Однако, к счастью, у этой истории счастливый конец, на который, конечно, повлияла любовь и поддержка супруги.

Кино Годара

IMDb: 6.9
Жанр: Документальное
2022, 100 мин
Франция, 18+
Режиссер: Сирил ЛейтиГлавные роли: Гийом Гуи, Жан-Люк Годар, Сирил Лейти, Маша Мериль, Жан-Поль Бельмондо, Кристоф Бурсейе

Жан-Люк Годар скончался в 2022-м в возрасте 91 года. А картину Сирила Лёйти впервые показали на Венецианском фестивале всего за несколько дней до смерти главного героя. Документальная картина не задумывалась и не выглядит как торжественный некролог на смерть гения. Лёйти не рассказывает о позднем периоде творчества великого француза, а заканчивает повествование на масштабном труде «История(и) кино». Неигровой фильм начинается в 1960-е и показывает зарождение «новой волны», уличные протесты и расцвет кинематографа. В то время у Годара последовательно были два важнейших романа в жизни — с Анной Карина и Анной Вяземски.

«Кино Годара» позволяет последовательно проследить эволюцию постановщика и увидеть связь творчества и личной жизни. Успех «На последнем дыхании», активные 1960-е, маоистский период и «Китаянка», страшное ДТП и жанровые и телевизионные эксперименты, приход цифровых камер. Лёйти напоминает, что великий автор был живым человеком со своими страхами, сомнениями и страстями. Да, революционер и бунтарь, но еще одиночка, мыслитель и обладатель очаровательной детской улыбки. Всё это Годар.

Бонни

IMDb: 7.3
Жанр: Документальное
2022, 83 мин
США, 18+
Режиссер: Саймон ВаллонГлавные роли: Бонни Тиммерман, Пол Остер, Стив Бушеми, Дерек Сиенфрэнс, Брайан Кокс, Бенисио Дель Торо

Кастинг-директоры не только редко становятся героями документальных фильмов, но и вообще запоминаются. Если вдруг ваше имя хорошо знают за пределами Голливуда, значит, вы точно добились больших успехов в профессии. Бонни Тиммерман в 1980-е и 1990-е открыла десятки звезд: от Вигго Мортенсена, Бенисио Дель Торо и Стива Бушеми до Натали Портман, Сигурни Уивер и Кейт Уинслет. Естественно, ныне известные актеры с теплотой вспоминают Тиммерман, которая разглядела в них талант. Многие звезды признаются, что Бонни может видеть необычные способности, о которых никто прежде не догадывался.

Фильм Саймона Валлона подробно описывает работу кастинг-директора (от хождения на маленькие спектакли с неизвестными артистами на задворках Нью-Йорка до споров с постановщиком) и объясняет, в чём же заключается подчас неуловимое актерское мастерство. Заслуга Бонни не только в том, что мы теперь знаем десятки талантливых исполнителей, она раз и навсегда изменила сериальную и киноиндустрию. При работе с Майклом Манном на сериале «Полиция Майами: Отдел нравов» Тиммерман приглашала на съемочную площадку невиданное прежде количество афроамериканцев и латиноамериканцев. Слепой кастинг дал дорогу актерам, которые раньше не могли конкурировать с белыми исполнителями. В «Схватке» всё того же Манна с подачи Бонни важная роль досталась Уэсу Стьюи, представителю коренного населения Америки. Но все-таки в первую очередь показанная на Венецианском фестивале 2022 года картина подкупает бойким повествованием и возможностью посмотреть на мир вокруг глазами чуткой и прозорливой Бонни. В российский прокат фильм выпустит кинокомпания «Артхаус».

Рюити Сакамото: Последний концерт

IMDb: 8.1
Жанры: Документальное, Биографии, Музыкальное
2023, 103 мин
Япония, 18+
Режиссер: Нео СораГлавные роли: Рюити Сакамото

28 марта 2023-го в возрасте 71 года скончался великий японский композитор Рюити Сакамото, автор саундтреков к фильмам «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», «Последний император» и «Выживший». Документальную картину о последнем выступлении Сакамото снял его сын Нео Сора. Список композиций и порядок их исполнения выбирал сам композитор. Съемки проходили в тот момент, когда Сакамото из-за борьбы с раком уже не был в состоянии два часа подряд играть на фортепиано. Фильм-концерт снимался в конце 2022 года в течение нескольких дней, но авторы смогли создать ощущение непрерывной игры.

«Рюити Сакамото: Последний концерт» — медитативное, камерное и исключительно красивое черно-белое кино. В кадре — лишь отдающийся любимому делу человек, которого покидают силы, и его инструмент. Фильм позволяет не только попрощаться с большим композитором, но и вспомнить его лучшие произведения. Впервые картину показали на прошлогоднем Венецианском фестивале.

Стойкий человек

IMDb: 7.5
Жанр: Документальное
2024, 90 мин
Великобритания, Франция, 18+
Режиссер: Стефан КаррельГлавные роли: Стивен МакРей

В 2019 году ведущий солист Королевского балета Лондона Стивен Макрей порвал ахиллово сухожилие прямо на сцене. По меркам танцовщиков он уже совсем не мальчик — 35 лет. И зачастую столь тяжелая травма означает окончание карьеры, но Макрей не собирается сдаваться и проходит через длительное двухлетнее восстановление. Каждое действие Стивен согласует с врачами и хореографами. Первая растяжка, первая тренировка, первый прыжок — каждый шаг на пути к возвращению сродни маленькому подвигу. Макрей побаивается возможного рецидива, рассуждает о сверхнагрузках, с которыми ежедневно сталкиваются танцовщики, и вспоминает детство в Австралии.

Фильм Стефана Карреля, с одной стороны, погружает во внутреннюю жизнь большой балетной труппы, а с другой, фокусирует внимание на конкретном человеке, который, преодолевая себя, пытается вернуться к любимому делу. Это одновременно вдохновляющее и местами страшное кино. Больно вблизи смотреть на испытания, которые выпали на долю Стивена.

Ненастоящий детектив

IMDb: 7.1
Жанр: Документальное
2023, 82 мин
США, 18+
Режиссер: Крис КасикГлавные роли: Эмили Нестор

Еще вчера Эмили работала официанткой в забегаловке, но теперь она ведет тру-крайм-подкаст. Можно не выходить из дома в Западной Вирджинии, а тем временем слушателей становится всё больше. Несколько лет назад в этих краях при таинственных обстоятельствах на дороге погибла молодая афроамериканская женщина. Полиция посчитала, что смерть наступила в результате несчастного случая, но родственники уверены, что виноваты друзья, с которыми девушка поссорилась роковой ночью. Эмили, обожающая тру-крайм во всех проявлениях и выбравшая в качестве кумира Клариссу Старлинг из «Молчания ягнят», разбирается в запутанной истории.

«Ненастоящий детектив» дебютанта Криса Касика вроде бы говорит о конкретном случае, но на самом деле затрагивает несколько действительно важных глобальных тем. С одной стороны, фильм в ироничной форме повествует о не совсем нормальной индустрии тру-крайма и слегка сумасшедших слушателях и зрителях, помешанных на чужих смертях. С другой, картина касается этической стороны вопроса. Можно ли зарабатывать на чужом горе? Правильно ли добавлять монетизацию и рекламу в подкасты о смертях? Также любопытно следить за любительницей Эмили, которая вроде бы не является ни частным детективом, ни журналисткой, зато умеет заинтересовать публику и продать историю.

Варда навсегда

IMDb: 7.1
Жанры: Документальное, Биографии
2023, 67 мин
Франция, 18+
Режиссер: Пьер-Анри ЖиберГлавные роли: Луи Гаррель, Сандрин Боннер, Матье Деми, Одри Диван, Атом Эгоян, Винсент Форнье

Аньес Варда, бабушка «новой волны», скончалась на три года раньше Годара, но ее богатое наследие постоянно переосмысляется. Любопытно, что постановщица еще при жизни оглядывалась назад, анализировала собственное творчество и создавала миф вокруг своей фигуры. Варда была одной из ярчайших представительниц послевоенной женской режиссуры. Аньес нигде не училась, начала с фотографии, а затем уже на съемочной площадке постигала все азы профессии. Постановщица всегда была революционеркой и пионеркой: в изображении женского тела и чувственных отношений, в репрезентации опасных политических движений и забытых большим миром ремесленников и рыбаков. Варда несколько раз переизобретала свой стиль, снимая то художественное, то документальное кино, а на старости лет сама вошла в кадр, создав совершенно новую героиню — пытливую, добродушную и чудаковатую. А еще постановщица, уставшая от диктата продюсеров, основала собственную кинокомпанию.

Картина документалиста и историка кино Пьера-Анри Жибера впервые была показана на прошлогоднем Каннском фестивале. О творчестве и личных трагедиях Аньес вещает голос Луи Гарреля. Фильм отдельно останавливается на жизни постановщицы за пределами съемочной площадки: первая любовь, роман с Жаком Деми, тяжелая болезнь мужа, воспитание детей. И всё это параллельно успешной карьере.

Вечный ты

Жанры: Документальное, Драмы
2024, 87 мин
Германия, США, 18+
Режиссер: Ганс Блок, Мориц Ризевик

С развитием искусственного интеллекта по всему миру появляются компании, которые готовы обеспечить вам цифровое бессмертие или же дать возможность пообщаться с умершим родственником. Один из героев картины в течение нескольких месяцев с помощью ChatGPT общался с умершей невестой. Другой стартап, собрав образцы голоса отошедшего на тот свет отца, позволил взрослой дочери-афроамериканке вновь поговорить с ним. Фактически различные компании создают ботов, которые имитируют живых людей.

Премьера фильма немецких авторов Ханса Блока и Морица Ризевика прошла на «Сандэнсе» этого года. Молодые режиссеры укрепились в статусе одних из самых интересных документалистов современности. Блок и Ризевик исследуют сумрачные закоулки цифрового мира и рассматривают этическую сторону технологий, которые становятся реальностью не завтра, а уже сегодня. Получается любопытный, но и жутковатый разговор о людях, которые еще глубже погружаются в собственное горе и словно бы отказываются двигаться вперед. Желание понятное, но и вызывающее жалость.

Copa 71

IMDb: 7.5
Жанры: Документальное, Спорт
2023, 90 мин
Великобритания, 18+
Режиссер: Джеймс Эрскин, Рэйчел РамсейГлавные роли: Брэнди Честейн, Бирте Кьемс, Крис Локвуд, Николь Мангас, Алекс Морган, Хосе Пальма

Возможно, вы не знали, но на самом деле первый чемпионат мира по футболу среди женщин состоялся не в 1991 году, а в 1971-м. Правда, ни в каких официальных источниках информации о том турнире нет. В 1970-м в Мехико прошел мужской чемпионат мира, и местные чиновники, бизнесмены и журналисты решили воспользоваться инфраструктурой прошедшего турнира и провести соревнования среди женщин. Так в столице Мексики собрались команды с разных континентов. Стадионы заполняли десятки тысяч зрителей, к футболисткам относились как к рок-звездам, о турнире писали, матчи показывали в прямом эфире, но затем о чемпионате благополучно забыли. Словно бы событие прошло в параллельной реальности.

Документалисты Рэйчел Рамзи и Джеймс Эрскин вспоминают забытую, но чрезвычайно важную страницу в истории женского спорта. Чемпионат мира по футболу 1971 года можно рассматривать и как политическое действие. Женский футбол развивался еще с 1920-х, но мужчины-чиновники всегда были мизогинами, а потому отодвигали молодой вид спорта на второй, а то и третий план. Помимо интересного освещения неизвестного соревнования, фильм предлагает порассуждать о несправедливом распределении сил и отсутствии демократии в футболе. Только в наше время женщины смогли вернуть себе права, которые отняли у них много лет назад. Каждая история футболистки, участвовавшей в турнире 1971 года, повествует о преодолении и большой любви к игре.

Эхо: Соническое путешествие

Жанр: Документальное
2024, 22 мин
Армения, Россия, 18+
Режиссер: Даня Кушнаревич, Тигран Паравян

Музыкант и композитор Тигран Паравян отправляется в путешествие по родной Армении в поисках мест с уникальной акустикой. Точки на маршруте: монастырь Тежаруйк, монастырь Агарцин, церковь святого Карапета в Толорсе, караван-сарай Орбелянов, санаторий им. Лазарева и зал им. Бетховена в Доме композиторов в Дилижане. Параллельно Паравян рассказывает, как во время учебы на экспериментальном факультете в Нью-Йорке, сидя на спиральной пожарной лестнице учебного корпуса, стал свидетелем уникального звукового эффекта и заинтересовался акустикой.

Редко какие документальные фильмы говорят со зрителем о звуке. Все-таки мы привыкли в первую очередь смотреть, а не слушать кино. Паравян же интересно рассуждает о невозможности полноценно записать звук и передать его слушателям по ту сторону экрана. Высокие технологии в картине сочетаются с удивительной красоты местами, которые хранят историю Армении от Средних веков до СССР.

Давка-82. Тайная трагедия в СССР

Жанр: Документальное
2024, 20 минут
Россия, 18+
Режиссер: Михаил Райхельгауз

20 октября 1982 года в «Лужниках» по окончании первого матча 1/16 розыгрыша Кубка УЕФА по футболу между «Спартаком» и нидерландским «Харлемом» случилась страшная давка. По официальным данным, погибли 66 человек. До конца не понятно, почему люди не могли спокойно покинуть заснеженный сектор. О деталях трагедии в прессе ничего не писали семь лет, а родственников жертв просили помалкивать. Было осуждено несколько сотрудников стадиона, но до сих пор многие подробности трагедии остаются туманными.

«Давка-82. Тайная трагедия в СССР» Михаила Райхельгауза состоит из трех коротких серий. На фестивале Beat покажут первый эпизод. Постановщик общается с болельщиками «Спартака», милиционерами и работниками стадиона — то есть со всеми участниками страшных событий 40-летней давности — и проводит свое расследование. Помимо интервью, фильм содержит сцены реконструкции несчастья. Едва ли стоит ожидать мини-сериал «Чернобыль», но это еще одна печальная страница советской истории, которая наверняка неизвестна широкой аудитории.