От прямого кино к постдоку: 12 лучших документальных фильмов
Есть миф, что смотреть неигровое кино скучно. Документальные картины описывают мир вокруг и обращают внимание на разнообразные темы, о которых, возможно, мы прежде не знали или не думали. Вспоминаем 12 лучших документальных фильмов, выполненных в самых разных техниках и позволяющих оценить широту интересов кинематографистов настоящего и прошлого.
А если вы настолько погрузились в непридуманное кино, то обратите внимание на подборку биографических фильмов о спортсменах и картины, основанные на реальных событиях.
Документальный фильм Рауля Пека поднимает актуальный и сегодня вопрос расизма. В 1960-х годах в США развернулась активная борьба афроамериканцев за гражданские права. Это была эпоха культовых лидеров освободительного движения: Медгара Эванса, Малькольма Икса и Мартина Лютера Кинга. Режиссер комбинирует жестокую хронику насилия над жертвами расизма, отрывки из интервью выдающегося американского прозаика Джеймса Болдуина и свидетельства существования проблемы в современной Америке.
В основе фильма — документальное произведение Джеймса Болдуина «Вспомни этот дом», в котором писатель рефлексирует об истории расизма в США и оглушительных смертях трех «пророков». Фильм был номинирован на премию «Оскар», а также признан лучшим документальным фильмом Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса. Картину показывали на фестивалях в Берлине, Торонто и Лондоне.
В центре документального фильма Моргана Невилла жизнь Фреда Роджерса — телеведущего, ставшего символом эмпатии и настоящим другом для нескольких поколений американских детей. Передача «Наш сосед мистер Роджерс» выходила с 1961 по 2001 год и отличалась от всех детских программ революционным для своего времени выбором тем. Например, Роджерс объяснял маленьким почемучкам, что такое грусть, развод и даже смерть, тем самым помогая мальчикам и девочкам принять мир во всей его сложности и полноте.
«Будешь моим соседом» получил положительные отзывы у критиков и зрителей и собрал в прокате более 22 миллионов долларов, став самым кассовым неигровым байопиком в истории документального кино. В 2019 году в художественном фильме Мариэль Хеллер «Прекрасный день по соседству» роль Фреда Роджерса исполнил Том Хэнкс.
Нью-Йорк, 1980-е годы. Страну охватила эпидемия СПИДа: люди гибнут, чиновники бездействуют, общественность винит во всём гомосексуалов. Жертвы эпидемии решают взять ситуацию в свои руки. Под лозунгом «тишина = смерть» молодые люди выходят на улицы, яростно отстаивают свое право на жизнь, организовывают собрания и пытаются найти способы лечения самой опасной болезни XX века.
«Как пережить чуму» Дэвида Фрэнса — вдохновляющая история борьбы, отмеченная номинацией на «Оскар». В центре фильма оказываются две организации ACT UP и TAG, вокруг которых формировалось сообщество ВИЧ-активистов. По крупицам собранный словарь терминов, самостоятельное изучение медицинских исследований, поиск труднодоступных препаратов — с помощью архивных видео режиссер создает портрет революционной молодежи.
Оуэн Саскинд вот-вот начнет самостоятельную жизнь. Юноше было три года, когда врачи поставили аутизм. После этого было длительное обучение, непростой подростковый период, множество разочарований, но еще больше надежд. Последние в жизни Оуэна напрямую связаны с диснеевскими мультфильмами, чьи сказочные сценарии оказывались гораздо более понятными и надежными, чем переменчивая реальность. Мальчик заучивал реплики персонажей — с их помощью он учился эмпатии, объяснял собственные чувства и коммуницировал с окружающими. Однако для того чтобы окончательно повзрослеть, Оуэну придется принять, что реальность далека от голливудских сюжетов
«Анимированная жизнь» — искреннее высказывание о любви отца и сына, аутизме и мультфильмах. В основе фильма — одноименная книга Рона Саскинда, американского писателя и отца Оуэна. Работа Роджера Росса Уильямса — лаконичное сочетание документальной съемки, трогательных архивных видео, диснеевских мультфильмов и анимации, созданной специально для фильма. Картина получила награду в неигровом конкурсе на фестивале «Сандэнс» в номинации «Лучшая режиссерская работа», а также была номинирована на «Оскар».
«Город кошек» Джейды Торун — пожалуй, самая очаровательная документалка нашей подборки. В фокусе турецкой режиссерки будничная жизнь пушистых обитателей Стамбула: сцены охоты на хитрых мышей, воровство свежей рыбы, горделивые проходы по стамбульским улицам и дружба с местными жителями. Не остается в стороне и сердечный вопрос: в точности как люди, кошки проявляют друг к другу симпатию и даже испытывают ревность.
Для турок кошка — особенное животное, настоящий символ старинного города, свидетель расцвета и угасания Османской империи. Вы хотели увидеть мир глазами кошек? Вот целый фильм с их точки зрения. «Город кошек» — нетривиальный путеводитель по Стамбулу с панорамными видами Босфора и рассказами горожан.
Такое Дени Вильнёву и не снилось! В 1974 году Алехандро Ходоровски взялся за реализацию одного из самых амбициозных проектов в истории кинематографа. Планета Арракис с зыбучими песками, драгоценным меланжем, свободными фременами должна была стать психоделическим экспериментом — фильмом, дающим ощущение наркотического трипа без приема психотропных веществ. По крайней мере, так задумывал режиссер. Однако картине не суждено было стать явью, но оценить масштабы проекта Ходоровски всё еще можно, посмотрев документальный фильм о его «Дюне».
Фрэнк Павич постранично восстанавливает проект Ходоровски: берет интервью у самого мастера и его духовных воинов (так Алехандро называл команду, работавшую над «Дюной»), демонстрирует зрителю массивную книгу с тремя тысячами раскадровок и с помощью анимации воссоздает некоторые сцены из нереализованного проекта. Фильм был номинирован на «Золотую камеру» в Каннах, но главное — положительно оценен любителями фантастической саги Фрэнка Герберта.
«Без солнца» — вихрь сменяющих друг друга кадров, снятых в разных уголках планеты. Для создания фильма оператор Шандор Красна (альтер-эго Криса Маркера) отправился в футуристическую Японию, посетил Сан-Франциско, добрался до далекой Гвинеи-Бисау, а затем оказался в загадочной Исландии. Живописные кадры стали точкой отсчета для размышлений вымышленной женщины, чьи слова разбегаются по разным направлениям, соприкасаются и вновь распадаются. В фильме смешиваются документ и вымысел, натурная съемка и found footage, непрерывное движение и стоп-кадры.
Картина Криса Маркера была признана вершиной киноэссеистики, а также одним из самых значимых фильмов в истории документального кино. Взгляд камеры — это взгляд маленького ребенка, только что открывшего для себя мир, жадно рассматривающего его и не способного остановить внимание на каком-либо одном предмете. «Без солнца» — это, среди прочего, попытка воссоздать хаотичный процесс мышления, оттого фильм похож на рваную череду образов, пульсирующих внутри человеческого сознания.
Документальный фильм Альберта и Дэвида Мейслес рассказывает историю тети и кузины Жаклин Кеннеди Эдит Бувье Бил и ее дочери Эдит Бувье Бил — младшей. Первая была знаменитой певицей, вторая — несостоявшейся танцовщицей. Несмотря на знатное происхождение и грандиозные мечты, большую часть жизни обе героини провели в «Серых садах» — обветшалом поместье, настолько не пригодном для жизни, что несколько раз женщин пытались оттуда выселить. В компании енотов, котов, опоссумов и, разумеется, документалистов разворачивается крушение несбыточных надежд Эди-младшей.
Если бы песня Ланы Дель Рей Young and Beautiful была фильмом, то это непременно были бы «Серые сады». Братья Мейслес работали в рамках американского «прямого кино», суть которого заключалась в использовании ручных камер, внутрикадрового звука и приема «муха на стене». Эта стратегия предполагала лишь «неподвижное» наблюдение в противовес вмешательству режиссера в события. Занимая эту позицию, документалистам удалось зафиксировать не только горечь былого — бесконечные разговоры о том, как могло быть, фотографии молодости, песни из прошлого, — но и пугающую картину настоящего. Психологическое насилие — единственный способ общения двух Эди, а «Серые сады» — их конечная станция.
Шокирующий документальный фильм Джошуа Оппенхаймера о банальности зла на примере истории Индонезии. 1965 год, государственный переворот, у власти оказываются военизированные формирования и кровожадные преступники. Индонезию сотрясает волна ужасающих массовых убийств коммунистов, деятелей профсоюзов и этнических китайцев. Виновники геноцида до сих пор на свободе, более того — являются уважаемыми членами общества и находятся под прочной защитой ультраправой организации «Молодежь Панчасила».
В 2012 году Джошуа Оппенхаймер потряс мир документальной картиной об индонезийских гангстерах, дав голос не жертвам, а палачам. Главным инструментом для препарирования прошлого становится реэнактмент — с помощью многочасового грима, декораций и костюмов режиссер воссоздает травматичные события, дав главные роли самим убийцам. Для последних фильм Оппенхаймера — не возможность исповедаться, а наоборот, попытка увековечить собственные «подвиги». «Акт убийства» вызвал полемику на всех континентах, получил награду Британской академии как лучший документальный фильм, был номинирован на «Оскар», став одной из самых волнующих картин 2012 года.
В центре документального фильма Виталия Манского*(*признан Минюстом РФ иноагентом) жизнь восьмилетней Джин-ми и ее семьи в столице КНДР. Джин-ми ходит в школу, занимается танцами, готовится к государственному празднику, посещает ветерана войны и за обедом ест кимчи, национальное блюдо страны. Зрителю кажется, что жизнь девочки — день сурка, но для героини каждый день — возможность приблизиться к идеалу по заветам великого вождя.
«В лучах солнца» — уникальный фильм, в центре которого оказывается не сама реальность, но миф, порождаемый тоталитарным государством. Лента полностью контролировалась северокорейскими властями: они предоставили сценарий, обеспечили наблюдение за процессом съемок, а затем и пересмотрели материал на наличие сцен, негативно отражающихся на репутации страны. Режиссер тайно отснял огромное количество дублей одних и тех же сцен: в одной герои недостаточно радовались, в другой герой спрашивает, что он должен сказать. Фильм Манского — сплошная выдумка. В ней папа Джин-ми играет роль инженера, мама — работницы молокозавода, а сама девочка вот-вот вступит в ряды пионеров, но реальной в этой фантазии оказывается только сила диктатуры.
Вика — девушка из Ростова-на-Дону. Работа в канцелярском магазине, небольшая зарплата, отношения с милым, но совсем не перспективным молодым человеком. Прошла любовь, завяли помидоры. Вика переключается на Женю — у него и машина, и работа. Поцелуи после ссоры, чтение «ванильных» стихов, романтические муки, казалось бы, наивность и легкость во всём. Но счастлива ли на самом деле Вика?
Для создания фильма Александр Расторгуев и Павел Костомаров использовали уникальный творческий метод. Вместо того чтобы снимать собственноручно, режиссеры отдали камеру самим героям. Теперь Вика решает, что и когда попадет в кадр, а камера из триггера для съемки «напоказ» постепенно превращается в молчаливого наблюдателя провинциальной драмы. Работа дуэта Расторгуева и Костомарова интересна тем, что, помимо документальной съемки, в фильме есть несколько игровых сцен, заранее прописанных режиссерами. Так картина поднимает актуальный вопрос: где проходит граница между игровым и неигровым и есть ли она вообще?
Рене ЛеБлан было 12, когда она оказалась в психиатрической больнице и в течение двух лет подвергалась лечению электрошоком. С тех пор она попадала в диспансер около 100 раз, однако позже выяснилось, что изначально девочка была здорова. В дневниковой документальной картине ее сын, американский актер и режиссер Джонатан Кауэтт, исследует отношения с матерью и переосмысляет собственное детство.
Кауэтт направляет камеру на себя. Впервые он взял камеру в возрасте восьми лет: актерские этюды, редкие походы к маме, фиксация дикого подросткового периода и нервные срывы. Весь этот архив, а также кинозарисовки с Super 8, дневники, фотографии, записи с автоответчика и песни The Cocteau Twins станут основой головокружительного фильма, который режиссер закончил лишь в 32 года.