От гольфа до борьбы: 8 биографических фильмов о великих, проблемных и нечестных спортсменах
Топ-8 фильмов про спорт, основанных на реальных событиях. Лучшие экранизации биографий спортсменов: разные виды спорта, победы и поражения — в нашей подборке.
Постаревший и некогда популярный боксер Джейк Ламотта вспоминает жизнь и спортивную карьеру. Когда-то он невероятно дебютировал в профессиональном боксе, победил Шугара Робинсона, а позже стал чемпионом мира, но это лишь половина истории, точнее, ее публичная часть. Взрывной характер не только помог Ламотте добиться успеха на ринге, но и испортил ему личную жизнь. Из-за него он потерял всех близких людей: жена подала на развод и добилась запрета на встречи с детьми, а брат навсегда разорвал с ним отношения.
Ни один список спортивных байопиков не может обойтись без «Бешеного быка» — технически выдающегося, стильного и экспериментального фильма Мартина Скорсезе, который отошел от типичной для жанра истории о падении и взлете героя. Вместо привычной завязки о мечте атлета — напряженный боксерский бой, кидающий зрителя в эпицентр событий, вместо точки в финале — многозначительное многоточие с героем, всматривающимся в свое отражение в гримерке, и цитатой из Библии. «Бешеный бык» — это не просто биография боксера Джейка Ламотты, а история нестабильного и проблематичного мужчины, который, наверное, не заслуживает искупления грехов, но всё же обязан его получить.
В сезоне 1976 года фанаты «Формулы-1» следили за неожиданным противостоянием: действующий чемпион мира, австриец Ники Лауда из команды «Феррари», начал уступать позиции новичку «Макларен» Джеймсу Ханту, который до этого не показывал выдающихся результатов. Соперничество омрачила страшная авария на Гран-при Германии, из-за которой Лауда получил ожоги лица, но вернулся всего лишь через несколько недель после случившегося. Исход чемпионской гонки был решен по всем законам драматургии — в последний момент, на Гран-при Японии, где важнейшую роль сыграл случай.
«Гонка» напоминает зрителю, что в историях успеха спортсменов всегда есть обратная сторона — трагедия проигравшего. Именно так смотрится блокбастер Рона Ховарда: пускай на первый план выводят Ханта, харизматичного красавца, прожигающего жизнь, но это в неменьшей степени драма о Лауде — возможно, не самом приятном человеке, но целеустремленном и рассудительном гонщике, который совершил настоящий подвиг во время сезона и после страшнейшей травмы вернулся в строй. Однако в самый ответственный момент он отказался от риска — это в какой-то степени тоже подвиг, заслуживающий уважения.
Во времена Великой депрессии 1930-х спорт стал одной из главных отдушин разочарованных граждан и одним из вариантов их эскапизма. Огромную популярность набрали скачки — однако людей привлекал не только спортивный интерес, но и возможность заработать на ставках. «Фаворит» — это байопик лошади по имени Сухарь, карьера которой переплела жизни огромного количества людей: от жокея, теряющего зрение из-за участия в боксерских боях, до тренера и владельца, которые сначала не верили в успех Сухаря, а потом стали требовать от лошади слишком много.
В мультсериале «Конь БоДжек» создатели высмеивают поджанр спортивных драм о лошадях: во втором и третьем сезонах герой активно готовится к роли Секретариата, надеясь впоследствии получить «Оскар». Такие фильмы, как «Фаворит», особенно интересны в сравнении с другими спортивными байопиками: создатели хоть и пытаются создать уникальный характер животному, но всё равно на первый план выводят драму людей, окружающих скакуна. Порой получается неоднозначно — и без того невероятной истории Сухаря создатели «Фаворита» добавили одно сомнительное качество: она якобы вдохновляла выживающих на улицах из-за экономического кризиса людей не опускать руки.
Братья Шульц выиграли золото на Олимпийских играх 1984 года по вольной борьбе: старший — в категории до 74 кг, младший — до 82 кг. Последний, Марк, вроде счастлив, но всё равно считает, что в глазах общественности он лишь тень старшего брата Дэйва. Когда ему звонит миллионер и филантроп Джон Дюпон и предлагает переехать и тренироваться в его первоклассном спортивном комплексе, герой решает, что это его шанс по-настоящему проявить себя. Перед Олимпийскими играми 1988 года к команде присоединится и Дэйв, но его появление только нарушит теплые отношения Дюпона и Марка.
Было бы ошибкой назвать «Охотника на лис» просто спортивным байопиком: благодаря жуткой реальной истории, которая легла в основу фильма, это один из самых необычных представителей жанра. Картина лишь начинается как драма о разрушительных амбициях, но постепенно превращается в напряженный психологический триллер о токсичных отношениях с семьей и историю в жанре тру-крайм о ревности и зависти. Это медленное и долго разгоняющееся кино, зато терпеливому зрителю оно подарит шокирующий сюжет о том, как спорт заражает фанатов опасной идеей исключительности одной страны и ее превосходства над всеми.
Молодой боксер Кассиус Клэй становится чемпионом мира в тяжелом весе, но довольно быстро спорт отходит для него на второй план. После знакомства с лидером «Нации ислама» Малкольмом Икс Клэй отказывается от «рабского» имени, становится мусульманином и требует называть себя Мухаммедом Али. Именно под этим именем он осудит войну во Вьетнаме, на три года будет отлучен от боев, вернет себе титул чемпиона и войдет в историю в статусе одного из величайших боксеров.
Великий постановщик криминальных триллеров Майкл Манн снимал «Али» не как спортивный байопик, а как одновременно типичный и уникальный для себя фильм. В боксере он, как и в предыдущих своих героях, видит профессионала любимого дела — Манн заворожен экономичностью движений, пластикой и самоотверженностью его работы. Однако в какой-то момент главный герой отказывается быть просто наемником, развлекающим зрителей, он осознает, что является не просто боксером, а кем-то большим — лидером и примером для подражания для афроамериканцев, который борется за права сообщества. Вот и «Али» — это не просто спортивный байопик, а вдохновляющая драма о кризисе идентичности и духовном перерождении.
Выросший в бедной семьи иммигрантов парень по имени Фрэнсис посещает выставку про британского чемпиона по гольфу Гарри Вардона и в раннем возрасте влюбляется в гольф — игру, которая считается прерогативой богатых и обеспеченных. Через несколько лет герой устраивается в гольф-клуб таскать клюшки за игроками и постоянно тренируется в надежде, что однажды сможет посвятить жизнь любимому делу. Но против мечты выступает не только общество, не желающее предоставлять шанс бедняку, но и отец Фрэнсиса, который просит героя спуститься с небес на Землю.
Одно из главных достоинств спортивных драм заключается в том, что они часто вдохновляют зрителя и напоминают, что люди способны на многое. Особенно важно, когда этого результата добиваются, экранизируя реальные малоизвестные истории и доказывая простую истину: жизнь — лучший драматург. Как раз такой историей является сюжет про Фрэнсиса Уимета, который умудрился в статусе любителя попасть на национальный чемпионат по гольфу и на одном поле сыграть со своим кумиром. Впрочем, «Триумф» — это не просто мотивирующий байопик, но и важная историческая драма о классовом конфликте и религиозных предрассудках, поданная в доступном формате семейного драмеди.
Конец 1980-х. Провинциальный городок в Техасе одержим успехами школьной команды по американскому футболу «Пантеры» и надеется увидеть их в финале национального чемпионата. В первой же игре сезона страшную травму получает звездный игрок и лидер команды Джеймс. Мечты об успехе теперь кажутся недостижимыми, но тренер Гэри не опускает рук и начинает экспериментировать с тактикой. Постепенно у команды появляется шанс — если не выиграть чемпионат, то хотя бы не ударить в грязь лицом.
В основу фильма легли реальные события, описанные журналистом Гарри Биссингером в его книге «Огни ночной пятницы». Название книги, как и оригинальное название фильма, подчеркивает важность школьной команды для жителей города, приходящих поболеть за подростков после работы. «В лучах славы» — это драма о том, как спорт и смежные с ним победы и поражения объединяют разных людей. Впрочем, куда интереснее смотреть «В лучах славы» как размышление о колоссальном давлении, с которым сталкиваются старшеклассники и непрофессиональный тренер только потому, что живут в городе, где люди одержимы футболом. Постепенно из спорта исчезают настоящие эмоции, а каждый матч превращается в обязанность. Фильм позже был адаптирован в сериал «Огни ночной пятницы», который намного больше времени уделяет психологическому состоянию героев.
Ирландский журналист Дэвид Уолш убежден, что легендарный велогонщик Лэнс Армстронг — обманщик, использовавший допинг, чтобы добиться выдающихся спортивных результатов. После того как Армстронг победил рак яичек и вернулся к гонкам в 1998 году, он одержал рекордные семь побед на «Тур де Франс» и завоевал бронзу на Олимпийских играх 2000 года. Никто не верит Уолшу, потому что Армстронг — живая легенда спорта, а еще его постоянно проверяют на допинг, но дотошному журналисту режет слух отговорка атлета: «У меня никогда не было положительного результата». Почему он не отрицает сам факт приема допинга?
Кейс Лэнса Армстронга — возможно, самое громкое падение спортсмена в XXI веке: он и правда был выдающимся атлетом, живой легендой, примером для подражания, победившим рак, и национальным героем, жертвовавшим огромные суммы на благотворительность. Когда всплыла правда, он моментально потерял все спортивные достижения с 1998 года, а главное — доброе имя и статус. «Допинг» в несколько сухой, но крайне информативной манере пересказывает историю Армстронга, напоминая зрителю, что великие спортсмены могут быть ужасными и двуличными людьми, а сам спорт уже давно стал прибыльной индустрией, в которой олимпийское правило «главное — не победа, а участие» не работает.