10 аниме-комедий: Инопланетный кот, шпионы и сюрреализм
Аниме часто ломает повествовательные шаблоны, связывая разные техники, жанры, настроения в единое полотно. Порой сложно понять, где заканчивается шутка и начинается драма. В случае аниме в жанре комедии юмор является оболочкой, скрывающей переживания героев, и средством спасения от проблем. В этой подборке мы собрали беззаботные аниме-комедии с безупречным юмором.
Также советуем не пропускать наш текст о лучших аниме про космос.
Хулиганский аниме-сериал о приключениях ловеласа Денди, гордо носящего бакенбарды и прическу, как у Элвиса Пресли. Заносчивый Денди вместо работы предпочитает захаживать в бары, обольщать инопланетных официанток и читать мужские журналы. Понять героя сможет каждый взрослый — у него слишком суровая профессия. Вместе с роботом QT он бороздит полный опасностей космос в поисках незарегистрированных форм жизни. Так и знакомится с котоподобным инопланетянином расы Бетельгейз. С ним герой еще чаще попадает в передряги. Уморительная компашка постоянно ссорится, скрывается от спецагентов, отвлекается на глупости вроде поиска самого вкусного рамена. Двое сообща противостоят вселенскому злодею-недотепе, выбираются из эпицентра войны двух галактических империй. И даже умирают, случайно оказавшись за пределами пространства и времени.
Обаятельное и веселое шоу от Синьитиро Ватанабэ — классика аниме, придумавшего «Ковбоя Бибопа». В основу сюжета легла манга Масафуми Харады, а режиссером выступил Синго Нацумэ. Ватанабэ же наделил проект своим хорошо узнаваемым стилем: отсылками к американскому кино и музыке, эксцентричными характерами и сюрреалистичной анимацией.
Сложно назвать комедией аниме про выживание и борьбу людей с огромными роботами-зверочеловеками. Но эта меха кардинально отличается от товарищей по жанру — «Евангелиона», например — за счет своего неубиваемого оптимизма. Подросток Симон живет под землей. Как и все, он работает на шахте и мечтает о приключениях. Однажды герой находит робота-ганмэна и запускает его вместе со старшим «братаном» Каминой. Находка приходится ко двору: на следующий день на деревню нападет зверочеловек, за которым охотится отважная и очаровательная бунтарка Ёко. Мальчишки дают злу отпор, а после сражения поднимаются на поверхность вместе с незнакомкой, чтобы примкнуть к отряду сопротивления. Героям предстоит не только пережить море новых чувств и освоить искусство управления роботами, но еще и построить цивилизацию с нуля и победить врагов из космоса.
Это оригинальный сериал Хироюки Имаиси, рисовавшего «Евангелион», и сценариста Кадзуки Накасимы. «Гуррен-Лаганн» только на первый взгляд незатейливое и смешное аниме про схватки роботов. На самом деле по нему можно изучить натурфилософию Шеллинга. Представитель немецкого идеализма в своем трактате описал механизм устройства природы, которая развивается за счет действия двух противоположных сил: сжатия и расширения. Эти процессы в каждый момент времени осуществляются в живой и неживой материи. Лор аниме строится вокруг схожей концепции — силы спирали. Именно она поддерживает жизнь Вселенной. Но по сюжету местное зло — антиспиральщики — планирует подавить природный механизм и подвергнуть мир полному уничтожению.
Исправительная школа «Путяга» принимает самых задиристых старшеклассников. Неясно, как сюда попал спокойный Такаси Камияма (аниме предупреждает, что все ответы можно найти только в манге), но теперь ему предстоит встроиться в местную систему ценностей и вызубрить все криминальные «понятия», иначе здесь не выжить. Такаси знакомится с колоритными бандюгами: надзирателем Гориллой, роботом Мехадзано, неформалом Синдзиро, драчуном Акирой, не знающим японский, и вечно поющим Фредди, который копирует солиста Queen.
Манга Эйдзи Нонаки признана лучшей представительницей жанра сёнэн. Режиссер экранизации Хироаки Сакураи не скупился на эксперименты. Короткие эпизоды удивляют сочетанием разных стилей рисовки, сломом четвертой стены, грубым юмором. Сюжет здесь вообще не важен, а персонажи лишены развития, но посмотреть стоит ради визуального балагана.
Добряк Рюдзи Такасу из-за хмурого вида не может завоевать внимание одноклассницы Минори, в которую он тайно влюблен. В отчаянии парень заводит дружбу с ее подругой, живущей по соседству, — хулиганкой Тайгой. Герои заключают контракт: Рюдзи устроит Тайге свидание со своим лучшим другом Юсаку, а она поможет ему завоевать любовь Минори. Их дружба по расчету больше похожа на пламенную вражду, но чем ближе двое становятся друг к другу, тем меньше им хочется прерывать эту связь.
Адаптация одноименной серии новелл Ююко Такэмии точно показывает грани подростковой жизни. Герои остро переживают свои неудачи, экспрессивно выражают эмоции и вздыхают по возлюбленным. Ромком умиляет наивностью и легкой интонацией, которую не в силах нарушить даже вспыльчивая Тайга. Героиня отвечает здесь за все комедийные гэги. Она жутко ревнивая, дерзкая, неуклюжая и совсем не знает, чего хочет.
Выдающийся аниматор Масааки Юаса обрел славу за неожиданные художественные решения и творческое бесстрашие. Его полнометражные и многосерийные аниме — «Гениальная вечеринка», «Ину-О: Рождение легенды» или «Гибель Японии 2020» — щекочут воображение безумным визуалом и нетрадиционным подходом к повествованию. «Руки прочь от кинокружка!» — работа с пламенным сердцем, в которой Юаса рефлексирует о собственном профессиональном фанатизме и трудностях, с которыми сталкивается любой начинающий художник.
Это смешная и вдохновляющая комедия про старшеклассниц, решивших открыть свой кружок анимации. Взбалмошная фантазерка Мидори мечтает стать мангакой и аниматором. Ее любовь к аниме разделяют одноклассницы: рациональная Саяка и новенькая Цубамэ. Первая хочет стать продюсером, вторая — режиссером. Новоиспеченные подруги объединяются и организовывают киноклуб. Правда, снять мультфильм — слишком стрессовая задача. Героиням нужно успеть до дедлайна, иначе не видать им рекомендаций в колледж, а их клубу — финансирования.
Рыцарь Лайос, его сестра-волшебница Фалин, эльфийка Марсиль и низкорослый Чилчак потерпели крах при битве с очередным драконом в подземелье. Фалин оказалась в желудке чудовища, успев телепортировать своих друзей на поверхность. Лайос клянется спасти сестру, но денег на пропитание и вооружение совсем не осталось. Как и времени на промедление, ведь совсем скоро дракон переварит бедняжку. Храбрые герои возвращаются в подземелье, решив питаться монстрами, что обитают на разных его уровнях. Но если сражаться со здешней фауной легко, то готовить ее очень сложно. Хорошо, что им по пути встречается дворф Сенши — бывалый житель подземелий, способный из самого мерзкого монстра и горького овоща сварить отменное рагу.
Эта фэнтези-комедия — пример выверенного до нюансов баланса жанровых вкусов и смыслов. Поначалу «Подземелье вкусностей» кажется душевным сериалом про дружбу, скрепляемую ужином за чашкой супа из диковинных ингредиентов. Но постепенно в котел добавляются зрелищные битвы, мрачные диалоги о смерти и будущем, драматичные повороты сюжета при идеально прописанном развитии персонажей. Режиссер Ёсихиро Миядзама вслед за автором оригинальной манги Рёко Куи не позволяет своему шоу впасть в уныние. Даже в самые отчаянные минуты герои смеются над собой и сложившейся ситуацией.
Первый фильм студии Ghibli, полностью созданный при помощи компьютерной анимации, имитирующей акварель. Его режиссер — Исао Такахата, сооснователь студии и автор трогательных и грустных фильмов «Могила светлячков» и «Сказание о принцессе Кагуя». В отличие от Хаяо Миядзаки, Такахата не принимал участие в создании анимации, а чаще оставался в тени, выступая в роли сценариста, режиссера и продюсера фильмов Ghibli. «Наши соседи Ямада» стал самым необычным и умиротворяющим проектом Такахаты. Фильм снят по манге «Ноно-тян» Хисаити Исии, выполненной в комедийном формате ёнкома, маленьких историй в четырех кадрах. Режиссер сохранил лаконичность оригинала, смонтировав фильм из небольших забавных сценок жизни семьи Ямада.
Сюжет следует за папой Такаси, мамой Мацуко, бабушкой Сигэ и сиблингами Нобору и Ноноко. Каждая зарисовка в этой онтологии пронизана теплотой и уютом. Анекдотические легкие истории о быте и взаимоотношениях родственников помогают по-новому взглянуть на собственную повседневность: даже самый банальный и скучный отрезок дня может скрывать в себе много радостей и поводов для улыбки.
Между двумя сверхдержавами идет холодная война. Агенту Весталиса — Сумраку — поручают внедриться в доверие Доновану Десмонду, лидеру правящей партии Остании. Но Десмонд — жуткий параноик. Он не выходит из дома и посещает лишь собрания в школе, где учится его сын. Сумраку нужно проникнуть в школу под прикрытием. Герой решает создать фиктивную семью. Он забирает из приюта девочку Аню, женится на девушке Йор и заводит собаку. Но шпион не подозревает, что собака предвидит будущее, Аня умеет читать мысли, а Йор — талантливая киллерша. Сойтись им это в итоге не помешает, ведь герои страшно устали от одиночества.
«Семья шпиона» размышляет о семейных отношениях, гендерных стереотипах и необходимости подстраиваться под социум. А также анализирует непреодолимые противоречия между обманчивым внешним обликом человека и его истинным внутренним миром. На этом конфликте строятся практически все шутки. Герои скрывают свои натуры, на виду у всех играют роли, вместе придумывают ложь и сами постоянно врут друг другу. Из этого аниме могла получится нервозная шпионская драма, фантастика или политический триллер, но режиссер Кадзухиро Фурухаси вообще не может быть серьезным. Он высмеивает условности жанров, одновременно выступая с критикой политиков и лицемерия элит. Это не мешает сериалу оставаться уморительным слэпстиком и кавайной мелодрамой про семейные узы.
Школьник Сигэо Кагэяма по прозвищу Моб обладает мощными экстрасенсорными способностями, которые могли бы позволить герою захватить мир. Но Сигэо сам себя боится, поэтому старательно держит эмоции под контролем. А для школьника в разгаре пубертата сдерживать чувства — практически невозможная задача, даже сложнее битв с монстрами и демонами. Помогает герою в его непростом становлении поп-звезда от мира экстрасенсорики — Аратаки Рейгэн.
«Моб Психо 100» — умная сатира, придуманная One, автором популярного и такого же уморительного «Ванпанчмена». Мангака любит наделить простого парня сверхсилами и наблюдать, как они сказываются на его повседневности, характере и отношениях с миром. Аниме про Сигэо Кагаяму в точностью адаптирует оригинальные сюжетные арки, умно дополняя и расширяя их. По сюжету герой постоянно попадает в забавные ситуации, а еще сталкивается с моральными дилеммами, трудностями подростковой жизни, первой влюбленностью и последствиями своей замкнутости. Мистическое измерение здесь становится не только двигателем сюжета, но и красивой метафорой неизвестности, которая так тревожит тинейджеров.
Самоуверенная Харухи Судзумия — Фокс Малдер из альтернативной вселенной. Она помешана на инопланетянах и паранормальных явлениях. Поэтому открывает школьный кружок SOS, предназначенный для поиска свидетельств существования сверхъестественного. Харухи собирает команду, но продолжает витать в облаках. Девочка думает только о себе, поэтому не замечает, что вокруг кружка вечно происходят всякие странности.
Рассказы об НЛО породили движение уфологов, а Харухи вдохновила японскую аудиторию создать свою религию — «харухизм». Ее адепты верят, что наша вселенная — всего лишь выдумка Харухи. И удивительного тут мало: обаятельной героине так и хочется поклоняться. Аниме основано на ранобэ Нугары Танигавы 2003 года, которое быстро доросло до франшизы, насчитывающей серию манги, мультики и даже видеоигру. Удача замысла Танигавы — в свежем взгляде на школьный сеттинг, сплавленный с мистикой. Сериал даже по структуре «паранормален». Повествование развивается путано и нелинейно, что подстегнуло фанатов вывести математическую задачу «Проблема Харухи». Решив ее, говорят, можно восстановить правильную хронологию событий, но пока это сделать никому не удалось.