Рецензии5 мин.

Мутанты и коралпанк: Анимационный фильм «Формула воды»

В российский прокат вышел анимационный фильм «Формула воды», созданный студиями Magic Factory Animation и «Союзмультфильм». Фантастика, приключения и толпы жизнерадостных мутантов умещаются на одном экране. Посмотрели и докладываем, как это выглядит.

Планета Эрейя покрыта океаном, наземная жизнь теплится лишь на немногочисленных островах. Островитяне-мутанты постоянно страдают от дефицита пресной воды, она ценится здесь на вес золота. Девушка Дана, единственное человеческое существо в своей деревне, мечтает выяснить, как создавать воду, чтобы всем хватало. Вдруг оказывается, что Дана как-то связана с этим сокровищем, поэтому за ней изо всех сил и жабр гоняются пираты. Правда, она еще украла у них карту, ведущую к главному водяному источнику. Это тоже очень привлекает к ней пиратское внимание. Удирая от злодеев, девушка попадает в компанию бродячих циркачей, которые любезно соглашаются подбросить ее до стратегически важного в поисках ответов острова.

Изображаемый мир наполнен большим количеством условностей и допущений, так что картина вряд ли может играть на поле научной фантастики при всей своей экологической патетике. Однако звание приключенческой фантастики фильм носит с чистой совестью: событий в жизни героини и перемещений в пространстве столько, что, если погрузить их в океан, то хватит, чтобы затопить оставшиеся острова. Закон Архимеда.

Потому мультфильм может похвастаться богатым набором живописных локаций, созданных на базе игрового движка Unreal Engine. Для компании Magic Factory Animation «Формула воды» — второй полнометражный анимационный фильм, построенный на этой технологии. Первым был «Чинк. Хвостатый детектив», сеттинг которого значительно скромнее и не так детализирован. Для «Формулы воды» разработали и продумали мельчайшие подробности жизнерадостного постапокалиптического быта, даже подобрали ему название «коралпанк» (по аналогии со стимпанком), так что разглядывать в мультфильме есть что.

Режиссер Артём Минаков прежде работал над мультсериалом «Тайны медовой долины»

© Кадр из фильма «Формула воды», реж. Артём Минаков, 2024

Наработки игровой индустрии сейчас очень активно проникают в кино и в анимацию. Так, например, Джон Фавро использовал Unreal Engine в работе над фонами фильма «Король Лев» и сериала «Мандалорец». Анимационные студии по всему миру пока тестируют игровые движки на короткометражках и небольших сериалах. Иногда результат оказывается очень даже интересным, как в случае с мультфильмом «Погребенные в сводчатых залах» (один из эпизодов антологии «Любовь. Смерть. Роботы»). Программа позволяет быстро выстраивать локации, внедрять в них персонажей, сразу выставлять свет и работать практически в режиме реального времени, что полностью меняет циклы производства мультфильмов.

Игровой движок прилично ускоряет процесс работы, что очень даже положительно сказывается на бюджете — самом слабом месте анимационной индустрии. Поэтому жажда использовать его преогромная. Российская компания Magic Factory Animation, собственно, и родилась с целью разрабатывать это направление в анимации, и сейчас у них все карты на руках, чтобы присоединиться к авангарду. Впрочем, по уже вышедшим фильмам заметно, что нерешенные проблемы еще есть.

Ради еще большего ускорения производства студия использует мокап (систему захвата движения) вместо классической анимации по ключевым кадрам. То есть персонажей мультфильма играют реальные мокап-актеры, и все движения героев отражают их манеру игры. Главную героиню Дану играла блогерша Юлия Гаврилина (озвучила Юлия Довганишина), фокусника Маго – певец Niletto (он же написал и исполнил песни к мультфильму), командиршу Клэр — Эвелина Блёданс. Для анимации эта практика не является принципиальной новинкой, хотя в целом такие случаи можно пересчитать по пальцам. Самым упорным режиссером в направлении мокап-мультфильмов можно назвать Роберта Земекиса. Впервые он применил эту технологию в «Полярном экспрессе» (2004) и заработал множество негативных отзывов за «эффект зловещей долины».

Композиторами мультфильма выступили DJ Грув и Niletto

© Кадр из фильма «Формула воды», реж. Артём Минаков, 2024

Дело в том, что в первом опыте Земекиса система захвата движения наделяла лица персонажей очень бедной и неестественной мимикой, что в сочетании с реалистично отмоделированными героями смотрелось жутко. Человеческая психика мгновенно регистрирует проблемы в лицах, и зрителю становится исключительно некомфортно. Самый простой способ избежать нежелательного эффекта — использовать более стилизованные дизайны персонажей. Однако Земекис не опустил руки, а снял следом за «Полярным экспрессом» еще и «Беовульфа» — также с максимально реалистичными дизайнами, а потом и «Рождественскую историю». Этот мультфильм уже показал, что проблемы с персонажной мокап-анимацией решаемы, правда, при этом анимационная картина становится похожей просто на обычный фильм. Весь визуальный движ в «Рождественской истории» лег на плечи Джима Керри, актера, у которого нет ни малейших проблем с гротеском, он в целом карьеру построил на мультяшной манере игры.

«Формула воды» заметно старается имитировать анимационную пластику преувеличенной манерой игры актеров. Благодаря этому образ главной героини получается харизматичным и интересным, она стабильно удерживает зрительское внимание. Однако реалистичный дизайн персонажей-людей (Даны и Маго) вытаскивает на поверхность извечную мокап-проблему с мимикой. На негуманоидных персонажах она заметна гораздо меньше, а, например, царственные манеры синекожей командирши Клэр и вовсе сводят проблему на нет. Также периодически можно заметить небезупречность в движениях героев, анимация которых немного затормаживается, словно действие происходит под водой. Тут, наверное, можно пожелать студии земекисианского упорства.

Исполнитель Niletto также записал оригинальные песни специально для анимационного фильма. Это композиции «Найти» и «Через облака»

© Кадр из фильма «Формула воды», реж. Артём Минаков, 2024

Для современной российской анимации «Формула воды» — проект уникальный. Во-первых, не так часто у нас практикуются фантастические мультфильмы, да еще и с таким количеством причудливых персонажей. Во-вторых, кино явно метит не только в малышковую, но и в подростковую аудиторию, которую российская анимация обычно игнорирует. В-третьих, освоение новой технологии производства может сделать 3D-мультфильмы не таким финансово рискованным предприятием. Для зрителей это означает больше мультфильмов и более сложные локации, которые при традиционных подходах для российской мультиндустрии просто неподъемны. Например, бюджет диснеевской «Моаны» в 2016 году составлял 175 миллионов долларов, бюджет «Формулы воды» — 360 миллионов рублей, что практически в 35 раз меньше (по грубым подсчетам).

Magic Factory и «Союзмультфильм» предлагают увлекательное зрелище с интересными героями, причудливыми локациями и красивыми песнями в исполнении Niletto.