Посмотри в глаза чудовищ: Что нужно знать о сериале «Последний человек»
В Okko появился культовый в определенных кругах мультсериал «Последний человек» авторства Жереми Перена, создателя прогремевшего в прошлом году стильного сай-фая «Марс Экспресс». Всем советуем эту историю, ниже о том, чем интересен проект.
Что это такое
Изначально «Последний человек» — комикс, точнее, «французская манга» художников Бастьена Вайвза, Ива Бижреля и Микаэля Санлавиля. Проект посвящен приключениям бойцов великого турнира в сказочном мире Долины Королей, который связан незримой нитью с земным городом Пакстауном. Комикс начал выходить в 2013 году и стал сенсацией — настолько, что фанаты через краудфандинг собрали деньги на экранизацию.
Мультсериал «Последний человек» — это приквел комикса, главным героем которого является боксер Ришар Альдана, будущий воин в параллельном мире. Первый сезон посвящен в основном приключениям молодого Альдана и его товарищей в криминальном Пакстауне, а также их борьбе с демонами-пришельцами из Долины. Второй сезон, снятый уже с большим размахом и специально для Netflix, рассказывает о героях спустя семь лет, о политической борьбе в Пакстауне и об истории Долины, куда одни стремились, а другие попали против своей воли.
Среди героев: покойный наставник Альдана, боксер Маккензи, его приемная дочь Сири, за которой охотятся демоны-корольки, его брат, охотник на корольков и чернокнижник Говард, глава зловещего Ордена Льва Ризель, глава пакстаунской мафии Святой Отец, его хам-племянник Гарри Зенков и свергнувший его Мило Зотис, роковая возлюбленная Алдана — певица Томи Катана — и другие яркие личности. В ассортименте — кровавые драки на ринге и вне его, погони и перестрелки, секс и наркотики, магия и расследования, дружба и предательство.
Кто это сделал
За первый сезон практически полностью отвечал Жереми Перен — благодаря успеху сериала он поработал еще над множеством проектов и, наконец, поставил свой большой полнометражный дебют, футуристическую неонуар-притчу «Марс Экспресс». Прежде режиссера знали, например, по незабываемым видеоклипам — таким как запрещенный на YouTube короткий фильм под песню Fantasy исполнителя DyE. По видео, кстати, заметны некоторые переновские темы: фантастический боди-хоррор, а также эротика и страх секса, унаследованные, конечно, от Гигера.
Как художник Перен (и авторы оригинального комикса) наследует Мёбиусу, часто упоминаемому в паре с Гигером, — человеку, которому стольким визуально обязана и французская, и мировая фантастика. Во Франции рано сформировалась традиция «взрослой» анимации, яркий пример — «Дикая планета» и другие работы Рене Лалу. Но в целом репутация недетских мультфильмов в мире была неоднозначной до конца 1980-х годов. Часто под ними подразумевались специфичные авторские работы, мультсериалы же ассоциировались с детским Disney. Ситуация изменилась, когда всё захлестнула волна японской анимации.
Жереми Перен как раз и есть художник и режиссер, который рано применил достижения японцев в европейской мультипликации. Соответственно, именно он стал идеальным для режиссуры особой французской манги «Последний человек», хотя ориентирован Перен, пожалуй, прежде всего не на сериальный формат, а на полнометражные проекты с внятным сюжетом. Если «Марс Экспресс» явно отсылает к «Призраку в доспехах» Мамору Осии, в «Последнем человеке» веет веселый дух «Акиры» Кацухиро Отомо.
Как и для кого это снято
Несмотря на очевидное сравнение с аниме, Перен подчеркивает, что «Последний человек» слишком сложно наворочен для чистого жанра сериальных экранизаций манг вроде мальчишеских сёненов. Хотя история начинается как дурашливый рассказ про молодого драчуна-раздолбая, который случайно переходит дорогу плохим парням, вскоре на сцену выходят убийцы из тайных обществ, причудливо-омерзительные лавкрафтианские демоны и проводники в неведомое. Всё дополнено сатирой на политику (интересна злая пародия на Барака Обаму во втором сезоне), СМИ, современное искусство. С отсылками на классику кинематографа, зороастрийскую мифологию и черт знает что еще.
Мультсериал использует традиционные тропы: простоватый силач, охраняющий загадочную маленькую девочку; погибший наставник; маг, жертвующий своим телом, — но зачастую выворачивает их наизнанку. Интересно, что первый сезон связан со временем молодости, он состоит из стремительных 10-минутных эпизодов, насыщенных драками, приключениями и дикими поворотами сюжета. Второй сезон делал уже не Перен, работавший тогда над фильмом «Марс Экспресс», а его давний соратник Жереми Хорау. Сезоны разнесены на семь лет, как и событиях в них. Продолжение знаменует время разочарования в земном мире — с возможностью ухода в волшебный. Сделан он более размеренно и, рассчитанный на аудиторию Netflix, напоминает местами «Аватар. Легенда об Аанге» или последние сезоны «Времени приключений». С поправкой на ультранасилие, конечно.
Мир «Последнего человека» отображает на удивление гладкий сплав культур. Из вполне американского деградирующего наркомегаполиса Пакстауна можно на пароме добраться в средиземноморский Ниллиполис, а там — к античным древностям в африканской пустыне. И всё это отражено во вселенной Долины Королей, которую называют единственно реальным — в платоновском смысле мифа о пещере — миром. С его замками, монастырями, драконами, северными варварами и магией, подвластной каждому.
Французскую современную культуру часто дразнят за придурковатость или, напротив, за элитарность — сыр с плесенью и кино Годара. «Последний человек» напоминает, что есть и другая — солнечная, витальная — Франция: страна вина, импрессионизма, Эдит Пиаф, Жана Виго, Бертрана Блие. Любимая нашим зрителем, как и японская экспрессия с японской медитативной аниме-философией. Поэтому у «Последнего человека» есть удивительные подарки и сюрпризы для каждого.