Бутылочная ракета: Необычное франко-японское аниме «Кот-призрак Андзу»
Чу, он уже в Okko — «Кот-призрак Андзу». Аниме, созданное японской студией Shin-Ei Animation (франшиза о Дораэмоне) и французской Miyu Production. Необычный во всех отношениях — от неспешного повествования до смеси техник — мультфильм очаровал зрителей всех возрастов на фестивалях в Каннах и Анси. Рассказываем, чего ждать от столь необычного зверя.
Чем заняться 11-летней девочке в небольшом приморском городке? Можно позлиться на растяпу-отца, который вечно не держит слово, утопает в долгах и пропадает на неизвестный срок, чтобы со всем разобраться. Или поворчать на живущего при буддистском храме говорящего кота-исполина Андзу — такого же беззаботного детину, любящего халяву и кататься на скутере. Или посмотреть сверху вниз на окрестных пацанов: шляются без дела, воображают себя бунтарями, рыбачат впустую и краснеют при виде сверстницы. Или погрустить о покойной маме — годовщина как раз на носу.
В таком состоянии Карин оказывается в Минамиидзу — местечке в центре восточного побережья Японии. Здесь папа сдал девочку на попечение дедушке — и был таков. Неудивительно, что, словно Алиса Кэрролла, Карин ощущает себя в пограничье (или просто на грани), а потом следует не за белым кроликом, но за рыжим, гарфилдоподобным котом. Впрочем, на западный взгляд Андзу может больше напомнить микс Гомера Симпсона и Неда Фландерса: добродушный обыватель, вечно улыбающийся в усы, приговаривающий (в дубляже) «ладушки-оладушки» и дружелюбный в той же степени, что и бесполезный.
Строго говоря, он никакой не призрак, а бакэнэко: оборотень или дух, которым может стать домашний кот, если отрастит слишком длинный хвост, окажется трехцветным, запрыгнет на мертвеца, резко наберет вес или проживет 13 лет. Андзу как раз последний случай: ему уже 37. Помогая при храме, он также подрабатывает массажистом на выезде и берется за другие задачи, если оплата заслуживает хлопот. Вроде изгнания бакланов при помощи бутылочной ракеты за три тысячи иен.
В этой трагикомичной рутине не сразу проступает сквозной сюжет: франко-японское аниме так же не спешит, как и титульный персонаж. Отчасти потому, что манга-первоисточник Такаси Имасиро — сборник зарисовок об Андзу и других обитателях городка. Карин и ее семейную драму режиссерский дуэт Нобухиро Ямаситы и Ёко Куно придумал, чтобы история вообще состоялась. При этом постановщики слишком ценят повседневность и возможности мультипликации: первый раньше занимался только игровым кино, вторая — рисованными историями разных техник. Оттого их «Андзу» в первую очередь детален и разнообразен, а не событиен.
Пенсионеры и подростки напоминают героев схематичной франшизы «Син-тян» (ее адаптацией также занимается Shin-Ei Animation), а Карин и бакэнэко оживлены при помощи ротоскопирования. Сначала их эпизоды снимали с юной Ноа Гото и знаменитым танцором Мираем Мориямой, которые и озвучили персонажей, а затем поверх рисовали «аватары» с движениями, необычайно плавными для аниме (да и большинства мультфильмов в целом). В такой же технике выполнен недавний французский сай-фай «Марс Экспресс».
Что касается сюжетно насыщенной финальной трети, то ее, пожалуй, лучше оставить в тайне, чтобы не портить сюрприз. Тут «Кот Андзу» действует как заправский слоубернер, где хоррормейкеры копят фантазию и запал, чтобы обрушить их на зрителей в последних сценах. Откровений ждать не стоит, но будут и погоня, и мистика, и толпы ёкаев, и, конечно, разговор по душам, который поможет Карин если не резко повзрослеть, то хотя бы примириться — с тем, что всё на свете должно происходить медленно и неправильно. Однако добрые намерения людей и духов всё же заслуживают того, чтобы дать этой планете (или городу) шанс.