Клоны в доме: Каким получился анимационный сериал «13 карт»
В Okko вышли уже пять серий анимационного сериала «13 карт», созданного независимой студией «Феникс». Каждый новый эпизод выходит раз в месяц 13-го числа. Зрители уже имели возможность познакомиться с другими мультпроектами компании — «Дух моей общаги» и «Шурик и Шарик». На этот раз команда обращается к героям, благодаря которым студия, собственно, и была основана.
Всё, что зрителю необходимо знать перед просмотром сериала, описывается в опенинге: гадалка выдала Фёдору 13 чудо-карт, из которых он вызвал в реальный мир 8 своих клонов. Парень надеялся, что эти невиданные помощники возьмут на себя часть жизненных забот, но где-то на линии мотивации произошел сбой. Производные от Фёдора заняты собственной жизнью, а на проблемы хозяина плевать хотели. Единственный кнут, способный держать эту толпу в узде, — обещание отправить их обратно в Карточный мир. Клонам в Карточном мире не нравится, их больше привлекает реальность. Правда, как правило, они сидят в тесной двухкомнатной квартирке, маются от безделья и пытаются не перессориться окончательно.
Чтобы лучше понять, что здесь вообще происходит, стоит обратиться к первоисточнику. Ноги анимационного сериала растут из стародавнего комикса Фёдора Нечитайло «Фёдор х9». Главный герой, списанный автором с самого себя, хотел, чтобы клоны ходили вместо него в школу. Разумеется, ничего путного из этого не выходит, ни один клон не справляется с возложенной на него задачей. Мультсериал «13 карт» — это не продолжение и даже не спин-офф, а новая вариация на тему. Клоны всё еще с Фёдором и по-прежнему абсолютно бесполезны. Лучше всего у них получается привносить хаос в жизнь хозяина. Сам Фёдор теперь существует в каком-то неопределенном возрасте: неизвестно, то ли еще учится в школе, то ли уже начал самостоятельную жизнь. Знаем лишь, что по вечерам он подрабатывает курьером.
Еще подробнее характеры персонажей разрабатывались в хитовом комиксе «Земля королей». Здесь сосланные в Карточный мир клоны получали возможность проявить себя, создав собственные королевства. Существует даже видеоверсия комикса, посмотрев которую, можно представить себе, почему нынешние «фёдоры» не спешат возвращаться в Карточный мир. Официально вышедший в 2020 году (в «Эксмо») комикс быстро набрал собственный фандом, а зимой 2022 года вошел в топ продаж (по подсчетам «Яндекс Маркет»).
В анимационном сериале можно подробнее познакомиться со всеми героями франшизы, которые представляют отдельные гиперболизированные черты единой личности Фёдора. Их восемь: оптимист Феликс, трусишка Зонтик, глупыш Габриэль, умник Куромаку, философ Данте, хитрец Вару, любвеобильный Ромео и воинственный Пик.
В первой серии «13 карт» знакомый с комиксом зритель легко считает аллюзию на «Землю королей»: клоны решают поделить квартиру Фёдора, чтобы каждый мог обустроить свой уголок по собственному вкусу и потребностям, то есть создать крошечное собственное королевство. Как и следовало ожидать, обернулось это полнейшим бедламом и сегрегацией слабых. Отдельные отсылки к «Земле королей» будут встречаться и дальше. Например, изображение четырехрукого Зонтика на витраже в пятой серии отсылает к определенным событиям, происходившим в Зонтопии («Земля королей»).
Сквозной сюжетной линии у сериала нет и не предвидится: в отличие от оригинальных комиксов, «13 карт» — самый что ни на есть ситком с более-менее автономными сериями, которые можно смотреть в любом порядке. В них клоны разрушительно убирают квартиру, весьма эмоционально готовят суп, рисуют комиксы, играют в мафию и не менее катастрофично заказывают пиццу.
У проекта возрастное ограничение 12+, однако со временем создатели сериала надеются сделать мультфильм чуть взрослее. Не для того, чтобы показать что-то специфическое для взрослых, а чтобы поднимать более сложные и серьезные темы. Например, тот же комикс «Земля королей» рассчитан на аудиторию как минимум 16+.
По характеру рисовки сериал довольно сильно отличается как от комиксов, так и от коротких анимационных роликов, которые создавались по их мотивам. Для производства сериала режиссер Ваня Тейл использовала компьютерную 2D-анимацию, а окружение, то есть квартиру, где происходит основное действие, моделировали в 3D. Всё это позволило ускорить процесс работы над эпизодами. Тем не менее персонажи сохранили свои узнаваемые черты, и знаток исходных комиксов без труда идентифицирует героев. Новшества в дизайн персонажей вводятся очень аккуратно: скажем, на футболке жизнерадостного Феликса красуется всё тот же смайлик, но теперь он анимирован и дублирует эмоции персонажа.
Несколько решительнее студия «Феникс» обращается со стилями, которые помогают усилить эмоциональный рисунок сюжетов. Так, эпизод, в котором клоны рассказывают о том, как они готовили суп, решен в более экспрессивной манере и активно использует анимационные приемы сжатия и растяжения. Туда же щедро досыпали полутоновых точек в духе поп-арта и добавили несколько секунд в стиле аниме-меха. В результате создается ощущение необходимой по сюжету многоголосицы, ведь рассказ ведется от лица нескольких героев. Совсем в ином стиле исполнен пятый эпизод под названием «Мафия», выбравший настроение нуарного детектива (чего же еще?). Приглушенные тона, сдержанная анимация, жирный лайн и ультимативно черные тени позволяют проникнуться атмосферой комического декаданса.
Периодически создатели шоу не отказывают себе в удовольствии вставить отсылку к какому-нибудь популярному сериалу вроде «Во все тяжкие», или дать метакомментарий о мотивах авторов, или слегка пофилософствовать. Весь джентльменский набор современного сторителлинга в наличии. По большому счету единственная беда сериала — в сложности входа для постороннего зрителя, не успевшего проникнуться симпатией к персонажам. А тем, кто уже знаком с ними, «13 карт» способны подарить приятные впечатления от новой встречи с любимыми героями.