За закрытыми дверями: 10 клаустрофобных триллеров
Остаться на всю ночь в закрытом доме или оказаться запертым в офисе на полтора часа? У каждого из нас есть собственные страхи ограниченных пространств. Кто-то не может и в лифте минуты спокойно проехать, а кто-то сходит с ума от скуки дома, потому что выходить на улицу нельзя. В Okko вышли четыре эпизода психологического триллера «Калимба» с Фёдором Бондарчуком, Сергеем Горошко, Алёной Михайловой, Петром Скворцовым, Лизой Шакирой, Сергеем Гармашем и Юлией Волковой. Собрали 10 увлекательных фильмов и сериалов, в которых клаустрофобия играет не последнюю роль.
В захватывающем клаустрофобном триллере «Калимба» Фёдор Бондарчук перевоплощается в талантливого ученого-психиатра Виктора Мещерского, который решает устроить социальный эксперимент. Он собирает в подвале восемь людей, которые связаны между собой. Они не друзья или коллеги. Они — преступники и жертвы. Среди подопытных — аферист, журналист, алкоголичка, жертва насилия, переживший страшную аварию судья, барыга и даже педофил. Мещерский надевает всем на руки браслеты, которые могут бить током. Участники эксперимента знают только, что им надо продержаться в подвале две недели, проработать свои травмы и получить по итогу обещанную солидную сумму денег. Но очень скоро всё начинает идти не по плану.
Режиссером сериала выступил Нурбек Эген («Мажор», «Алиби», «Самка богомола»), а названием проект обязан любопытному музыкальному инструменту, который не просто так часто играет в кадре. За роль Мещерского Фёдор Бондарчук получил награду «Оригинальный актер» на фестивале Original+ в 2024 году, также проект удостоился специального приза жюри прессы как лучший сериал и был признан самым ожидаемым сериалом. Сюжет «Калимбы» несколько раз неожиданно делает резкие повороты, так что окончательные ответы зритель получит только в самом конце.
Один из главных шедевров мастера саспенса Альфреда Хичкока, известного по фильмам «Психо», «Ребекка», «Головокружение», «На север через северо-запад». Специально для фильма «Окно во двор» режиссер велел построить гигантскую декорацию, изображающую типичный квартал Нью-Йорка 1950-х. Главный герой, фоторепортер Джефф (Джеймс Стюарт), вынужден несколько недель сидеть безвылазно в своей квартире на Манхэттене, пока заживает сломанная нога. От скуки он начинает смотреть, как протекает жизнь соседей в квартирах напротив, и однажды, как он думает, становится свидетелем убийства. Вот только ему никто не верит.
«Окно во двор» — настоящая классика кинематографа, в которой Хичкок отточил свое мастерство по нагнетанию страха. Для этого не нужны никакие чудовища и литры крови, достаточно лишь одной квартиры и человека на грани нервного срыва. Экранную пару Джеймсу Стюарту в фильме составила актриса Грейс Келли, будущая княгиня Монако, одна из так называемых хичкоковских блондинок — роковых женщин, которые вертят мужчинами как душе угодно. Чтобы усилить ощущение того, что главный герой заперт в своей квартире, словно в клетке, режиссер отказался от музыкального сопровождения — в картине звучат лишь голоса людей и шум города.
Популярная хоррор-франшиза, которая насчитывает с десяток фильмов, началась в 2004 году — именно тогда молодой и амбициозный режиссер Джеймс Ван (серии «Астрал» и «Заклятие») вместе со своим другом Ли Уоннеллом решил превратить студенческий короткий метр в полноценный фильм. Получился камерный триллер с элементами ужаса, в котором в противоположных концах грязной ванной комнаты просыпаются два человека. Неизвестный голос сообщает героям, что они стали участниками смертельной игры, из которой выбраться может только один. Мужчинам предстоит выпутаться из оков и решить, кто же из них больше достоин жизни.
На съемки первой «Пилы» ушел всего лишь один миллион долларов, что по голливудским меркам — просто кошкины слезы. Однако необычная концепция, хитроумный преступник и скудность локации (фактически одна только комната) позволили снять настоящий шедевр в жанре ужасов. Фильм окупился в прокате более чем в 100 раз, а решение о съемках сиквела продюсеры приняли уже по итогам первой недели проката. «Пила» — самая долгоиграющая серия фильмов, которую можно отнести к поджанру клаустрофобных триллеров, и каждый раз создатели находят новые способы удивить зрителей и повысить градус страха.
Один из самых известных образцов клаустрофобных триллеров, предвестник «Пилы» и «Экзамена». Однажды пять совершенно незнакомых между собой человек просыпаются в закрытом кубическом помещении размером восемь на восемь метров. На них надеты тюремные робы, они не понимают, за какие грехи здесь оказались и как можно выбраться наружу. Благодаря недолгой мыслительной работе герои всё же догадываются, что куб — это лишь одна из великого множества комнат в лабиринте, по которому им предстоит путешествовать, чтобы найти долгожданный выход. Но поймут ли они, кто их закрыл и где находится дверь на свободу?
В изначальном сценарии предполагалось, что все герои будут бухгалтерами, а их имена связаны с названиями тюрем. Несмотря на то, что действие фильма предполагало лабиринт из множества комнат, ради экономии бюджета всю ленту снимали в одном помещении, лишь меняя подсветку куба. Абсолютно непредсказуемый сюжет, который был придуман с математической точностью, настолько полюбился и зрителям, и продюсерам, что у ленты вышло еще два продолжения: «Куб 2. Гиперкуб» и «Куб Ноль».
Самый герметичный, самый клаустрофобный триллер в нашей подборке, ведь у главного героя в исполнении Райана Рейнольдса меньше всего пространства: на протяжении всего фильма он находится в гробу, который закопан где-то в пустыне в Ираке. Его герой Пол работает на Ближнем Востоке водителем по контракту, но террористы берут его в заложники, как опасного военного преступника. На спасение у Пола есть буквально пара часов, пока в гробу еще остается воздух. С помощью зажигалки и мобильного телефона он пытается найти выход на свободу.
В монотриллере, где всё строится вокруг Рейнольдса, актеру мастерски удалось передать ужас и отчаяние, которые могут охватить человека в подобной ситуации. И хотя в кадре всего одно действующее лицо, напряжение и интерес сохраняются с первой до последней минуты фильма. Для съемок картины были использованы семь деревянных гробов, а весь процесс занял 17 дней. «Погребенный заживо» — отличный пример успешного как среди критиков, так и среди зрителей низкобюджетного триллера. Здесь всё строится на страхе и повышенном градусе эмоций, а не на ярких спецэффектах или сложно устроенной драматургии с десятками персонажей с многочисленными проблемами.
Мастер ужасов Стивен Кинг написал «Мизери», одну из частично автобиографических книг про нелегкую писательскую долю, в 1987-м, а в 1990 году ее экранизировал режиссер Роб Райнер. Фильм рассказывает об успешном литераторе Поле Шелдоне (Джеймс Каан), который попадает в автомобильную аварию в горах Колорадо из-за ужасной метели, а приходит в себя в доме медсестры Энни (Кэти Бейтс). По стечению обстоятельств она оказывается безумной (во всех смыслах) фанаткой Пола, перечитавшей все его книги. И теперь ей выпала честь заботиться о кумире и лечить его. Плату за это она просит небольшую — написать книгу, в которой ее любимая героиня Мизери не погибает. А если Пол не подчинится, то его ждет что-то очень плохое.
«Мизери» — яркий представитель клаустрофобных триллеров, где роль злодея и его жертвы меняется несколько раз за фильм. Изначально роль писателя предполагалось отдать Джеку Николсону, но он был так вымотан съемками «Сияния» по одноименному роману Кинга, что сразу же отказался. Настоящей звездой картины стала Кэти Бейтс и ее медсестра Энни Уилкс, которая занимает почетное 17-е место в списке «100 лучших героев и злодеев по версии AFI». Кстати, Кинг познакомился с Бейтс во время съемок, и она произвела на него настолько сильное впечатление, что, работая над романом «Долорес Клэйборн», автор писал заглавную героиню уже специально под нее. Впоследствии Бейтс сыграла главную роль в экранизации произведения.
Камерный психологический триллер из Великобритании, в котором жажда кандидатов получить заветную должность в компании достигает критической точки. Восемь талантливых специалистов разного возраста и пола попадают на последний этап собеседования, где им выдают совершенно пустые листки с карандашом. За 80 минут отведенного времени они должны дать правильный ответ на вопрос, которого они даже не знают. Герои то действуют сообща, то объединяются в группы, но это мало им помогает. Участников становится всё меньше и меньше, а время стремительно заканчивается. Неужели никто из них так и не получит работу мечты?
В фильме сознательно не говорят имена героев, они сами выбирают для себя клички: Блондинка, Брюнетка, Чёрный, Глухой и так далее. Но даже такая анонимность не мешает им выяснять тайны друг друга, спорить и делать вид, что они работают на общее благо. Режиссер Стюарт Хэзелдайн («Хижина») помещает людей в экстремальную ситуацию и на протяжении всего хронометража ленты (он составляет чуть более 80 минут, поэтому всё действие картины разворачивается перед зрителями фактически в режиме реального времени) исследует, какие лучшие и худшие стороны человеческой натуры берут верх при условии, что карьера — вершина всех желаний.
Испанский триллер об ужасах жизни за закрытыми дверями. Адриан (Ким Гутьеррес) — известный и богатый дирижер, в жизни которого всего хватает. Он готовится к свадьбе с девушкой Белен (Клара Лаго), но однажды она пропадает из его жизни. Просто присылает видеосообщение, что им надо расстаться, и словно растворяется. Главный герой не находит себе места. Так проходят несколько недель. Случайная встреча с официанткой Фабианой (Мартина Гарсия) заставляет его принять факт расставания и попробовать вступить в новые отношения. Очутившись дома у Адриана, Фабиана чувствует себя не в своей тарелке — ей кажется, что в нём поселился призрак. Возможно, в ее страхах есть доля истины.
«Бункер» — ремейк индийского хоррор-фильма «Убийство 3», но он значительно отходит от оригинала и дает зрителям под неожиданным углом взглянуть на тему кризиса отношений и доверия, которое не всегда легко выстроить влюбленным. Среди важных достоинств картины стоит отметить саундтрек, а также тонкую психологическую игру Клары Лаго, которая моментально приковывает к себе взгляд и заставляет зрителей в напряжении следить за ее приключениями и фантазиями (обойдемся без спойлеров).
Любите ли вы проходить квесты? Герои «Клаустрофобов» дают на этот вопрос однозначный ответ: за деньги — да. Ради весомой суммы шестеро незнакомцев решают поучаствовать в некой интеллектуальной игре, о правилах которой они даже не догадываются. Среди участников — студентка, дальнобойщик, экс-военная, кладовщик, любитель квестов и бизнесмен. На первый взгляд их миссия кажется простой: воспользоваться серией подсказок и выбраться из закрытого пространства. Но ужас заключается в том, что выбраться живыми смогут не все, а сама игровая механика будет тесно связана с тайнами их прошлого.
При довольно скромном бюджете в 9 миллионов долларов «Клаустрофобы» собрали в мировом прокате более 155 млн. Режиссером выступил Адам Робител, автор четвертого «Астрала» и «Демонов Деборы Логан». Премьера фильма в 2019 году была перенесена на несколько месяцев из-за того, что в Польше подростки погибли во время пожара в квест-комнате. У «Клаустрофобов» существует альтернативная концовка, которая буквально переворачивает правила игры и выглядит очень интригующе.
Действие герметичного сериала разворачивается в одной из московских высоток. Главные герои сериала — сотрудники секс-шопа, которые отвечают на вопросы клиентов и оформляют заказы. В один из дней, придя на работу, коллеги узнают, что в помещении установлена бомба, а их самих взяли в заложники. Неизвестные, представившиеся Папой и Мамой, угрожают взорвать всех в любой момент, если «дети» не будут хорошо себя вести. Лиц преступников никто не видит. Работникам колл-центра предстоит пережить немало приключений и психологических атак, прежде чем у них появится шанс выбраться на свободу.
Каждая серия — возможность поближе познакомиться с одним из заложников. Оказывается, что Мама и Папа знают о своих «детях» всё: их страхи, тайны и потаенные желания. И, безусловно, мастерски этими знаниями манипулируют. Сериал похож на классический детективный роман Агаты Кристи «Десять негритят», где каждый герой был себе и судьей, и палачом. Финал проекта получился совершенно непредсказуемым, оставляющим перед зрителями ряд моральным диллем и вопросов, в том числе главный: «А как бы я поступил на месте героев?»