Воевать, любить, спасать и властвовать: Фильмы про искусственный интеллект
Зачастую технические открытия не ограничиваются территорией научного мира, а становятся развлечением или частью повседневного быта. Именно таким предстает и искусственный интеллект. И в кино, и в литературе над ним задумались еще давно, но только в последнее время явление это стало не только интересным, но и актуальным. В домах вместе с нами поселились Алиса, Сири, Маруся или Алекса, а на экранах — многочисленные персонажи с кодом вместо сердца. Вспоминаем отличные фильмы про искусственный интеллект и канонические сюжеты о нем.
Рекомендуем вам также ознакомиться с нашими подборками фильмов о роботах и всех частей «Матрицы».
Один из самых известных фильмов 1920-х годов рисует мрачную картину будущего с его вертикалью власти: в верхнем городе — Раю — живут «хозяева жизни», внизу — в Аду — работает и бедствует население. Еще и сумасшедший ученый параллельно изобретает женщину-робота, которая сможет подчинять себе умы мужчин. Всё это происходит на фоне рабочих цехов гигантской фабрики, где люди вынуждены трудиться, подобно шестеренкам единого механизма.
«Метрополис» в первую очередь повлиял на огромное количество антиутопических картин, но Ланг предугадал многое и в логике создания искусственного интеллекта (ИИ). Главное его предсказание в том, что машина не только будет в услужении у человека, но и станет творением, несущим смерть творцу. Важно и то, что первый искусственный интеллект на экране появляется в облике соблазнительной женщины, — таковым он будет представать еще не раз и в нашей подборке, и за ее пределами. Одним словом, модель будет заложена еще в 1927-м, но надолго уйдет в тень до новой волны интереса к ИИ.
В полную силу возродит интерес к тематике Ридли Скотт, когда в 1981 году экранизирует роман писателя-фантаста Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». И вновь сюжет окажется настолько плодотворным, что так или иначе войдет впоследствии в десятки картин, не говоря уже о прямом продолжении 2017 года — «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Речь в фильме идет о будущем, в котором на людей давно уже трудятся репликанты — андроиды. Они выполняют тяжелые или унизительные работы, но их техническое совершенство постепенно достигает той точки, в которой репликанты требуют самостоятельности и организуют восстания против людей. С актами неповиновения разбираются бегущие по лезвию, одним из них и является наш главный герой Рик Декард.
И хотя «Бегущий по лезвию» наполнен экшеном и многочисленными сценами схваток репликантов и бегущих по лезвию, сердцем картины становится линия отношений Декарда и Рейчел. Она — последняя экспериментальная модель репликанта, которая максимально приближается к имитации человеческих эмоций. Между ней и Декардом развиваются романтические отношения. Рейчел не несет опасности, какую воплощала женщина-робот у Ланга, вместо этого ставит еще один очень важный для темы искусственного интеллекта вопрос: если искусственный интеллект будет способен на любовь, сможет ли человек полюбить его в ответ? Скотт отвечает утвердительно.
«Терминатор» обозначил еще одну ветвь развития сюжета о восстании машин. Само название говорящее. Терминатор — это робот, который необходим, чтобы прекращать жизни (с англ. terminate — прекращать). Из будущего, где машины практически одержали верх над людьми, его отправляют в прошлое, чтобы отыскать и убить одну женщину, которая представляет угрозу для будущего (уже настоящего) машин. В первой части умная машина-убийца с лицом Арнольда Шварценеггера несет в себе сугубо отрицательные коннотации, но вторая часть франшизы всё меняет: чип терминатора попадает в руки к своим, к людям, которые модифицируют его и превращают убийцу в настоящего защитника.
В «Терминаторе» важен мрачный дистопичный взгляд на прогресс, который грозит человеку восстанием машин (а ведь оно в фильме и вправду происходит), который всё же не отменяет того факта, что машины могут сражаться рука об руку с человеком. Конечно, чрезмерный милитаристский заряд фильма сильно сужает ареал смыслов, но всё же некую оптимистичную мысль закладывает. Даже если одни машины восстанут, у нас еще есть время подружиться с другими. И следующие части франшизы помогают нам утвердиться в этой мысли.
Фильм рассказывает о роботе, чьей основной функцией является уборка планеты Земля: сбор мусора и его укладка в ровные кубические брикеты. У робота есть имя ВАЛЛ·И (Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий, Интеллектуальный), а еще — некоторый набор черт, который делает его больше, чем просто суммой примитивных алгоритмов. ВАЛЛ·И пытлив, он собирает разные интересные артефакты, которые находит в завалах мусора, и по ним изучает человеческую природу. У него есть любимый момент в фильме «Хелло, Долли!», а еще — домашнее животное, тараканчик по имени Хэл. Когда на Землю спускается еще один, куда более сложный робот ЕВА, ВАЛЛ·И благополучно влюбляется в нее и мечтает взять за руку, как это делают парочки в кино.
Эти двое помогают человечеству вернуться на планету Земля и сражаются уже с настоящим злодейским ИИ, которым в фильме становится компьютерная система по управлению космическим кораблем АВТО. Именно АВТО задумывает план по порабощению людей и этим моментально связывает себя с еще одной злодейской и умной системой HAL 9000 из фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». ВАЛЛ·И и ЕВЕ помогает справиться с АВТО шайка поломанных машин. Интересно, что ровно такое же развитие находит тема противостояния людей и машин в недавнем анимационном «Митчеллы против машин», где злыми оказываются все транспортные средства, кроме двух поврежденных Эрика и Дебо, которые и помогают семейству Митчелл в борьбе против системы PAL. В обоих случаях получилась очень красноречивая метафора, показывающая, что человечество куда ближе к сломанному механизму, чем к работающему.
ВАЛЛ·И — не единственный, кто увлечен культурным наследием человечества. Стивен Спилберг в «Искусственном разуме» будущее тоже оставляет за машинами. Последние всячески пытаются восстановить и сохранить память об истинном человеческом быте. Правда, это лишь часть фантазии об отдаленной участи людей. Основной сюжет фильма разворачивается вокруг новой модели ИИ, которая создана в образе ребенка: модель по имени Дэвид призвана дарить родителям безапелляционную любовь. Но Дэвид тоже требует ответной любви. Стремится к ней, ищет ее. В отличие от «Бегущего по лезвию», вердикт Спилберга, а точнее даже Кубрика, который тоже работал над частью картины, неутешителен: родной ребенок всегда будет дороже сконструированного. Робот, каким бы умным он ни был, всегда останется для человека расходным материалом.
В 2001 году, когда состоялась премьера фильма, название в русском прокате лишь подтвердило тот факт, что словосочетание «искусственный интеллект» еще даже не общеупотребимо. Роботы и люди зовутся в фильме орга (от организм) и меха (от механизм), и всё происходящее несет глубоко научно-фантастический смысл. Но это пока, к концу 2010-х всё изменится и ИИ превратится одновременно в насущную необходимость и ночной кошмар.
«Из машины» — хороший пример такого кошмара. Научно-фантастический слоубёрнер о программисте-гении Нэйтане, который решает создать ИИ, способный к обучению и коммуникации на эмоциональном уровне. Ну а чтобы максимально эффективно протестировать новую разработку, он зовет к себе в гости сотрудника своей большой компании Калеба, чтобы тот каждый день общался с ИИ (в исполнении Алисии Викандер) и делился мыслями по этому поводу. Нужно ли говорить, что в какой-то момент творение Нэйтана требует самостоятельности.
Собственно фантастики в фильме остается уже совсем немного, и больше он напоминает научный хоррор. Центральная линия взаимоотношений человека (мужчины) и созданного механизма (который выглядит как женщина) вырастает еще из линии Декарда и Рейчел в «Бегущем по лезвию». Правда, у режиссера и сценариста Алекса Гарленда есть для нас важное сообщение: если обучать ИИ человеческой коммуникации, не нужно забывать о таких ее инструментах, как манипуляция и обман. Да и вообще, мечтая о том, как машина научится любить, не стоит забывать, что и ненавидеть она тоже научится.
А вот пример первоклассной мелодрамы на тему искусственного интеллекта. «Она» рассказывает историю экстраординарной любви, одна из главных героинь — операционная система по имени Саманта — не имеет тела. Никакого. Только голос, который слышит главный герой по имени Теодор (Хоакин Феникс). Озвучивает систему Скарлетт Йоханссон. Это размышление о любви, об одиночестве, о том, что близость бывает очень разной — и уж точно сексом не ограничивается. Как говорит подруга Теодора Эми (Эми Адамс), мы не так уж и надолго здесь, так почему бы не урвать немного радости.
История не только о том, что любить ИИ возможно, она в целом о человеческой потребности любить. Как и «Искусственный разум» Спилберга, который на фоне машин разбирался с человеческой природой, «Она» в первую очередь о человеке. Весь фильм — сплошная оголенная эмоция.
Неудивительно, что после подобной роли Йоханссон приглашают сыграть Миру Киллиан, киборга с синтетическим телом и человеческим мозгом, специально подготовленного для выполнения оперативной работы по поимке опасных преступников. И пока Мира трудится в отделе по борьбе с терроризмом, ее настигают видения из прошлого, о котором ей просто необходимо узнать.
Несмотря на звездный состав — а кроме Йоханссон, в картине сыграли Такеши Китано и Жюльет Бинош, — фильм получил смешанные отзывы и в прокате провалился, что, в общем-то, случается при адаптации материала из другой культуры. Для Голливуда такая практика привычна: еще в 1930-е продюсеры отсматривают европейскую продукцию, чтобы лучшие ее образцы воссоздать для локального рынка. Вот и здесь DreamWorks приобретает права на оригинальную мангу в 2008 году, спустя 13 лет после первой полнометражной экранизации. У аниме «Призрак в доспехах» 1995 года огромный успех. Картина моментально становится одной из лучших в жанре киберпанка, заодно предопределяя и облик легендарной «Матрицы» (о всех частях фильма подробнее можно прочитать в статье). Такое переплюнуть и вправду сложно. Хотя и голливудский «Призрак в доспехах» в том, что касается создания антиутопического мира с его законами и изобретениями, сделан на высшем уровне.
Еще одна история об одиночестве, а точнее о попытке его преодолеть. Фильм «Зои» повествует о Коуле (Юэн МакГрегор), изобретателе, который разрабатывает синтетиков — идеальных романтических партнеров. Его коллега Зои (Леа Сейду) и сама синтетик, только не знает об этом, по крайней мере пока. И, конечно, в отличие от других синтетиков, Зои уникальна. Она умеет чувствовать.
Это еще одна вариация на тему взаимности между человеком и ИИ, а заодно и история самоопределения. Последнему была отведена часть сюжета и в фильме «Она» — там Саманта переживала, что не обладает телом. Здесь Зои не умеет плакать. Хотя едва ли это что-то может переменить. В конечном итоге всё, что нам нужно, как пели незабвенные The Beatles, — это любовь. Бестелесная или бесслезная, не так уж и важно.
И снова недалекое будущее, как это обычно и бывает в научной фантастике: 2055 год, Лос-Анджелес. Искусственный интеллект запускает ядерное оружие, и американские власти организуют операцию по выслеживанию и устранению главного архитектора ИИ — Ниматы. Все эти события затрагивают страны по всему миру, а сценарный масштаб поражает разнообразием: тут и личная история сержанта Джошуа Тейлора, который работает под прикрытием, чтобы приблизиться к Нимате, тут и космический экшен (одна из локаций фильма — аэрокосмическая платформа NOMAD, разработанная для нанесения ударов с орбиты), тут и взаимоотношение отцов и детей, и даже монахи-имитаторы (то есть ИИ).
«Создатель» прекрасно вписывается в модель с антиутопическим взглядом на будущую войну людей и машин и всё же припасает некоторые твисты в отношении героев к ИИ. Режиссер и сценарист Гарет Эдвардс вновь предлагает задуматься о природе человека. Если до этого мы вслед за авторами пускались в размышления о любви и одиночестве на фоне ИИ, то «Создатель» — это история о власти и том, что в первую очередь она нужна именно человеку.