Разум и чувство: Фильмы о роботах
На протяжении многих лет кино рассказывает истории о роботах в разных жанрах и форматах. Это и фантастические боевики о войне с человечеством, и мелодраматические истории любви, и постапокалиптические триллеры о выживании. Предлагаем 10 фильмов, в которых роботы и люди пытаются то работать сообща, то истребить друг друга.
Каждый из нас хотя бы однажды мечтал об идеальном партнере — чтобы он был и умный, и красивый, и понимающий. Альма, научная сотрудница Пергамского университета в Берлине, думает о том же, правда, у нее вообще нет спутника жизни. Волей судьбы она становится участницей уникального эксперимента: в течение трех недель Альме предстоит тестировать инновационного андроида, разработанного специально под нее. По замыслу ученых, такие андроиды должны стать вторыми половинками для одиноких людей планеты.
«Я создан для тебя» — четвертая полнометражная картина актрисы и режиссера Марии Шрадер, представленная в основном конкурсе Берлинского фестиваля в 2021 году. Немецкая точность и педантичность здесь органично сочетаются с эмоциональными качелями одинокого человека, который не вполне понимает, куда идет по жизни. Поначалу слишком совершенный андроид лишь вызывает у Альмы раздражение — так часто реагируют маленькие дети, когда чувствуют гиперопеку родителей. Но со временем тщательно просчитанные настройки роботов делают свое дело: к концу эксперимента Альма уже не в силах отвергнуть его общество. К слову, актриса Марен Эггерт, исполнившая главную роль, удостоилась «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль.
Искусственный интеллект (ИИ) — решение наших проблем или путь к погибели? Этот вопрос не одно десятилетие будоражит умы кинематографистов. В фильме Гэвина Ротери молодой ученый-кибернетик Джордж в исполнении Тео Джеймса («Скрижали судьбы», «Аббатство Даунтон») готовится узнать возможный ответ.
Джордж работает над искусственным интеллектом в лаборатории, затерянной где-то в глухих японских лесах. Пользуясь удаленностью от цивилизации и контроля, параллельно герой занимается проектом в личных целях. Он хочет создать умного андроида и загрузить в него сознание своей погибшей жены. Казалось бы, что может пойти не так? Фильм Ротери сочетает черты научной фантастики и мелодрамы, подобно «Искусственному разуму»Стивена Спилберга, а также полон отсылок к другим вехам жанра — например, Джордж и его жена ездят на машине из «Назад в будущее».
Отношения людей и роботов проходили в кино и сериалах самые разные стадии — от гармоничного сосуществования до непримиримого противоборства. Лента Райана Стэйплса Скотта — пример последнего. В начале фильма американские солдаты приходят в себя посреди полигона, причем у них нет оружия и они не помнят, как здесь оказались. Совсем скоро им придется вступить в бой с вышедшими из-под контроля роботами, которыми управляет искусственный интеллект.
«Восстание роботов» — фантастический боевик в мире условного будущего, где человечество находится на грани вымирания. Ресурсы планеты истощены, население сокращается. И в этой обстановке безумные ученые с властями решают положиться на роботов, а тренировать их боевые качества будут на людях. Вчерашние морпехи и пехотинцы сегодня превратились в пушечное мясо. Роботы без труда выслеживают солдат благодаря вшитым под кожу чипам. Как новые гладиаторы смогут одолеть «богов из машины»?
В мире фильма «Дитя робота» человечество снова практически вымирает. Те, у кого есть возможность, стараются спрятаться в бункерах, а воспитание немногих детей поручено андроидам. Юная актриса Клара Ругор играет маленькую девочку, целиком и полностью выращенную роботом-гуманоидом «Матерью». Она растет и развивается по заранее прописанной у робота программе воспитания. Других людей девочка до сих пор не встречала.
Абстрактные вопросы, которые ставятся в фильме Гранта Спьютора, достаточно нетривиальны. Могут ли люди доверить судьбу детей ИИ, но забыть настроить минимальную вариативность программы воспитания? Как люди начнут новый виток эволюции, не впитав знания о своем прошлом, не пройдя путь проб и ошибок? О чем-то похожем предстоит задуматься юной героине, когда в бункере происходит форс-мажор: в дверь стучит женщина и просит о помощи. Первый контакт с представителем старого человечества установлен. Кому доверится юная героиня Клары Ругор — воспитавшей «Матери» или таинственной незнакомке?
Увлекательный постапокалипсис с фирменным режиссерским почерком Роберта Родригеса. Получив сценарий и карт-бланш от Стивена Спилберга, постановщик «Мачете» и «Города грехов» взялся за экранизацию популярной в США манги. События «Алиты» разворачиваются на мифической Земле будущего — в XXVI веке, через 300 лет после Великой войны. Кто, за что и с кем воевал — никто уже не упомнит, только мир после этой катастрофы изменился до неузнаваемости.
Сегрегация богатых и бедных достигла небывалого размаха. Элита живет в летающем городе, остальные выживают в Нижнем мире, среди преступности и экологического кризиса. Однажды на городской свалке доктор Идо, которого играет Кристоф Вальц, находит останки киборга-женщины. Доктору удается оживить робота: это оказывается Алита, боевой андроид с начисто стертой памятью. Девушка отправляется на поиски воспоминаний и справедливости, а в результате оказывается втянута в различные криминально-политические интриги. Разумеется, история рассказана в духе Родригеса, с драками, гонками, специфическим юмором и гротескными деталями.
Возвращаемся в мир мелодраматического сай-фая. Режиссер Дрейк Доримус («Равные», «Любовь на троих») рассказал историю двух ученых, Зои и Коула — главные роли исполнили Леа Сейду и Юэн МакГрегор. Мир без одиноких людей — утопия или вполне реалистичное будущее? Герои-ученые надеются искоренить такое понятие, как невзаимная любовь, и придумывают синтетиков — идеально подходящих романтических партнеров-роботов.
Тем временем Зои чувствует, что влюбляется в Коула. Увы, тесты показывают, что у двух коллег 0% совместимости. Но это не самое пугающее открытие: однажды Зои узнаёт, что сама является синтетиком. Другие андроиды понимают, что они запрограммированы, и только для героини Сейду все чувства реальны, как у человека. Что сделает искусственный интеллект, осознав, что он отвергнут?
Голливуд всегда пытается перевести на свой язык достижения других культур. Так произошло и с «Призраком в доспехах»: одноименная манга Масамунэ Сиро после полнометражного аниме в середине 1990-х, в XXI веке обрела и киноверсию. Режиссером американского «Призрака» стал Руперт Сандерс («Основание», «Белоснежка и охотник»), а главную роль киборга-спецагента исполнила Скарлетт Йоханссон.
Во вселенной фильма кибертехнологии вошли в повседневный быт, у каждого человека есть импланты, которые улучшают его физические и интеллектуальные возможности. Миром правят корпорации, в частности, Hanka Robotics — они достигли небывалого прогресса в отрасли. По какой-то причине таинственный хакер взламывает и уничтожает роботизированных сотрудников фирмы. За дело берется «Девятый отдел» и Мира Киллиан, инновационный киборг с человеческим мозгом. В ходе расследования ей предстоит столкнуться и с собственными тайнами из прошлого, которое то и дело пробивается наружу в загадочных видениях. Киберпанковский боевик здесь сопряжен с философским размышлением о природе личности.
В недалеком будущем невиданной популярности достигают бои роботов. Огромные многотонные механические махины уничтожают друг друга под четким управлением человека — на радость разъяренной толпе, на благо тотализаторов. Обычный бокс ушел в прошлое, его полностью заменили сражения андроидов. Кажется, что в мире режиссера Шона Леви («Ночь в музее», «Главный герой») победил гуманизм, но на самом деле новый спорт просто приносит больше денег и меньше рисков.
При этом «Живая сталь» — трогательная история о детско-родительских отношениях, одиночестве и дружбе. Главный герой, бывший боксер Чарли Кентон (Хью Джекман), и его 11-летний сын Макс (Дакота Гойо) обнаруживают на свалке поломанного, но еще способного драться робота. Амбициозность Кентона и непоколебимая вера в победу Макса дают свои плоды: машина пробивается на вершину чемпионата по робобоксу. Одновременно укрепляется связь отца и сына, которые доселе не очень-то хорошо ладили друг с другом.
Фильм Алекса Пройаса («Знамение», «Боги Египта») — экранизация рассказов Айзека Азимова, классика научной фантастики, который впервые заставил людей заранее задуматься о совместном существовании с носителями ИИ. В этой версии будущего роботы стали обыденностью: они выполняют тяжелую и опасную для человека работу в шахтах, на химических производствах и в других областях деятельности. А общество делится на тех, кто вовсю использует труд роботов, и тех, кто относится к ним с недоверием.
Герой Уилла Смита, детектив Дэл Спунер, относится к консерваторам, которые видят в роботах не прогресс, а потенциальную угрозу. И она оправдывается, когда в деле об убийстве оказывается замешан андроид. Вопреки Трем законам роботехники, запрещающим роботам причинять вред человеку, экземпляр по имени Санни начал развиваться по-своему и принимать собственные решения. Спунер подозревает, что это следствие экспериментов ученых из корпорации Robotics. И если таких роботов много, то впереди — восстание машин.
Экранизация еще одного произведения Айзека Азимова с Робином Уильямсом в главной роли. В трогательной драме Криса Коламбуса («Один дома», «Пиксели») события разворачиваются в новом тысячелетии, когда роботы вошли в каждый дом. Без их услуг не обходится ни одна американская семья: кто еще может и убраться, и приготовить обед, и проследить, чтоб дети сделали уроки, и выгулять собаку? У людей на это совершенно нет времени. Потому семья Мартинов приобретает новейшего робота NDR-114, или, по-домашнему, Эндрю. Все бы хорошо, но у андроида обнаружился дефект — Эндрю начинает испытывать чувства.
Мартинов это сперва насторожило, но потом оказалось, что с таким помощником даже веселее. Эндрю учится творить, проявлять эмоции, дружить с людьми. Однако Мартины постепенно разъезжаются учиться, работать, строить личную жизнь. Эндрю остается без работы и после смерти старшего «хозяина» идет странствовать по свету, чтобы найти себе подобных андроидов.