Видения принцессы Дианы и композитор на люстре: 10 самых необычных биографических фильмов
Картины, основанные на жизни знаменитых людей, — один из самых популярных жанров в последние годы. По миру гремят «Оппенгеймер» и «Богемская рапсодия», а студии и режиссеры вспоминают, про кого бы еще можно снять кино: музыкантов, спортсменов, физиков. Но проблема в том, что значительная часть этих фильмов построена по одной и той же банальной схеме. Лишь некоторые авторы придумывают действительно необычные байопики и знакомят зрителя не только с важными моментами из жизни героев, но и с их творчеством, характером и юмором.
Юный Эл Янкович любит придумывать пародии на песни, но его отец вовсе не рад таким забавам. Однако мама тайком покупает сыну аккордеон, и он начинает играть польки на вечеринках. Чуть повзрослев, Эл открывает в себе талант быстро сочинять смешные пародии, вскоре попадает на радио и начинает путь к славе. Однако дальше становится сложнее. Песню Янковича пародирует Майкл Джексон, и многие начинают считать копию оригиналом. Потом музыкант заводит роман с Мадонной и сталкивается с наркобароном Пабло Эскобаром.
Поначалу еще можно поверить, что «Странный Эл» — реальный, хоть и чуть шутливый байопик про Эла Янковича, пусть даже Дэниэл Рэдклифф совершенно не похож на своего прототипа. Однако уже на моменте молодежной тусовки под польку эта иллюзия развалится. С каждой сценой происходящее на экране становится всё абсурдней: начиная с воровства со стороны малоизвестного Джексона, заканчивая тайной жизнью Мадонны и разборками с наркокартелем. Но если вдуматься, это вполне логично: Янкович прославился пародиями на песни, поэтому фильм о нём — пародия на типичные биографии. Хотя в одном авторы фильма правы: не стоит переходить дорогу Мадонне.
Начинающая журналистка собирается взять интервью у самого Сальвадора Дали. Они встречаются в отеле, где художник идет в ее сторону по коридору минут пять. После чего он моментально разочаровывается, поскольку вокруг нет кинокамер. Но девушка не откажется от своей цели: она звонит Дали домой и просит о еще одной попытке. Тот, хоть и видит в это время за окном себя в старости, соглашается. Дальше раз за разом их встреча будет срываться: то из-за капризов художника, то из-за каких-то внешних факторов. Однако журналистка умудрится попросить о встрече, даже догнав машину, хотя это будет происходить во сне человека, который рассказывает о своем сне.
Возможно, текст выше кажется абсурдом, но иначе описать этот фильм невозможно. Ведь «Даааааали!» снял Квентин Дюпьё (он же Mr. Oizo), когда-то создавший безумную «Шину» и множество других странных работ. Картина мало что расскажет именно о биографии легендарного художника, скульптора и просто экспрессивного человека, но зато позволит словно ощутить себя внутри его работ. Сальвадора Дали здесь играют чуть ли не с десяток актеров, действие скачет по слоям повествования и временам. А в одной сцене даже сама Гала обвиняет мужа в анахронизмах. Кажется, это намного более удачный способ рассказать о творчестве Дали, чем просто набор фактов из его биографии.
Псевдодокументальный репортаж начинается со смерти Боба Дилана. После чего закадровый голос говорит, что артист был больше, чем одним человеком. И начинается рассказ о разных интересных личностях: о темнокожем мальчике, у которого на чехле гитары написано «Эта машина убивает фашистов», борце и участнике протестов, звезде. Но только все вместе они составляют общий образ великого музыканта.
Боба Дилана заслуженно считают одним из величайших поэтов и певцов современности, и в 2024-м о нём снимают типичный биографический фильм с Тимоти Шаламе. Однако в 2007 году режиссер Тодд Хейнс постарался рассказать об этом человеке, избежав всевозможных клише. Каждый из появляющихся на экране персонажей отражает не столько личность Дилана, сколько определенный период его творчества. Поэтому авторы не думали о портретном сходстве, а больше ориентировались на талант и необычные типажи. В итоге образ певца здесь состоит из персонажей Кристиана Бейла, Хита Леджера, Кейт Бланшетт, Ричарда Гира и даже Маркуса Карла Франклина.
Ференц Лист — знаменитый композитор и настоящий кумир женщин, которые ломятся на сцену во время его концертов. Однако когда-то сбежавшая с ним от мужа Мария д’Aгу очень ревнует его к популярности и разгульной жизни. Тем более что она уже растит нескольких детей. Но больше всего проблем Листу доставляет Рихард Вагнер, который использует его, чтобы получать вдохновение. Ведь на самом деле Вагнер — вампир, буквально сосущий кровь из друга и коллеги.
Чаще всего биографии классических композиторов — традиционные костюмные драмы. Однако режиссер Кен Рассел считал Ференца Листа первой рок-звездой, поэтому и фильм о нём похож на байопик современного бунтаря. Тем более что главную роль сыграл Роджер Долтри из группы The Who — он уже сотрудничал с режиссером во время съемок «Томми». Вместе они превратили картину в почти сюрреалистическое зрелище: уже в первой сцене герой занимается сексом под метроном, а потом катается полуголым на люстре. Хотя апофеоз безумия — канкан на огромном половом органе.
Через год после смерти Винсента Ван Гога почтмейстер находит письмо живописца. Художник хотел отправить его брату, но не успел. Тогда работник посылает своего сына Армана, чтобы тот нашел Тео Ван Гога и доставил послание. Однако выясняется, что и тот умер, а его жена куда-то уехала. В поисках хоть кого-нибудь из родных художника Арман ходит по местам, где тот жил в последние дни перед смертью. Постепенно он начинает задумываться, что же действительно произошло с Ван Гогом.
Удивительно, но сюжет этой биографической драмы в какой-то момент начинает напоминать детектив: вместе с героем зрители задумаются, что же в реальности случилось со знаменитым живописцем, вдруг всё не так просто. Но гораздо важнее не сюжет, а визуальный ряд фильма. Это первая в мире полнометражная работа, которую нарисовали масляными красками. Всего над производством работали 125 художников в течение шести лет. Они копировали картины и вообще стиль Ван Гога, чтобы зрители могли почувствовать себя буквально внутри работ художника. А движения актеров накладывали на эти фоны по технологии ротоскопии: то есть их снимали живьем, а потом перерисовывали красками.
Грег Сестеро и Томми Вайсо знакомятся на курсах по актерскому мастерству и быстро становятся друзьями. После переезда в Лос-Анджелес первый развивает свою карьеру, а вот второй получает сплошь отказы. Тогда Вайсо решает снять собственный фильм, который станет настоящим хитом. Он пишет сценарий мелодрамы «Комната», готовится ее лично поставить и сам же сыграть одну из главных ролей на пару с Сестеро. Оказывается, что у Вайсо много денег, но неизвестно откуда. Вот только ни снимать, ни играть он не умеет. Несмотря на это, «Комнату» ждет всемирный успех. Правда, не такой, как хотел бы автор.
Есть множество биографических фильмов о лучших актерах, режиссерах и сценаристах. А вот о худших представителях профессии говорят редко — разве что Тим Бёртон в картине «Эд Вуд». Но Джеймс Франко решил взяться за настоящую легенду — фильм «Комната», который часто называют самым плохим в истории. Именно ужасная постановка, отвратительная актерская игра и абсурдный сюжет когда-то сделали работу Томми Вайсо легендой. В «Горе-творце» Франко буквально признается в любви к картине: он вместе с другими актерами с удовольствием разыгрывает отдельные сцены из оригинала. А многочисленные звезды от Зака Браффа до Брайана Крэнстона просто заглядывают в отдельные эпизоды. Еще смешнее, что Грега Сестеро, который в реальной жизни совершенно не похож на Вайсо, сыграл Дэйв Франко — родной брат режиссера и исполнителя главной роли.
Джонатану Ларсону скоро исполнится 30, а он всё еще работает в закусочной. Но у героя большие планы: скоро он представит свой первый мюзикл Superbia, над которым работает уже давно. Окружающие ровесники уже вроде бы занялись более традиционной работой, сменив актерство на рекламу, а танцы — на преподавание. Однако Ларсон не оставляет надежд во что бы то ни стало прославиться. Нужно только успеть, пока не исполнилось 30.
У фильма изначально сложная история. Он основан на музыкальном монологе Джонатана Ларсона — обладателя Пулитцеровской премии и многих других наград. А оригинал, в свою очередь, частично пересказывал биографию самого автора. Уже после смерти Ларсона монолог превратили в мюзикл, а потом Лин-Мануэль Миранда (создатель «Гамильтона») снял по нему фильм. Но даже если всего этого не знать, «Тик-так... БУМ!» — просто драматическая история о талантливом человеке, который очень спешит жить. Эндрю Гарфилд здесь отлично поет и выкладывается на полную, выглядя очень живым и знакомым человеком.
Накануне Рождества 1991 года принцесса Диана приезжает в Сандрингемский дворец в Норфолке, где уже собралась вся королевская семья. Однако ее искренне рады видеть лишь сыновья Уильям и Гарри. Остальные же встречают Диану холодно, ведь всем известно, что у Чарльза роман с другой женщиной и их брак наверняка скоро распадется. Принцессе начинает казаться, что ее преследует призрак Анны Болейн, книгу о которой она прочитала. Диана уже с трудом сдерживает себя от непоправимых поступков.
Пабло Ларраин уже не в первый раз снял нестандартную биографию известной женщины — в 2016 году он поставил «Джеки» о супруге Джона Ф. Кеннеди. Теперь же чилийский режиссер взялся за историю знаменитой принцессы Уэльской, чья судьба не дает покоя многим даже спустя годы после ее смерти. Картина рассказывает о небольшом, но очень важном эпизоде ее биографии. Причем режиссер не стремится к документальности, а скорее передает ее болезненные ощущения, когда даже сама героиня сомневается в собственной адекватности. Еще интересно, что параллельно с фильмом все обсуждали последние сезоны сериала «Корона», в котором также показывали историю Дианы, но совсем в другом ключе.
Елизавете Баварской — жене австрийского императора Франца Иосифа — уже 40 лет. Она всё чаще думает, что лучшие годы позади: близость с мужем, как и красота, остались в прошлом. Но еще отчетливее Сисси, как ее называют близкие, понимает, что у нее никогда не было реальной власти, а высокое положение скорее давит своими обязательствами и ограничениями, нежели дает какие-то привилегии. Однако она продолжает жить своей жизнью, а иногда и просто хулиганит.
О Елизавете Баварской сняли несколько сериалов и фильмов, но картина Мари Кройцер даже не пытается пересказать всю биографию императрицы. Это своеобразный slice of life — всего лишь год ее жизни, причем акцент делают на всяческих будничных мелочах и необычном поведении героини, а не на каких-то государственных делах. А еще режиссер осознанно допускает анахронизмы, чтобы разбавить действие. Елизавета даже может показать средний палец, вставая из-за стола, — не исторично, зато очень забавно. Подобным образом, кстати, поступала и София Коппола в «Марии-Антуанетте», где главная героиня ходила в кедах.
Дуглас Кенни и Генри Бирд встретились во время учебы в Гарварде и вместе пошли работать в студенческую сатирическую газету Harvard Lampoon, ведь у обоих оказалось отличное чувство юмора. После выпуска они решили продолжить дело. Так и зародился революционный ежемесячный журнал National Lampoon. Напарники собрали под крыло комиков, которые не боялись шутить, переходя все грани, и дали им полную свободу действий. National Lampoon быстро стал легендой за счет актуальной сатиры, провокационных обложек и просто хулиганства. Тогда пришло время телевидения и кино.
При просмотре фильма труднее всего поверить, что значительная часть показанного безумия действительно произошла в реальности. Особенно обложки, где то мастурбируют бойскауты, то ребенок тонет в бассейне, пока его мама общается с подругами. Сюжетно «Глупый и бессмысленный жест» тоже скорее пародирует биографии, ведь его снял Дэвид Уэйн, поставивший «Жаркое американское лето». Закадровый голос, принадлежащий Кенни, сам подшучивает над происходящим: объясняет, что не все герои влезли в сюжет, смеется над толерантностью и предлагает начать с другой части истории. С ним же связан главный сюжетный поворот, который отлично подходит под стиль юмора Дугласа Кенни.