Опубликовано 24 января 2024, 09:07
10 мин.

Услада для глаз: Самые красивые современные российские фильмы

Поделиться:
Услада для глаз: Самые красивые современные российские фильмы

Кино — синтетический вид искусства, вобравший в себя изобразительные, повествовательные и звуковые компоненты. Но визуальный ряд в фильме играет определяющую роль: кино может существовать без звука и без сюжета, но немыслимо без картинки. Несмотря на это, далеко не каждая картина может блеснуть выдающимся визуальным стилем, классной работой оператора, художника-постановщика, монтажера или художника по костюмам. Собрали несколько завораживающе красивых русских фильмов, чтобы порадовать замерзшую душу эстета.

В этой подборке фильмы самых разных лет XXI века, а если хочется чего-то совсем свежего, у нас есть подборка лучших русских фильмов 2023 года.

Топ лучших фильмов с уникальным визуальным стилем

Русский ковчег

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.2
2002, Фэнтези, Драмы, Детективы, 96 мин
Россия, Германия, 6+
Режиссер: Александр СокуровГлавные роли: Сергей Дрейден, Леонид Мозговой, Максим Сергеев, Наталья Никуленко, Александр Малныкин, Мария Кузнецова

Двое путешественников во времени начинают свой путь по Зимнему дворцу в начале XIX века. Один из них — условно наш современник, чьими глазами мы видим всё происходящее. Второй — французский дворянин (Сергей Дрейден), в характере которого угадываем знаменитого маркиза де Кюстина, оставившего противоречивые воспоминания о путешествии по Российской империи. Неожиданные собеседники бродят по залам дворца, оказываясь то во временах Петра I, то Екатерины Великой, то в конце XX века. Они встречают людей разных эпох, обсуждают искусство русское и зарубежное и часто не сходятся во мнениях. Маркиз — человек вздорный и грубый, тем не менее оказывается увлекающейся и не лишенной вкуса личностью.

Фильм Александра Сокурова, участник основного конкурса Каннского фестиваля 2002 года, произвел неизгладимое впечатление на ценителей кино. Тонкая, лирическая интонация влюбленного в искусство человека превращает Зимний дворец в ковчег, сохраняющий русскую культуру среди бурных волн истории. Картина — настоящий шедевр режиссерской и операторской работы, поскольку снята одним дублем без монтажных склеек. За кажущейся легкостью и пританцовывющим темпом прячется сложнейшая подготовительная работа, во время которой съемочной команде необходимо было учесть малейшие детали, попадающие в кадр. Всё должно было работать как часы, и это при том, что в фильме участвовала массовка из более чем 800 человек.

Кадр из фильма «Он — дракон»

Он — дракон

Рейтинг: 7.2IMDb: 6.8
2015, Фантастика, Фэнтези, Мелодрамы, 102 мин
Россия, 12+
Режиссер: Индар ДжендубаевГлавные роли: Мария Поезжаева, Матвей Лыков, Станислав Любшин, Иева Андреевайте, Пётр Романов, Андрей Лебединский

Княжна Мирослава должна выйти замуж за одного из самых уважаемых витязей государства. На церемонии венчания свита жениха решает исполнить древнюю песню, призывающую дракона. Люди уверены в том, что она уже потеряла свою магическую силу, но тут оказывается, что заклинание по-прежнему работает. Чудовище прилетает и уносит княжну за море. Девушка приходит в себя на необитаемом острове, и ее единственным соседом оказывается молодой человек модельной внешности. Он прекрасен и добр, но у него есть один недостаток: чуть что, норовит превратиться в дракона и сжечь Мирославу заживо.

Романтическое фэнтези с привлекательными российскими актерами Матвеем Лыковым и Марией Поезжаевой безупречно выдерживает выбранный глянцевый стиль от первого и до последнего кадра. Картина на 85 % состоит из компьютерной графики, при помощи которой создавали не только дракона, но и все показанные в фильме красоты. В 2016 году «Дракон» не нашел почитателей в российском кинопрокате, зато полюбился китайским зрителям. В Поднебесной довольно популярны красивые костюмные сказки о любви — об этом мы рассказывали в подборке дорам из Китая. Продюсер Тимур Бекмамбетов планировал к 2018 году выпустить продолжение, однако на сегодняшний день проект уже не подает признаков жизни.

Топ самых красивых фильмов, снятых в России

Серебряные коньки

Рейтинг: 7.4IMDb: 7.1
2020, Приключения, Фэнтези, Семейное, 136 мин
Россия, 16+
Режиссер: Михаил ЛокшинГлавные роли: Фёдор Федотов, Софья Присс, Алексей Гуськов, Северия Янушаускайте, Кирилл Зайцев, Юра Борисов

1899 год, Санкт-Петербург. Доставщика готовых пирогов Матвея ни за что ни про что выгоняют с работы. В этот же день парня, который умеет ловко передвигаться по городу на коньках, вербует в сообщники банда карманников. Матвей быстро учится премудростям ловли кошельков и золотых часов из карманов зазевавшихся прохожих. В целом он человек неплохой, ему просто нужно набрать большую сумму, чтобы отправить отца на лечение в дорогой санаторий. Однажды герой знакомится с хорошенькой аристократкой Алисой, которая жаждет учиться в университете. Однако девушку готовят к совсем иной участи: она должна быть женой знатного человека и примерной хозяйкой богатого дома. Никакого совместного будущего у этих двоих просто быть не может, но любовь разрешения не спрашивает.

Красивый и по-новогоднему блещущий огнями Петербург в фильме совершенно фантастичен. Жители передвигаются по городу на коньках, пользуясь замерзшими каналами, а на льду идет бойкая торговля, которая только на руку пронырливым карманникам — мастерам фигурного катания. Подробнее о том, сколько в фильме осталось от реального Петербурга конца XIX века, можно почитать в нашем материале «История или фантазия?». По части визуала в фильме Михаила Локшина прекрасно буквально всё — от нищей каморки главного героя до роскошных покоев его богатой любимой. Даже предводитель шайки карманников оказывается истинным денди и харизматичной личностью, что уж говорить о щегольских усах главы полицейских-конькобежцев.

Кадр из фильма «Лето»

Лето

Рейтинг: 7.4IMDb: 7.4
2018, Музыкальное, Драмы, Биографии, 128 мин
Россия, 18+
Режиссер: Кирилл СеребренниковГлавные роли: Роман Билык, Ирина Старшенбаум, Тео Ю, Филипп Авдеев, Евгений Серзин, Александр Горчилин

Молодые музыканты Витя и Леонид знакомятся с Майком Науменко на пляже, где веселится большая и беззаботная компания. Признанный лидер ленинградской рок-музыки предлагает новичкам сыграть и сразу понимает, что сдержанный и серьезный Витя с его простыми текстами — потенциальная звезда. Он придумывает для группы название «Гарин и гиперболоиды» и как может поддерживает парней в продвижении. Витя, то есть Виктор Цой, часто бывает в гостях у Науменко, чтобы обсудить новые песни, и друзья часами могут говорить о музыке и творчестве. Идиллию музыкального товарищества нарушает только прогрессирующая влюбленность жены Науменко в Цоя.

Драма Кирилла Серебренникова снята очень причудливо. В стильную черно-белую картину иногда врываются анимированные каракули — в духе коллажей, которые реальный Виктор Цой делал из фотографий. Временами драма превращается в ироничный мюзикл, и случайные прохожие вдруг начинают выкрикивать слова иностранных песен. Периодически в действие вклиниваются цветные псевдохроники, еще больше путая зрителя. Документальность происходящего мало интересует режиссера, так что он может создавать целые сцены и тут же их разрушать. Грань между реальностью и вымыслом так тонка, что в результате единственным истинным документом в фильме оказываются песни и история о фанатичной преданности музыке.

«Турецкий гамбит»

Турецкий гамбит

Рейтинг: 7.2IMDb: 6.9
2005, Боевики, Триллеры, Детективы, 130 мин
Россия, Болгария, 16+
Режиссер: Джаник ФайзиевГлавные роли: Егор Бероев, Ольга Красько, Гоша Куценко, Александр Балуев, Виктор Вержбицкий, Александр Лыков

1876 год. Эмансипированная девица Варвара Суворова пробирается на фронт, где шифровальщиком служит ее жених Пётр Яблоков. Ограбленная по пути, она находит помощь у Эраста Фандорина, который бежал из турецкого плена и теперь идет к своим с важными новостями. Однако, когда нечаянные спутники добираются до русского лагеря, злоключения Варвары не заканчиваются. Ее жениха арестовывают за подлог в шифрованном сообщении, из-за которого русские войска заняли не ту крепость. Он утверждает, что сделал всё правильно, поэтому Фандорин и Варвара берутся за расследование, явно ведущее к крупным изменникам в рядах высшего офицерского состава.

Детективный сюжет в экзотическом антураже с турками и болгарами в массовке выдержан в ярких красках. Он балует зрителей красивыми переходами между сценами и занятными визуализациями мыслей Фандорина. Васильковые мундиры солдат, выкрученные на полную насыщенность, радуют глаз на фоне солнечно-желтых пейзажей, а красавица Варвара, потерявшая по пути багаж, умудряется щеголять в живописных нарядах по русскому военному лагерю. Всё это настолько прелестно, что художник-постановщик Владимир Светозаров и художник по костюмам Сергей Стручев за работу над фильмом получили по «Золотому орлу».

«Шагал — Малевич»

Шагал — Малевич

Рейтинг: 6.1IMDb: 6.1
2014, Драмы, Историческое, Биографии, 121 мин
Россия, 12+
Режиссер: Александр МиттаГлавные роли: Леонид Бичевин, Кристи Шнайдер, Анатолий Белый, Семён Шкаликов, Дмитрий Астрахан, Алексей Овсянников

Отучившись живописи во Франции, Марк Шагал приезжает на родину, чтобы жениться на возлюбленной Белле. Молодые вскоре после веселой свадьбы должны уехать в Париж, чтобы Шагал мог продолжать работу. Он уже настоящий художник, ведь у него состоялась первая выставка. Однако за три дня до отъезда начинается война с Германией, потом случается революция. Путь за границу оказывается отрезанным, и молодому художнику необходимо работать в тех условиях, какие есть здесь и сейчас. Он планирует создать художественное училище в родном Витебске, а в качестве одного из преподавателей пригласить Казимира Малевича.

Режиссер Александр Митта очень вольно обращается с биографиями художников, о которых снимает фильм. Ему важнее столкнуть философии двух заметнейших представителей русского авангарда — лирика-гуманиста Шагала и упертого супрематиста Малевича. А поскольку речь об искусстве, то и визуальный язык фильма заковырист. Горизонт в картине всегда слегка завален, так что нет четких вертикалей и горизонталей, ведь героям приходится жить в новом непонятном мире, лишенном привычных ориентиров и правил. И всё же в серость и хмурость послереволюционных будней врываются яркие краски, рассказывая о надежде на то, что в мире есть место не только бесконечной веренице убийств.

«Последний богатырь»

Последний богатырь

Рейтинг: 7IMDb: 6.6
2017, Комедии, Семейное, Фэнтези, 113 мин
Россия, 12+
Режиссер: Дмитрий ДьяченкоГлавные роли: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Евгений Дятлов

Маг на фрилансе Иван из современной Москвы попадает в сказочное Белогорье. Здесь он узнает, что рос в детдоме не просто так, а в целях защиты от сказочных недоброжелателей. На самом деле он сын Ильи Муромца, которого злая колдунья превратила в камень. Злоумышленница извела всех богатырей и захватила власть в царстве-государстве, околдовав Добрыню Никитича. Противостоять ей собирается сказочная нечисть: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Водяной, и с ними лягушка-воительница Василиса. Иван появляется в Белогорье как раз вовремя, ведь только сын Ильи Муромца может достать заветный меч-кладенец. Правда, сам Иван страдает синдромом самозванца и совсем не уверен в своем происхождении.

Нарядная картина Дмитрия Дьяченко конструирует сказочную реальность, не прибегая к съемкам на хромакее. Реликтовые рощи, горы и пещеры снимали на Кавказе, а декорации избы на курьих ногах, княжеских палат и прочего были построены в павильонах в Москве. Актерам приходилось носить тонны пластического грима, и единственный персонаж, полностью отрисованный на компьютере, — Водяной (Сергей Бурунов). В 2017 году, когда фильм вышел в кинотеатрах, его анимация в российском производстве считалась самым верхом совершенства, да и сегодня чудище не утратило обаяния и пресноводной красоты.

«Огонь»

Огонь

Рейтинг: 7.3IMDb: 6.5
2020, Драмы, Боевики, 131 мин
Россия, 6+
Режиссер: Алексей НужныйГлавные роли: Константин Хабенский, Иван Янковский, Стася Милославская, Антон Богданов, Виктор Добронравов, Роман Курцын

Отряд десантников-пожарных во время очередного задания трагически теряет одного человека. Командир группы Алексей Соколов должен взять нового — неполным составом работать в лесу не положено. Необученных людей принимать не хочется, но пора жаркая, и в резерве только новобранцы. Один из них — Роман, самоуверенный и развязный тип, который увивается за дочерью Соколова. Опытный пожарный берет парня на серьезное задание без подготовки в надежде на то, что Роман струсит десантироваться в лес и вернется на базу с позором. Стажер, вопреки ожиданиям, прыгает из самолета вслед за группой. Перед ними стоит задача — спасать отдаленную карельскую деревню от надвигающегося огня.

Эпичный фильм-катастрофа Алексея Нужного впечатляет кадрами горящего леса. Для актеров это были одни из самых сложных и опасных съемок: им пришлось изрядно прокоптиться, чтобы свести к минимуму необходимость в компьютерных спецэффектах и сделать фильм более живым. Буйство огненной стихии организовывали при помощи МЧС и спиленных деревьев. Декорации, имитирующие горящий лес, строились в павильонах, а в качестве общих планов использовали кадры реальных лесных пожаров, зафиксированных в Красноярском крае.

«Движение вверх»

Движение вверх

Рейтинг: 7.5IMDb: 6.7
2017, Спорт, Драмы, 128 мин
Россия, 6+
Режиссер: Антон МегердичевГлавные роли: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Джон Сэвэдж, Марат Башаров

1970 год. Тренером сборной СССР по баскетболу назначают Владимира Гаранжина (Владимир Машков), который с порога заявляет о новых правилах подготовки спортсменов к соревнованиям и о главной цели — выиграть золото Олимпийских игр в Мюнхене. Для этого надо победить сборную США, которая много лет подряд оставалась единственным лидером в этом виде спорта. Начальство сборной в ужасе от такого заявления, ведь в случае проигрыша полетят головы. Упрямый Гаранжин начинает тренировки игроков по новой методике и выбивает своей команде больше матчей за границей. Сборная регулярно привозит награды международных турниров, но никто, в том числе и сами игроки, не верит в возможность главной победы.

Как и для героев фильма, для съемочной команды финальная игра была моментом истины. Необходимо было сделать ее максимально красиво и зрелищно, так что матч репетировали полгода, а потом еще месяц снимали. На съемочной площадке работало шесть операторских бригад, фиксируя все перемещения игроков с шести ракурсов. В результате матч получился такой, что мог увлечь даже тех зрителей, которые никогда и не интересовались баскетболом. В 2019 году фильм получил «Золотого орла» за работу оператора, монтажера, звукорежиссера и специалистов по визуальным эффектам. Ну и, конечно, наградами были отмечены работы актеров Владимира Машкова и Кирилла Зайцева (за роль баскетболиста Сергея Белова).

«Дуэлянт»

Дуэлянт

Рейтинг: 6.8IMDb: 6.4
2016, Драмы, 104 мин
Россия, 16+
Режиссер: Алексей МизгирёвГлавные роли: Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Франциска Петри, Мартин Вуттке, Сергей Гармаш

Санкт-Петербург, 1860 год. Мрачный и вечно печальный Яковлев за деньги участвует в дуэлях, стреляясь за тех, кто якобы не может самостоятельно защитить свою честь. На самом деле он просто работает наемным убийцей под прикрытием дворянского кодекса. Яковлев отчаянно нуждается в большой сумме денег, необходимой на восстановление дворянского звания некоего Колычева. Поэтому у «работодателя» он не спрашивает об истинных причинах дуэлей. И все-таки вскоре он узнает имя тайного заказчика и получает заказ на очередную жертву. На этот раз он с гораздо большим рвением берется за работу, ведь клиент хочет наблюдать за дуэлью лично.

Мистическая драма, полная темных тайн и страстей, щеголяет эстетской нуарной картинкой вечно серого Санкт-Петербурга и обветшалыми интерьерами заброшенных особняков. На этом фоне действуют загадочные герои, из которых страсти если и прорываются наружу, то лишь в виде сардонической усмешки. И даже прекрасная дама выглядит довольно готичной особой, знающей о жизни чуть больше, чем положено приличной девице из аристократической семьи. Спорный по содержанию, но, безусловно, красивый российский блокбастер получил в 2016 году премии «Золотой орел» и «Ника» за работы оператора, художника по костюмам и художника-постановщика.

Новое в подписке

Лучшее в подписке