Трава у дома и рокот космодрома: Российские фильмы 2023 года
Процесс века, полет в космос, девятый вал — в российском кино, как оказалось, есть место не только подвигам на земле и в небе, но и «маленьким ночным секретам», тихим драмам взросления и вечным вопросам. Посмотрели, чем нас успели порадовать отечественные режиссеры в первой половине 2023 года, и делимся с вами десяткой лучших фильмов. А также предлагаем познакомиться с подборками самых ожидаемых фильмов и сериалов 2023 года.
Смелая эротическая драма Дмитрия Суворова, в которой Александр Петров притворяется Кристианом Грэем из «50 оттенков серого» и пытается отговорить свою Анастейшу от экоактивизма. Студентка и защитница природы Эля (Анастасия Резник) обожает Битцевский лес. Когда сын местного олигарха Матвей (Петров) представляет новый проект огромного небоскреба «Битца-Тауэр» и начинает зачистку территории в лесу под постройку, девушка принимает стройку близко к сердцу. Во время презентации проекта она разносит в пух и прах напыщенного мажора, после чего ее выгоняют из института, а Матвей предлагает ей выход из ситуации — пожить у него семь дней и выполнять при этом все его желания (под запретом только половой акт — но это ненадолго), тогда он остановит стройку.
Когда Матвей показывает Эле свою «Красную комнату», он уверяет, что не знает, что такое «50 оттенков серого», а вот создатели фильма «Непослушная» как пить дать хорошо знакомы с материалом. Если отбросить недоумение, с которым смотрятся сексуальные сцены, и неловкость, которую ощущаешь от эксгибиционистски раскрытых психологических подоплек мотивов персонажей, то можно увидеть в фильме недвусмысленную социальную метафору: у кого деньги, у того и власть. По этому принципу работают все институции в «Непослушной»: от государственной до образовательной и семейной.
Зрительская драма об одном из нюрнбергских процессов от режиссера «Экипажа» и «Легенды № 17». Берлин, 1945 год, российские солдаты празднуют победу и собираются домой, но только не Игорь Волгин (Сергей Кемпо). Полиглот Игорь спешит в Нюрнберг, на Международный военный трибунал, чтобы переводить судебное заседание. В разгар исторических событий Игорь знакомится с русской девушкой Леной (Любовь Аксёнова), попавшей в плен к фашистам и уже несколько лет проживающей в военных лагерях. Она помогает ему с личным заданием — разыскать пропавшего в начале войны брата, последнее известие от которого пришло как раз из Нюрнберга. Однако миротворческие планы Игоря и советской делегации пытается нарушить недобитое фашистское подполье.
Фильм снят по книге историка и писателя Александра Звягинцева, который много лет изучал события 1945 года и создал несколько художественных произведений по мотивам «Процесса века». В руках Звягинцева и режиссера Николая Лебедева крайне эмоциональный процедурал, за которым кроются миллионы смертей и миллиарды разрушенных жизней, превращается в остросюжетный шпионский триллер. Злодеи плетут заговоры, темные силы не дремлют, агенты добра оказываются совращены, но любовь в конце концов спасет мир.
Егор Погодин (Никита Ефремов) — счастливый представитель среднего класса, человек, у которого есть всё, о чем можно только мечтать: отличная работа, любящая жена (Ирина Старшенбаум) и дочь, новая квартира, хорошие друзья. Беззаботная жизнь Егора прерывается после трагической случайности: поздно ночью он слышит крики о помощи девушки и спасает ее от пьяных побоев ее же парня. Вроде бы хеппи-энд, но спустя несколько дней тот самый парень, отпущенный сотрудниками правоохранительных органов, ее убивает. С этого момента главный герой больше не может спокойно наслаждаться идеальной жизнью, ему хочется сделать больше для человечества и для себя, поэтому он присоединяется к волонтерам из «Лиза Алерт». Помощь другим начинает рушить его мир: он теряет престижную работу, тратит все сбережения на лечение незнакомца, совсем забывает про близких. Получится ли у Егора заткнуть дыру в душе чужими слезами благодарности?
Режиссер фильма Пётр Тодоровский — наследник богатой кинематографической династии, сын Валерия Тодоровского («Стиляги», «Оттепель») и внук Петра Тодоровского («Интердевочка», «По главной улице с оркестром») — ставит фильм о подводных камнях альтруизма. Помимо того, что «Здоровый человек» поднимает важные социальные вопросы о работе волонтерских организаций — популярная в последнее время тема, которую исследует и сериал «Плейлист волонтера» с Иваном Янковским, — фильм также размышляет о том, бывает ли помощь по-настоящему бескорыстна или за каждым человеческим поступком можно найти желание собственной выгоды.
Якутский фильм, побивший все рекорды кассовых сборов, в очередной раз доказал, что в последние годы наступила эпоха расцвета кинематографа Республики Саха. У Степана Бурнашева получилась хичкоковская драма о преследовании толпой «не того человека». Школьница Айта (Айталыына Яковлева) совершает попытку самоубийства, событие потрясает всех жителей небольшого поселка. Виноватого находят мгновенно — чужестранец Афанасий (Андрей Фомин), русский сотрудник полиции, который подвозил Айту домой в тот страшный вечер. Мало того, что Афанасий остался чужаком в селении, в кармане у мертвой девушка нашли записку с именем Афоня. В атмосфере тихого ужаса, который стеной бесконечного проливного дождя отрезает пути к отступлению, начинается охота на виновного. Спасти Афанасия от неминуемой гибели может только начальник отдела полиции Николай (Иннокентий Луковцев), который верит в презумпцию невиновности и намерен карать только после следствия.
Неонуар от якутского режиссера-экспериментатора Степана Бурнашёва, который успел поработать в разных жанрах: от мелодрамы «Наша зима» до хоррора о зомби-апокалипсисе «Республика Z». Хичкоковский конфликт человека и толпы у автора положен на вполне современную и узнаваемую почву. Потому «Айту» порой сравнивают с фильмами социального критика Юрия Быкова.
Самый ожидаемый российский фильм последних лет, ради которого Юлия Пересильд летала в космос, наконец можно посмотреть. Талантливый торакальный хирург Евгения (Пересильд) готовит план операции для специалиста, который по результатам проверок полетит на МКС. Там один из космонавтов получил серьезную травму грудной клетки и не сможет пережить транспортировку на родную планету, поэтому операцию придется проводить в космосе. Неожиданно из всех претендентов выбирают именно Евгению, ей придется оставить многочисленные земные проблемы позади — больную мать, слишком быстро взрослеющую дочь и туманную возможность на счастье в личной жизни в лице коллеги Владислава (Милош Бикович).
Часть сцен с Пересильд снималась на настоящей МКС. Баснословный бюджет фильма (минимум 1 миллиард рублей) был потрачен как раз на то, чтобы Юлия стала пятой российской женщиной в космосе, а режиссер Клим Шипенко — 126-м мужчиной. Нехитрый сюжет о производственном подвиге спасают как раз те самые почти документальные кадры с космической станции.
1942 год. На оккупированной фашистами белорусской территории партизанский отряд офицера Красной армии Николая Киселёва (Александр Яценко) встречает группу спасшихся евреев из разбомбленной деревушки неподалеку. Недовольный непрошеными и неопытными попутчиками Киселев получает приказ командования вывести уцелевших людей за линию фронта. Из всей компании закалены в боевых действиях только семь членов партизанского отряда, командиру предстоит задействовать все душевные силы, чтобы спасти людей и уцелеть самому.
Основанная на реальных событиях история «советского Шиндлера» накладывается на знакомый нам отечественный миф о мучениках и праведниках на войне. В образе бежавшего из немецкого плена командира партизанского отряда угадываем черты Лазарева из «Проверки на дорогах». Мастер остросюжетной исторической драмы Сергей Урсуляк («Ликвидация», «Тихий Дон») ставит сюжет спасения (одновременно души и тела) в невозможных условиях. Особо стоит отметить безупречный кастинг Александра Яценко с вечно извиняющимся выражением лица на роль функционера на пути к просвещению.
Сеттинг, до боли знакомый каждому: канун Нового года, 14-летняя Мира (Таисья Калинина) собирается встречать праздник вместе с друзьями. «Куранты с нами, не пить, не курить, звонить каждый час» — типичные условия свободы на пару часов. За отведенное короткое время Мира успеет влюбиться, разочароваться в избраннике (Олег Савостюк) и забыться, но только до рассвета. Ведь утром старые секреты будут ждать Миру на привычном месте, никакого новогоднего чуда ждать не стоит.
Неуютное кино о будничном зле, которое, как плесень под краном, таится за каждой дверью типовой панельки. Такой вовсе не маленький «ночной секрет» был и у режиссера фильма Наталии Мещаниновой — на экране она делится им со зрителем и вместе с аудиторией заново проживает личный травмирующий опыт. Пугающе знакомому Степану Девонину в роли отчима давно пора сняться в каком-нибудь бытовом хорроре, настолько ужасно его будничное присутствие в кадре.
Еще один фильм, вышедший в 2023 году, снятый по сценарию Наталии Мещаниновой, и опять о том, как взрослые подводят детей, на этот раз на материале фильма-катастрофы. На борт рыболовецкого судна «Снегирь» поднимаются двое юнг — насмешливые студенты мореходки Максим (Олег Савостюк) и Никита (Макар Хлебников). Ребята рассчитывали неплохо провести время в море и набрать годного контента для соцсетей, но быстро поняли, что будни «Снегиря» совсем не похожи на фильм «Рок-волна». Общение с закаленными стихией рыбаками (Александр Робак, Тимофей Трибунцев и Евгений Сытый никак не складывается, но для этого никто и не прикладывает усилий. В ситуации на границе жизни и смерти морякам просто необходимо найти общий язык. Возможно, что-то изменится во время надвигающегося шторма.
Всегда снимающий про сегодня режиссер Борис Хлебников точно, как в больнице, фиксирует состояние российского общества, а постановку диагноза оставляет за зрителем. Взяв за основу сценария советский роман «Три минуты молчания» эмигранта Георгия Владимова, Хлебников и Мещанинова делают из производственной драмы поколенческую трагедию об эмоциональном вырождении маскулинного. Казалось бы, ситуация подвига должна сблизить наших героев и сгладить углы коммуникации, но даже шторм не властен над душой человека. Так пациент все-таки жив или мертв?
Полнометражный дебют еще одной выпускницы невероятно плодовитой и талантливой кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, из которой уже вышли молодые звезды: Кантемир Балагов, Кира Коваленко, Владимир Битоков и Александр Золотухин. Премьера фильма Малики Мусаевой прошла в рамках программы Encounters на Берлинале. Кураторы Берлинского фестиваля сделали акцент на том, что это первый в истории киносмотра фильм на чеченском языке. В качестве материала была выбрана до боли знакомая история взросления в глубоко патриархальном сообществе, а вот в качестве языка — совершенно новый авторский почерк, отточенный внимательным сокуровским взглядом.
На выбеленном степным солнцем кадре рассказывается история женщин, живущих в маленькой чеченской деревушке на границе с Ингушетией. Главная героиня, внутренне свободная Яха, которую сыграла непрофессиональная актриса (а в картине вообще нет профессионалов), переживает постепенное закрепощение, навязываемое вековыми национальными особенностями. Мама и тетя считают, что девушке нужно выйти замуж, рожать детей и вести домашнее хозяйство. Яха подумывает о побеге.
Еще одна социальная картина в нашем списке, фиксирующая всеобщее состояние покинутости, витающее в российском воздухе. Премьера второго фильма Алисы Хазановой, бывшей балерины, состоялась на фестивале «Пример интонации» в Санкт-Петербурге. И в отличие от первого, драмы «Осколки» — арт-размышления на тему кинематографа Рене, обращается к вполне земным и конкретным трагическим событиям. В основу сценария Хазановой и соавтора Романа Волобуева легла резонансная история последних лет о группах смерти в соцсетях, в которых психически нестабильных подростков неизвестные доводили до суицида.
Следователь Коротков (Алексей Серебряков) и его молодой напарник Лазарев (Владимир Аверьянов) прибывают в подмосковный Подольск для расследования самоубийства школьницы. Как раз в это время выходит журналистское расследование о взаимосвязи подростковых суицидов по всей России. Жертв должно быть много больше. Коротков и Лазарев пытаются разобраться в запутанной истории.