Темные миры, где живут вампиры: 11 лучших российских фэнтези-сериалов
В ожидании второй серии «Волшебного участка» о мире, в котором сказочные персонажи населяют современную Москву, поговорим о других любопытных схожих проектах. Сериал вновь привлек внимание к фэнтези — сложному и часто недооцениваемому жанру, который в последнее время в наших краях всё чаще привлекает внимание кинематографистов. Рассказываем об 11 отечественных сериалах, в которых вампиры соседствуют с ведьмами, а Баба Яга зарабатывает на жизнь вебкамом.
Предлагаем также посмотреть подборки российских сериалов о сверхъестественном и лучших фантастических сериалов, снятых в России.
Лёха Попов (Николай Наумов) — современный богатырь Алёша Попович. В прошлом он был снайпером, но из-за досадного промаха был вынужден покинуть службу. Теперь Лёха забывает печали на дне бутылки и живет у сестры Кати (Мария Ахметзянова). У девушки смертельная болезнь сердца, и она рассчитывает, что брат будет в состоянии присмотреть за ее восьмилетней дочерью Василисой (Ева Смирнова). Очень вовремя на Лёху выходят представители Отдела по борьбе со сказочными преступлениями. Попов далеко не сразу верит, что по улицам современной Москвы ходят Баба Яга, Кащей, Водяной и многие другие персонажи народных легенд. Проводником Лёхи в мир сказки становится гном-матершинник (Илья Соболев).
«Волшебный участок» от сценариста Александра Носкова («Капельник») ловко переосмысляет современные представления о параллельных фэнтези-мирах, выводя на первый план хорошо знакомых любому соотечественнику персонажей. Правда, предстают они в неожиданных образах. Например, Баба Яга сидит дома с электронным браслетом и пока находит способы подзаработать онлайн, Змей Горыныч борется с растроением личности, а лешие грабят банки с помощью шапки-невидимки. В сериале хватает как юмора, так и экшена, так что скучать не приходится.
Читайте нашу рецензию на сериал «Волшебный участок», одну из главных новинок осени.
Алексей Вязинцев (Никита Ефремов), неудачливый русский актер, мечтает поехать в Америку, рассчитывая попасть в Голливуд. Денег на визовый взнос у него нет, впрочем, и не на взнос тоже. Вязинцев от отчаяния даже пробует сниматься в порно, но быстро понимает: не его. Когда ушедший из семьи отец (Андрей Мерзликин) умирает, оставив наследнику квартиру, Вязинцев-младший едет в другой город, чтобы продать ее, рассчитывая на легкие и быстрые деньги. Покупатели тут же находятся, но больше жилплощади их интересует некая потрепанная советская книжка. Вязинцев попадает на перестрелку, потом — в секту, затем — в полицию. Везде ему твердят одно и то же: книжечка, дескать, волшебная.
«Библиотекарь» — экранизация одноименного романа писателя Михаила Елизарова. В 2008 году он получил за этот роман «Русский букер» — одну из самых престижных отечественных литературных премий. В сериале елизаровский сюжет щедро поправили, добавив ему больше элементов боевика, бесконечных любовных драм, преследований и расследований.
В «Библиотекаре» «не будет дурацких взмахов волшебной палочкой и заклинаний», но есть шесть книг. Они изданы в советское время с типовыми советскими обложками и названиями: «Пролетарская», «Счастье, лети!», «Нарва», «Дорогами труда», «Серебряный плес», «Тихие травы», «Дума о сталинском фарфоре». Если читать эти книги, соблюдая определенные условия, то они дают прочитавшему и прослушавшему сверхъестественные силы. Книги условно названы по качествам, которыми наделяют: Книга Радости, Книга Ярости, Книга Терпения, Книга Силы, Книга Власти, Книга Смысла. По преданию, есть и седьмая книга, ее активно ищут, но не могут найти. Вокруг книг формируются группировки с почти военными подразделениями, финансированием и системой разведки. Они называются Читальнями или Библиотеками. Обычно одной Читальне принадлежит одна книжка, но бывает, что и больше. И, естественно, все хотят получить всё собрание, поэтому война никак не прекратится.
«Пока цветет папоротник» — актерский дебют Александра Петрова. Он исполнил главную роль журналиста Кирилла Андреева. Андреев работает в газете «Секретная правда», пишет об инопланетянах, теориях заговора и магических амулетах. Один из таких амулетов забрасывает героя на Алтай. Спасать его едет сестра Саша. Вскоре Кирилл узнает, что с помощью амулета нужно закрыть дверь в потусторонний мир. Естественно, силы зла всячески препятствуют ему и друзьям (а их на Алтае Андреев находит очень много). Компании молодых людей приходится спасать мир, а заодно и себя.
«Пока цветет папоротник» состоит из 13 часовых серий. Съемки проходили преимущественно на Алтае: за 47 дней экспедиции съемочная группа проехала от природного заповедника Чуй-Оозы до села Онгудай. Для съемок выстроили масштабные декорации и подготовили почти тонну костюмов. Съемки велись в том числе с дельтапланов, парапланов, воздушных шаров и рафтов. Группа «Город 312» специально для проекта записала два новых трека. «Пока цветет папоротник» вряд ли можно назвать классическим фэнтези, он скорее похож на житейскую комедию в фантастических декорациях. Смотреть стоит ради комических свадеб, нелепых разборок, абсурдных диалогов и видов Горного Алтая. Снято качественно, весело и легко, пусть и не слишком захватывающе.
В 2019 году у сериала вышло продолжение — «Беловодье. Тайна затерянной страны». Главные действующие лица — всё те же. Кириллу и его друзьям опять приходится всех спасать. Фантастический элемент в сиквеле более убедителен, а актерская игра и качество съемок — на уровень выше первой части. Кроме традиционного Горного Алтая, снимали теперь во Владивостоке, в Крыму, в Барнауле, в Таиланде и в Непале. Актеры в сериале «летают» на большие расстояния — для съемок летных маневров использовали рэтчеты (цепные грузовые стяжки), трюки на которых почти все актеры выполняли сами.
Формально «Темный мир» — сериал, родившийся из одноименного фэнтези-фильма 2010 года, но на самом деле два этих проекта связывает разве что условно общая вселенная, некоторые персонажи и название. Полнометражный «Темный мир» рассказывает о группе филологов, отправившихся собирать фольклор в карельские деревни. Там главная героиня обнаруживает, что Дух Тьмы хочет захватить Землю, затем становится ведьмой, но в конце концов отказывается от своего дара. Сериал «Темный мир. Равновесие» предлагает зрителю совсем другую историю.
Главная героиня Даша Лебедева (Мария Пирогова) учится в РГУ (внешний вид университета и расположение на Воробьевых горах напоминает МГУ). У нее есть волшебный амулет, который она всегда носит с собой, не подозревая о его магических свойствах. Вскоре Даша узнает, что при строительстве РГУ случайно открыли портал в Темный мир, где обитают Тени. С открытием врат они выбираются на Землю, чтобы высасывать из людей энергию. Портал охраняет так называемая Служба Доставки. Даша тоже становится ее частью. И приводит за собой одного из ухажеров. Правда, оказывается, что его псевдоотец давно пытается подобраться к Дашиному амулету и порталу в иной мир.
Сценарий написали фантасты Сергей и Марина Дьяченко. «Темный мир. Равновесие» снимали в двух вариантах — сериальная версия и полноценный фильм (правда, слепленный, по сути, из нескольких серий). Наивные реплики, предсказуемый сюжет, простоватая картинка и слабая актерская игра — проект провалился в прокате, не окупив стоимости, и получил преимущественно плохие отзывы как от зрителей, так и от критиков. Понравится он разве что любителям городского фэнтези, мистических историй и Павла Прилучного, который в этой картине только нащупывает еще образ брутального, но несчастного сына богатого интригана.
Российская империя. Анархист Карамора (Данила Козловский) мечтает свергнуть императора. Во время очередного задания его напарников сжирает упырь Руневский (Филипп Янковский), и тонкий душевный мир Караморы переворачивается: он понимает, что у России две беды — вампиры и вампиры-дворяне. Главный герой выясняет, что страной давно правят вурдалаки. Столыпин, Юсупов, Дашков и даже Лев Толстой — все вампиры. Карамора совсем отчаивается, когда и его возлюбленная Алина (Дарья Балабанова) тоже становится кровососом. Когда вампирами планируют стать и коммунисты, главный герой окончательно сходит с ума от темпов вампиризации.
Сначала «Карамору» должен был снимать Илья Найшуллер (и по духу первой серии это чувствуется), но потом режиссерское кресло занял Данила Козловский. «Карамора» стал его третьей работой в качестве режиссера — и, надо сказать, довольно удачной. Козловский, кажется, сам того не осознавая, снял не китч, а настоящий хороший угар. Бесконечное цитирование учебников истории, едкие шутки очаровательного Янковского, невозможно манерный Шварц в роли Юсупова, смешные отсылки к настоящему, драки, нагота, жестокость, жестокость, жестокость, милый сердцу каждого ностальгирующего монархиста дореволюционный Петербург — а сверху всё это посыпано немыслимой динамикой событий. Каждый встреченный ребенок становится Гаврилой Принципом, а каждый юноша — Иосифом Сталиным.
«Карамора» к собственной чести держит в напряжении до конца сезона, не разваливается и заставляет себя смотреть дальше, потому что драма только нарастает от серии к серии, а затейливая актерская игра превосходит сам сюжет. Шварц, Янковский, Балабанова и Чеботарёв до того продумали свои роли, что даже умудрились скомпенсировать откровенно слабого героя Козловского. Что скажешь, нелегко ему одновременно играть и режиссировать.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
«Сергий против нечисти» в некотором смысле напоминает отечественное переосмысление «Ведьмака» или «Сверхъестественного». Бывший священник, отлученный от церкви за разгульный образ жизни, борется с нечистью. Как и Винчестеры (главные герои сериала «Сверхъестественное»), Сергий (Роман Маякин) — потомственный охотник за нечистью. Его отец тоже гонялся за кровопийцами, но уберечь мать не смог. Мальчика отдали в монастырь, где его и воспитали. Теперь же развязный алкоголик носит волосы до плеч и крестик навыпуск, ездит на дорогих автомобилях и вызывает себе проституток — в целом, далек от высоких нравственных категорий. В пару к нему встает Екатерина Земцова (Лукерья Ильяшенко) — следователь, чье дело зашло в тупик. Земцова не особенно верит в мистику, но, перепробовав все варианты, обращается к Сергию. Вместе они присоединяются к борьбе добра против зла.
Особенность проекта в том, что его создатели взяли антагонистами хрестоматийных русских злодеев из сказок. Так, Сергий, например, гоняет русалов, кота Баюна, Кощея Бессмертного и царевну Несмеяну. Сериал по большей части юмористический. Он высмеивает все стереотипы и клише, сам же их дублируя. Не претендуя на свежесть и точность повествования, он, кажется, создан просто для того, чтобы наслаждаться хорошей задумкой, смеяться и вспоминать, что бороться можно не только с универсальными вампирами и чародеями. Мир нечисти гораздо более разнообразен, и в Москве она своя, родная.
В Смоленске тихо и мирно живет вампирский клан — тысячелетний пенсионер Святослав Вернидубович (или просто дед Слава), полицейская Анна Петровна Остроумова, заставшая еще Великую Отечественную войну, врач Жан Иванович, служивший Наполеону, директор театра Ольга Анваровна и недавно обращённый Женёк Дятлов, решивший стать блогером. Вампиров не трогают, потому что людей они не убивают, питаются донорской кровью и вообще лишний раз не отсвечивают — этот вопрос контролируют Хранители, специальное подразделение чиновников, знающее о существовании кровопийц. Но в один не слишком прекрасный день в роще под Смоленском находят тела обескровленных юношей. Подозревают Женька. Семья, чтобы помочь ему, подключается к расследованию.
Серии связывает между собой детективная линия — вампиры пытаются обнаружить виновного. Всплывают новые подробности, находятся новые улики, открываются тайны прошлого и развиваются характеры персонажей. «Вампиры средней полосы» прошли сложное производство. Пилотный эпизод отсняли в Смоленске в 2018 году. Роль деда Славы писали под Юрия Стоянова, он ее и сыграл, но позднее выпал из проекта из-за занятости. Стоянов посоветовал на замену своего друга Михаила Ефремова. С Ефремовым успели снять половину эпизодов, но он, спровоцировав ДТП, оказался в тюрьме. Стоянов вернулся. И не зря. «Вампиры средней полосы» стали хитом и не раз назывались лучшим русским фэнтези-сериалом последних лет. Трогательная, смешная картина с продуманным сеттингом быстро полюбилась зрителям. В 2022 году вышел второй сезон.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Хирург Кирилл Акиньшин (Данила Козловский) устраивается на работу в особую клинику. Ее основная специализация — демонология. У врачей имеется своя библиотека, операции они проводят с амулетами в руках, а капельницы ставят с пауками. Первое правило — «никогда не заключать сделок с демонами». Кирилл должен закрепиться в клинике, чтобы спасти себя (в начале сериала у него обнаруживают неоперабельную опухоль), но Акиньшин вовсе не уверен, что каждого пациента нужно лечить. «13 клиническая» — это фэнтези о работе больницы, мистический процедурал, помесь «Доктора Хауса» и хоррора об экзорцизме. Идея свежая, реализация качественная, а у персонажей любопытное развитие.
Через демонический мир создатели сериала то и дело выписывают больничную бюрократию. Периодически они словно бы намекают, что на самом деле никаких демонов, шаманов и ведьм вовсе нет, есть только суровая реальность, в которой врач — тот, кто первым надел халат. Персонал больницы скрывает страшные тайны. Некоторые из докторов не боятся даже нарушать упомянутое первое правило.
Лето 1980 года, лагерь «Буревестник» на берегу Волги. Страна принимает Олимпиаду. Пионер Валерка Лагунов из 4-го отряда и новый вожатый Игорь узнают, что в лагере промышляют вампиры. Они носят белые рубашки и красные галстуки, как и все остальные, примерно себя ведут, но на самом деле подчиняются главному упырю и добывают кровь. Пионерский лагерь превращается в логово кровососов, а рассказ о детских приключениях — в мистический хоррор.
Сериал снят по одноименному роману Алексея Иванова, однако для экранизации материал существенно переработали. Визуальный стиль адаптировали под 1980-е, добавили эротизма, сделали саму историю более взрослой, подсветили аллюзии. Главный вампир, умирая, бросает: «Я ни о чем не жалею. Зато какую страну построили!» Вампиры становятся символом СССР, его фундаментом, а не страшилкой из детского лагеря. Рассчитывать на счастливый конец зрителю не стоит, зато на продолжение — вполне. Второй сезон вышел в июле 2023 года. В нем Валерка, сам ставший вампиром, борется с жаждой крови внутри себя и снова противостоит вурдалакам — всё в той же компании.
Валентина (Ирина Розанова) и Максим (Павел Прилучный) работают в Управлении по распределению душ. В УПРД определяют, куда попадет умирающий — в рай или в ад. Как правило, всё проходит буднично, почти автоматически, но ведомство Валентины и Максима работает с пограничными случаями, когда данные о будущих покойниках неполные, так что определять место их будущего пребывания приходится самостоятельно, по последнему прожитому человеком дню. Трудовой договор гарантирует сотрудникам место в раю, так что коллеги решают немного воспользоваться служебным положением: Максим, например, планирует продавать места в раю олигархам, а Валентина надеется вытащить из ада бывшего мужа. Но и об основных обязанностях Максим и Валентина не забывают, периодически дискутируя, куда и кого отправить.
Контрастный дуэт Прилучного, снова играющего типовую роль мажора, и Розановой смотрится интересно и нетипично. Сериал вполне можно смотреть с детьми. Незамысловатый сюжет в конечном итоге скатывается до почти прямого морализаторства, но всё же не позволяет себе окончательно разделить мир на белое и черное. «Предпоследняя инстанция» — смешной и жизненный фильм, в котором два очень разных человека пытаются спасать обреченных, не особенно к ним привязываясь. Создатели сериала помещают фантастические элементы в знакомые отечественные декорации, вновь показывают архетипические характеры и поднимают актуальные темы (коррупция, например), которые и без всяких раев и адов смотрелись бы на экране хорошо. В 2022 году вышел второй сезон «Предпоследней инстанции», а не за горами продолжение.
«Там, где цветет полынь» — недавняя экранизация одноименного подросткового романа Ольги Птицевой. Старшеклассница Ульяна (Виктория Агалакова), которую хрестоматийно травят в школе, обнаруживает, что может предвидеть смерть. Однако брата от трагической гибели она спасти не успевает. Зато с матерью, впавшей в кому, есть все шансы. С Ульяной связывается эффектная брюнетка Рута (Сабина Ахмедова) и предлагает помощь: спасение матери в обмен на вещи троих умерших. Свои силы и молодость Рута черпает из полыни, растущей в мистическом пространстве, но вынуждена кое-что отдавать ей взамен. Ульяна быстро понимает, что Рута обманывает ее ради собственной выгоды. Девочка начинает борьбу против колдуньи.
Режиссером фэнтези-проекта выступил Кирилл Кузин («Клуб» и «Сергий против нечисти»). Он выбрал формат коротких 15-минутных серий. Из-за своей краткости «Там, где цветет полынь», с одной стороны, смотрится легко, а с другой, выходит слишком сумбурным. Герои стремительно перемещаются между локациями, сюжет не успевает развиваться, а в отдельных эпизодах не чувствуется нужной целостности и самостоятельности. Но картинка зрителя точно не разочарует. Все спецэффекты и ракурсы работают на создание впечатляющего образа магической Москвы.