От Геши до мистера Фёста: Фильмы с Андреем Мироновым
7 марта отмечаем день рождения великого актера театра и кино Андрея Миронова. Он прожил короткую жизнь, всего 46 лет, но оставил яркий след в отечественной культуре. Несмотря на то что Миронов создал в советском кино в том числе и замечательные драматические характеры, помнят его в основном по комедийным ролям. Элегантный гротеск и умение собрать многогранный образ из проходной на первый взгляд роли не каждому по плечу. Вспоминаем самые известные фильмы с участием любимого артиста.
Три друга отдыхают дикарями на черноморском побережье. Планы у них серьезные — целый месяц не бриться, не пить и не курить. Однако мужскую идиллию нарушают две очаровательные девушки (Наталья Кустинская и Наталья Фатеева). Они требуют освободить уютное местечко только потому, что они привыкли здесь отдыхать каждый год. Дикари — доктор, ветеринар и дипломат — деликатно предлагают дамам убираться восвояси. Те, в свою очередь, разбивают лагерь у них под носом и твердо намерены выжить небритых мужчин с козырного места. В конце концов, у них для этого есть все способности, ведь одна из них — укротительница тигров, а вторая— актриса.
Летняя комедия Генриха Оганесяна вышла в прокат в 1963 году. Ставки на нее делались небольшие, поэтому ее популярность у зрителей стала неожиданностью. Андрей Миронов здесь сыграл роль ветеринара Романа, на которую изначально прочили Никиту Михалкова. Однако тот не прошел по типажу и возрасту. Героев одноименной пьесы Сергея Михалкова для экранизации решили сделать чуть моложе, чем для театральной версии, однако Михалков всё равно был слишком молод. Поэтому режиссер остановился на кандидатуре Миронова.
Скромный страховой агент Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) пользуется служебным положением, чтобы самовольно бороться со спекулянтами. По долгу службы он часто сталкивается с людьми, которые явно живут на нетрудовые доходы. У таких подозреваемых Деточкин угоняет автомобили, не жалея времени, перепродает их и вырученные деньги отправляет в детские дома. Миссия угонщика опасна и полна непредсказуемых ситуаций. Например, автомобиль Димы Семицветова (Андрей Миронов) всё никак не поддается угону. Между тем по следу Деточкина идет дотошный следователь Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов).
В фильме «Берегись автомобиля» у Миронова далеко не главная роль, однако он умудрился сделать своего героя живым и запоминающимся. «Роль, честно говоря, была выписана нами с Эмилем Брагинским весьма однокрасочно, и требовался актер, который бы не просто сыграл то, что сочинили авторы, но еще и обогатил бы персонажа своей индивидуальностью, выдумкой, мастерством», — рассказывал о выборе исполнителя режиссер фильма Эльдар Рязанов. Успех в комедии привел к тому, что к Миронову начало прилипать амплуа обаятельного авантюриста. И следующая картина, ставшая популярной, этому только способствовала.
Контрабандист Геша Козодоев (Андрей Миронов) и бухгалтер Семён Горбунков (Юрий Никулин) плывут на круизном лайнере туристами. В Стамбуле Геша должен явиться по адресу, где ему передадут бриллианты для перевозки в СССР. Но, заблудившись в тесных улочках древнего города, Козодоев опаздывает, и за него контрабандисты принимают невинного Горбункова. Бриллианты креативно закатывают в гипс, а испуганный гражданин, вернувшись на корабль, бежит за помощью к капитану. Тот советует смириться с гипсом, потому что злоумышленник должен находиться на борту судна. Он будет следить за Семён Семёнычем и попытается вернуть драгоценности.
«Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая прокатилась в советских кинотеатрах с феноменальным успехом. Образ контрабандиста Геши оказался очень удачным и неожиданным: он сочетает в себе аристократические замашки и трагикомическую неуклюжесть, пижонскую грацию и недалекость. Он бесподобно смотрится на контрасте с наивным Горбунковым и брутальным персонажем Анатолия Папанова (Лёлик). Правда, сам Миронов впоследствии сильно переживал из-за того, что зрители считают работу в «Бриллиантовой руке» вершиной его актерского мастерства.
Также предлагаем посмотреть еще больше лучших советских комедий, над которыми можно смеяться бесконечно.
В римской больнице от старости умирает русская эмигрантка. На смертном одре она сообщает внучке Ольге (Антония Сантилли) о невероятном богатстве. К сожалению, сокровища зарыты в России, в Ленинграде, поэтому разбогатеть будет очень непросто. Дело осложняется еще и тем, что слова покойницы слышали несколько человек — двое санитаров, мафиози, доктор и один из пациентов. Разумеется, все они срочно собираются на рейс в Москву. В аэропорту их встречает гид Андрей (Андрей Миронов), который должен сопровождать «миллионного» туриста в прогулках по незнакомой стране. Гид охотно соглашается помогать итальянцам в поисках клада.
Новая работа Эльдара Рязанова сильно отличалась от того, что режиссер делал прежде. Основной акцент приходился не столько на сюжет, сколько на приключения и экшен. Здесь было много трюковых сцен, погонь и реальных спецэффектов, так что и внимание актеров было больше сосредоточено на внешнем действии. Миронов, не желая ударить в грязь лицом перед итальянскими коллегами, старался не прибегать к помощи дублеров. Так что ему довелось и спуститься по ковровой дорожке из окна гостиницы, и повисеть на разведенном мосту на высоте 15-этажного дома, пока внизу проходил пароход. Но прыгали на крышу парохода все-таки каскадеры.
В уездном городе N бывший предводитель дворянства, а ныне обветшавший служитель ЗАГСа Киса Воробьянинов (Анатолий Папанов) узнает важную тайну. Умирающая теща сообщает ему, что во время революции зашила семейные драгоценности в один из стульев гостиного гарнитура. Киса спешит в родной Старгород к своей бывшей усадьбе и сталкивается там с предприимчивым молодым человеком по имени Остап Бендер. Внезапный союзник тут же берет себя в долю и разрабатывает план обнаружения стульев, раскиданных волею исторических судеб по всей стране. На пятки новоявленным компаньонам наступает священник отец Фёдор (Ролан Быков), обладатель острого слуха и мечты о свечном заводике.
Еще одна история о спрятанных сокровищах ставилась по одноименному роману Ильфа и Петрова, а режиссером стал Марк Захаров. Он написал сценарий на четыре серии, а на главную роль выбрал Миронова. Его Остап получился фигурой комической и романтической одновременно: он всегда шутит и вечно в движении, однако внешняя веселость контрастирует со всегда печальными глазами. Образ подкрепляли и музыкальные номера, сочетающие бравурную мелодию с лирическим текстом, вроде «Белеет мой парус». Сам актер объяснял трагедию Бендера тем, что он не способен найти достойного применения своим таланту и фантазии, поэтому бурно тратит их на всякую ерунду.
Волшебник (Олег Янковский) от скуки превращает молодого медведя в человека. Тот, конечно, не очень рад, но выхода у него нет, приходится жить так, хоть и трудно. Однако жена Волшебника (Ирина Купченко) уговаривает сжалиться над зверем, и муж обещает всё исправить. Если Медведя (Александр Абдулов) поцелует принцесса, он обратится обратно и спокойно убежит в свой лес. И вот юноша и Принцесса (Евгения Симонова) встречают друг друга. По плану они должны поцеловаться, но влюбленный Медведь внезапно отказывается целовать девушку, сбегает без объяснения причин и разбивает ей сердце.
В прекрасной философской сказке Марка Захарова (подробнее о его фильмах можно почитать в статье «Эволюция волшебника») выдающийся актерский состав. Ведущие роли у Олега Янковского, Александра Абдулова и Евгении Симоновой, а в ролях второго плана зажигают Евгений Леонов, Екатерина Васильева и Андрей Миронов. У последнего — роль Министра-администратора с песнями, танцами и сарказмом. Каждый его выход — феерическое представление. Так получается не только в силу особого статуса персонажа, но и благодаря актерскому мастерству, с которым Миронов включал несвойственный ему, по словам коллег, режим прожженного циника.
Скромный и неказистый врач-стоматолог Павел Фарятьев (Андрей Миронов) без памяти влюблен в учительницу музыки Александру (Марина Неёлова). Он пытается объясниться и зовет замуж, но молодая женщина выслушивает его без особого энтузиазма. Она пережила болезненный разрыв и теперь не знает, как жить дальше. Мать подталкивает дочь к замужеству, сестра-старшеклассница убеждает в том, что любовь не важна. Постепенно странный и склонный к прекраснодушным теориям Фарятьев вызывает у женщины живой интерес и сочувствие. Кажется, вот-вот для них всё сложится благополучно.
В картине Ильи Авербаха Миронов выступает в роли, которой от него зрители не ждали. Привычной для всех магии эксцентричного, импозантного и уверенного в себе героя как не бывало. Миронов перевоплотился в тихого, почти жалкого человека, который загорается лишь в моменты, связанные с его безумными теориями. В этом фильме актер ни разу не прибегает к гротескной манере игры. Его способность исполнять драматические роли не была новостью для театральной публики, но режиссеры кино относились к Миронову с осторожностью. Актеру пришлось проделать большой путь, чтобы его начали приглашать в серьезные драмы.
В средневековом городишке живут двое сирот — Марта (Татьяна Аксюта) и Май. Дети выживают в меру возможностей, перебиваясь подачками добросердечных горожан. Они могли бы стать богатыми, потому что Май умеет искать клады, но Марта запрещает ему ввязываться в авантюры, потому что от золота мальчик делается совсем больным. Однажды в сочельник разбойники-кладоискатели похищают Мая. Марта бросается на поиски брата и едва не гибнет от холода в заснеженном лесу. Девушку спасает бродячий лекарь Орландо (Андрей Миронов). А поскольку он сам едет куда-то без определенной цели, то решает, что им по пути.
Режиссер Александр Митта изначально хотел видеть в главной роли Леонида Филатова. Однако артист не высказал особенной заинтересованности, зато Миронов пылал энтузиазмом. Его лекарь-философ-изобретатель Орландо вышел чуть нелепым романтиком-мечтателем, который делает мир страшной «Сказки странствий» не таким безысходным. Фильм вышел в кинотеатрах в 1984 году и не имел успеха, хоть приблизительно сравнимого с ажиотажем вокруг «Экипажа» того же Митты. Однако со временем зрители приняли картину, и сейчас она остается одной из важнейших в фильмографиях и режиссера, и исполнителя главной роли.
1935 год, городок Унчанск. Ветеран Гражданской войны Иван Лапшин (Андрей Болтнев) служит в уголовном розыске и занят поимкой опасного преступника Соловьёва. Живет Иван в съемной квартире, где, помимо него, ютятся его коллеги Окошкин, Занадворов с сыном и хозяйка Патрикеевна. Сюда же после смерти жены перебирается журналист Ханин (Андрей Миронов). Чтобы отвлечь его от горя и мыслей о самоубийстве, Лапшин таскает друга с собой на поиски банды Соловьёва. По долгу службы им доводится встречаться с самыми разными людьми маленького городка, мало чем отличающегося от деревни.
Работая над сценарием фильма «Мой друг Иван Лапшин», режиссер Алексей Герман задавался целью не столько рассказать криминальную историю, сколько воссоздать постнэповскую эпоху. Отсюда и странная, раздробленная на множество эпизодов структура повествования, и репортажный стиль с небрежными композициями кадра и «плохим» качеством пленки. Герой Миронова, приезжий журналист — человек с богатым прошлым, трагическим настоящим и не менее насыщенным будущим. Он глубоко переживает горе и в то же время стыдится чувств, потому что сопли распускать не принято.
В маленький городок Дикого Запада, набитый вечно пьяными ковбоями, приезжает скромный, интеллигентного вида мистер Фёст (Андрей Миронов). С собой он привозит неслыханную новинку — кинематограф, который тут же покоряет закаленные сердца полудиких мужиков. А сердце мистера Фёста не менее стремительно и неотвратимо покоряет местная певица кабаре мисс Диана (Александра Яковлева). Под влиянием любовно подобранной героем фильмотеки население городка преображается в лучшую сторону. Эти перемены очень не нравятся хозяину таверны Гарри, а благосклонность к приезжему мисс Дианы раздражает местного пастора Адамса.
Андрей Миронов не сразу согласился сниматься в «Человеке с бульвара Капуцинов», но, к счастью, режиссер Алла Сурикова смогла убедить его в том, что фильм без него не состоится. Роль мистера Фёста стала одной из последних работ Миронова в кино. Фильм вышел в прокат в июне 1987 года, а 16 августа актера не стало. Комедийный вестерн о силе искусства и о чудаке — апостоле кинематографа имел огромный успех. Фильм просто разлетелся на цитаты, а песни Юлия Кима на музыку Геннадия Гладкова зажили отдельной жизнью.