Бамбарбия! Киргуду! 10 лучших советских комедий, над которыми можно смеяться бесконечно
Когда хочется гарантированно хорошо провести вечер, самый простой способ — включить проверенную временем комедию. Из тех, которые можно смотреть бесконечно, и всё равно будет смешно. А если вы еще каким-то чудом эти фильмы не видели, мы вам завидуем, сами бы хотели посмотреть их как в первый раз. Собрали для вас 10 лучших советских комедий.
Если же хочется чего-то посвежее, у нас есть подборка лучших современных российских комедий.
Советский корабль в тропиках получает в рейс очень специфический груз — клетки с тиграми и львами. К животным прикомандирован специальный укротитель, который должен кормить зубастых пассажиров и ухаживать за ними. Команда не в курсе, что дрессировщик ненастоящий — это обычный повар Шулейкин. Бедолага в ужасе от новых должностных обязанностей, но очень хочет домой, а других рейсов нет. Вместе с грузом на борт проникает шимпанзе, «подарок от компании», и устраивает матросам веселую жизнь: ворует личные вещи, подбрасывает в еду гайки и всячески шкодит. Зная оригинальный характер корабельной буфетчицы Марианны, начальство подозревает в проделках именно ее.
Одна из лучших советских комедий в прокате 1961 года и сейчас в статусе киноклассики смотрится на одном дыхании. Сценарий сочиняли под исполнительницу главной роли Маргариту Назарову, которая на самом деле не актриса, а укротительница тигров в цирке. Несмотря на отсутствие актерского опыта, Назарова отлично справилась с комедийной ролью, но в кино не ушла, поскольку главное дело ее жизни оставалось в цирке. В роли второго плана блистал Евгений Леонов, которому достался образ суетливого и трусоватого Шулейкина.
Товарищ Дымов заправляет новеньким, с иголочки, пионерлагерем. Он неустанно следит за дисциплиной в бинокль. Детям позволено наслаждаться жизнью и даже купаться в речке, но в строго ограниченном пространстве. Однажды во время пересчета тапок пионервожатые обнаруживают отсутствие Кости Иночкина. Нарушитель порядка возмутительным образом уплыл на другой берег к деревенским ребятам и наверняка подхватил там коклюш. Чтобы другим было неповадно, дезертира отчисляют из лагеря и отправляют домой. Костя, опасаясь, что его досрочное возвращение сведет бабушку в могилу, тайком возвращается в лагерь и переходит на нелегальное положение.
Режиссер Элем Климов снимал сатирическую комедию как дипломную работу. Вместе с режиссером дебютировал исполнитель главной роли — Виктор Косых (Костя Иночкин). На роль товарища Дынина Климов волевым усилием протащил Евгения Евстигнеева, которого худсовет никак не хотел утверждать. Фильм пытались закрыть практически на всех этапах подготовки и съемки, углядев в нем антисоветчину. Тем не менее со скрипом и скандалами комедия дошла до экранов, пусть и небольшим тиражом. Диплом режиссер защитил, а со временем картина была признана настоящим шедевром советского кино.
Собиратель фольклора Шурик приезжает на Кавказ в этнографическую экспедицию. Он планирует изучать традиции, обряды, песни и прочее творчество горцев, однако носителей местной культуры вдохновляют только тосты. И все-таки Шурику улыбается удача: ему предлагают поучаствовать в самом настоящем старинном обряде похищения невесты. По согласию, конечно же. Парня немного печалит, что похищаемая — девушка, которая ему нравится, но ради науки и счастья красавицы он готов и на это. После свершения обряда молодой человек узнает, что на самом деле Нину собираются выдать замуж против воли, и отправляется спасать комсомолку.
Приключенческую комедию Леонид Гайдай создавал уже после фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Режиссер, считая, что тему со студентом закрыл, не хотел браться за новый фильм о нём, но полюбившиеся зрителям герои требовали новых историй. И, разумеется, ждали не только Шурика (Александр Демьяненко), но и его антагонистов — Труса, Балбеса и Бывалого в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Здесь их образы раскрылись наиболее полно, и сейчас это комедийное трио вспоминают прежде всего в контексте «Кавказской пленницы».
У страхового агента Юрия Деточкина очень необычное хобби: по ночам он в нуарном образе ходит по темным переулкам и угоняет автомобили. Причем ворует не любую попавшуюся машину, а только у избранных — граждан, живущих на нетрудовые доходы. Это нелегкое дело довольно сильно выматывает главного героя, но останавливаться он не планирует. На этот раз мишенью Деточкина становится продавец из комиссионного магазина Дима Семицветов, который спекулирует иностранной электроникой. У Семицветова новая блестящая «Волга», и нужно успеть угнать ее, пока хозяин не поставил машину в гараж. Между тем на пятки наступает следователь, который однажды сумеет сложить все факты вместе и получит Деточкина в качестве подозреваемого.
В основу сценария, написанного Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым, легла городская легенда об угонщике автомобилей, который раздавал вырученные деньги детским домам. Легенда ходила по разным городам, и авторы были слегка разочарованы тем, что подтверждения ей в реальности не нашлось. Но сценарий всё равно сочинили. Некоторое время работа над фильмом была законсервирована, потому что председатель Госкино боялся дурного примера: что граждане после фильма начнут воровать друг у друга автомобили. И всё же в конце концов Рязанов добился разрешения на съемки. Картина с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Ефремовым и Андреем Мироновым стала одной из самых популярных в советском кинематографе.
Простой советский гражданин, примерный семьянин и немного растяпа Семён Семёнович Горбунков во время круиза по городам Средиземного моря влипает в нехорошую историю. Шел по улице Стамбула, упал, очнулся, а неизвестные накладывают ему на руку гипс с бриллиантами. Честный Горбунков тут же рассказывает обо всем капитану круизного лайнера, тот сообщает «куда следует», и по возвращении домой милиционеры предлагают Семёну Семёновичу побыть приманкой. Они рассчитывают, что неудачливый контрабандист тем или иным способом захочет вернуть потерянный товар. Герой и не догадывается, что злоумышленник — веселый попутчик с круизного лайнера Гена.
Роль Горбункова изначально писали под Юрия Никулина, и он, разумеется, смотрится в ней как влитой. А вот начинающему актеру Андрею Миронову пришлось выдержать сравнение с Вициным, тоже претендовавшим на эту роль. К началу работы над «Бриллиантовой рукой» как раз вышла комедия «Берегись автомобиля», в которой Миронов сыграл Диму Семицветова, и Леонид Гайдай запомнил свежее лицо. Актеру не хватало роли, которая раскроет в полной мере его комедийный талант. Роль Гены Козодоева принесла ему славу и открыла дорогу к новым ярким работам, хотя критики-современники считали, что он слишком сильно кривляется.
Неприятный тип по кличке Доцент и его подельники похищают и где-то прячут историческую ценность. Во время облавы главарю банды удается бежать, а его приспешники оказываются в тюрьме. Воры не идут на сделку со следствием, поскольку своего лидера боятся больше, чем милиции. Но тут невероятная удача: простой воспитатель в детском саду Евгений Трошкин как две капли воды похож на опасного преступника. Чтобы найти шлем Александра Македонского, добряка и интеллигента подселяют к сообщникам Доцента в тюрьму, придумывают легенду с амнезией и устраивают ворам побег. Липовому бандиту нелегко привыкать к работе под прикрытием, и в силу профессиональной привычки он берется перевоспитывать своих новых подопечных.
Уморительной авантюрной комедии о похождениях зэков могло и не быть, если бы не желание режиссера Георгия Данелии помочь коллеге. Александр Серый три года отсидел в тюрьме и вышел на свободу с минимальными шансами на реализацию в профессии. Георгий Данелия и Виктория Токарева написали для него сценарий, который дал бы режиссеру возможность заявить о себе. Фильм с Евгением Леоновым в главной роли действительно получился хорошим и сразу полюбился зрителям и разлетелся на цитаты. К сожалению, в судьбе Серого он ничего не изменил. В дальнейшем режиссер часто сидел без работы и снял только две комедии, которые были приняты прохладно.
На смертном одре теща открывает Ипполиту Матвеевичу сокровенный секрет: в годы революции она спрятала бриллианты в одном из стульев орехового гарнитура. Воодушевленный наследник отправляется в родной город N в надежде отыскать сокровища. Здесь он попадает в цепкие лапы афериста Остапа Бендера, который включает себя в команду охотников за кладом. Экспроприированные советской властью стулья разошлись по разным владельцам, поэтому работы предстоит много, и предприимчивый Бендер чувствует себя в ней как рыба в воде. В это же время в гонку за сокровищами включается поп Фёдор, подслушавший разговор Ипполита с тещей. Священник мечтает о свечном заводике, поэтому готов поставить на поиски всё.
Об экранизации одноименного романа Ильфа и Петрова режиссер Леонид Гайдай мечтал очень долго, но никак не мог получить разрешения Госкино. Зато, пока ждал своего шанса, успел снять «Бриллиантовую руку», что тоже приятно. Новый фильм в 1971 году показал не такие впечатляющие цифры, как комедия о Семёне Семёновиче Горбункове, но всё равно стал лидером проката. Для актеров Арчила Гомиашвили и Сергея Филиппова роли Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова навсегда остались главными в карьере. Филиппов настолько хотел сниматься в фильме, что работал, даже несмотря на страшные головные боли, вызванные опухолью головного мозга.
Инженер Александр Тимофеев, а попросту Шурик, изобретает машину времени. Свидетелями первого успешного запуска оказываются душный управдом Иван Васильевич и мелкий воришка Милославский. При втором запуске они обнаруживают себя во времени правления Ивана Грозного. Их появление в царских палатах вызывает немалый переполох и метание копий, в результате чего царь остается в Москве 1970-х, а управдом и Милославский — в Москве 1570-х. Пока Шурик не починит сломанную машину времени, советским гражданам придется приспосабливаться к негуманным нравам XVI века. По счастью, управдом внешне очень похож на царя и может временно занять его место. Жаль, что слабохарактерность сложно скрыть под пышными одеждами.
Режиссер Леонид Гайдай поставил фильм по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», но перенес время действия из 1930-х в 70-е годы. Естественно, никакого Шурика в пьесе Булгакова не было — его тогда еще не изобрели. Но оказалось, что самый популярный кинообраз Александра Демьяненко прекрасно сливается с ролью инженера Тимофеева из первоисточника. Это позволяет довольно блеклому в оригинале персонажу не потеряться на фоне колоритного дуэта Юрия Яковлева (управдом и царь) и Леонида Куравлёва (Милославский). Им, в свою очередь, на пятки наступают герои второго плана. Здесь нет проходных персонажей, в память врезаются все — и жена управдома, и Шпак, и режиссер Якин, и актриса Зинаида, и даже ее безымянная соперница.
В коммунальной квартире у Покровских ворот кипит жизнь. Аспирант Костя наслаждается московской суетой и ухлестывает за девушками. Смешливая пловчиха Света отдает предпочтение ему, а не его соседу по квартире, куплетисту Велюрову. Тот страдает от неразделенной любви, в то время как его соседи застряли в странном семейном квадрате. Маргарита Павловна, разведенная с первым мужем Хоботовым, готовится выйти за другого, но поскольку бывший — крайне рассеянный человек, женщина уверена, что обязана его опекать и дальше. В это время сам Хоботов влюблен в медсестру Людочку и жаждет освободиться от внимания бывшей жены.
Лирическую коммунальную комедию режиссер Михаил Козаков снимал по одноименной пьесе Леонида Зорина. Тот ностальгировал по собственной юности и населил коммуналку вполне реальными людьми, с которыми когда-то жил бок о бок в доме на Петровском бульваре. Особое настроение «Покровских ворот» — это добрый, никого не осуждающий юмор, водевильная преувеличенность страстей и атмосфера уютных, обжитых двориков, где все друг друга знают. Время дополнительно поработало над концепцией картины: спустя 40 лет и без того ностальгическая комедия превратилась в гиперностальгическую. В ней можно увидеть еще совсем молодыми Олега Меньшикова, Татьяну Догилеву и Елену Кореневу.
Великий фокусник граф Калиостро колесит по России и дурит головы богатым дворянам, собирая с них деньги и драгоценности за спиритические сеансы. Когда власти, разобравшись в обмане, начинают охоту за ним, граф вынужден затаиться в провинции. От нечего делать в тишине унылой гостиницы он пытается пробудить чувство любви в своей спутнице Марии. В эту пору пылкий молодой помещик Федяшев мечтает о таинстве материализации прекрасной статуи в девушку. Он просит Калиостро и его свиту к себе в гости в надежде на чудо от магистра тайных сил.
Среди фильмов Марка Захарова эта авантюрная комедия стоит особняком. Над смехом и фантасмагорическими сценками здесь не висит тени трагедии, как в других его картинах. Герои «Формулы любви» беззаботны и счастливы. Это особенно заметно, если сравнить ленту с ближайшими к ней по времени и самыми тяжелыми фильмами Захарова — «Домом, который построил Свифт» и «Убить дракона». И это тем более удивительно, учитывая, что первоисточником сценария была сумрачная и мистическая повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро», очень далекая и от комедии, и от пасторальной жизнерадостности.