Маньяки, которые играют в игры: Фильмы и сериалы об экспериментах над людьми
В Okko стартовал сериал «Калимба», в котором герой Фёдора Бондарчука запирает несколько человек в подвале, чтобы проследить за их реакцией друг на друга. Психологические эксперименты уже давно стали привычным делом для кино- и сериальной индустрии, так что давайте вспомним несколько из них, а заодно скажем, чего ждать от «Калимбы». Устраивают подобные странные опыты не всегда маньяки, но точно не самые обычные люди.
Также рекомендуем вам посмотреть 15 лучших научно-фантастических фильмов.
Виктор Мещерский (Фёдор Бондарчук) — талантливый и успешный профессор психиатрии, специализирующийся на оценке убийц. Однако чужие страхи не пугают Виктора, и он берется провести рискованный психологический эксперимент — собрать под одной крышей преступников и их жертв. Всего восемь человек. Им предстоит провести вместе 15 дней под строгим контролем Мещерского и его людей, которые строго следят за каждым их движением. Испытуемые живут в подвале со всеми удобствами, гуру психиатрии располагается этажом выше. Никто не знает, какого результата хочет добиться профессор. И лишь когда ситуация выходит из-под контроля, за дело берется следствие. Они намерены выяснить истинные мотивы Мещерского и узнать, кто на самом деле заказал опасный научный эксперимент.
«Калимба» с каждой новой серией только набирает обороты, а интрига разгоняется. Сериал не намерен сразу раскрывать зрителю всю подноготную, лишь намекая, что впереди несколько не самых приятных дней для обитателей роскошно обставленного подвала, местонахождение которого определяется лишь близостью к финской границе. Интересно, что с самим психотерапевтом что-то нечисто (остается надеяться, что авторов не посетила муза, осенившая создателей «Шугара»), а вокруг дома, в котором расположена лаборатория Мещерского, кружит непонятный тип с винтовкой. Что такое «Калимба» в плане сериала, узнаем позже, пока же память подкидывает шлягер Boney M «Kalimba de Luna», а поисковик утверждает, что калимба — африканский музыкальный инструмент.
«Экспериментатор» основан на реальной истории знаменитого социального психолога Стэнли Милгрэма (Питер Сарсгаард). В 1961 году он провел серию радикальных исследований человеческого поведения в попытке понять, как нацистам удалось осуществить Холокост. В ходе научного эксперимента группа людей думает, что они бьют электрическим током незнакомцев, которые находятся в другой комнате. Несмотря на риск навредить человеку или даже убить его, они продолжали нажимать на кнопку, подчиняясь командам авторитетного лица. Общественность и коллеги считали его опыты жестокими и неэтичными, однако Милгрэм не прекращал изучать человеческую природу, поддерживаемый своей любящей женой Сашей (Вайнона Райдер).
Эксперимент Милгрэма с подчинением авторитету хорошо известен всем, кто интересуется жанром нон-фикшн, но, как выяснилось гораздо позже, уже в наше время, с подчиненностью у людей не всё так плохо. В начале 2010-х был опубликован текст, из которого стало известно, что ученый скрыл часть результатов и целых 56% из его испытуемых прекращали эксперимент, узнав, что подопытный человек получает электрический разряд. Были даже те, кто сомневался в реальности боли, которую «испытывали» приглашенные актеры, однако Милгрэм эти данные не обнародовал. Майкл Алмерейда снимал фильм уже после того, как стали известны эти особенности эксперимента, но не стал заострять внимание зрителя на этом. Премьера картины прошла на фестивале «Сандэнс», что автоматически обеспечило ей ограниченный прокат, а заодно и любовь критиков. Не пропускайте это кино, в ней одну из своих последних ролей сыграл Антон Ельчин.
Картина рассказывает о психологическом эксперименте, целью которого было выяснить, как заключение и безграничная власть могут влиять на человека. В августе 1971 года группа исследователей под руководством Филипа Зимбардо (Билли Крудап) из Стэнфордского университета собрала студентов-добровольцев в подвале учебного заведения, разделив их на охранников и заключенных. Научный эксперимент должен был продлиться 14 дней, однако ситуация быстро вышла из-под контроля, когда «охранники» начали бесконтрольно применять грубую силу к «заключенным», унижая и избивая их. В результате опыт прекратили уже на шестой день.
Самым позитивным результатом эксперимента Зимбардо стали изменения в американских тюрьмах. Равно как и в случае с Милгрэмом, к Зимбардо было много вопросов, в основном этического свойства. Что же касается фильма, то «Тюремный эксперимент в Стэнфорде» увидел свет на «Сандэнсе», причем, что самое интересное, на следующий день после «Экспериментатора». Жюри подтвердило правило «запоминается последнее», и картина Кайла Патрика Альвареса получила две премии: за сценарий и премию имени Альфреда П. Слоана. Оба фильма хороши, но Альварес прибег к псевдодокументальной съемке, чем окончательно завоевал сердца суровых кинокритиков.
В недалеком будущем восемь человек претендуют на престижную должность помощника генерального директора фармацевтической корпорации. Их запирают в комнате, и наблюдатель сообщает им, что у них есть 80 минут, чтобы ответить на один вопрос. При этом они не должны разговаривать с ним или вооруженной охраной, не могут покидать помещение, а испорченный листок приведет к дисквалификации. Оказавшись одни, соискатели обнаруживают, что экзамен напоминает головоломку, которую требуется решить. По мере того как время истекает, напряжение в группе начинает расти, заставляя каждого из собравшихся решить для себя, на что он готов ради победы.
Психологический триллер Стюарта Хэзелдайна не понравился критику The Guardian Питеру Брэдшоу (две звезды из пяти, но Питер очень привередлив, иногда его негативные отзывы свидетельствуют о том, что вам кино, скорее всего, придется по вкусу). Зато его оценили члены Британской киноакадемии, номинировавшие «Экзамен» на премию BAFTA в категории «Лучший дебют». Кроме того, фильм стал первым полным метром в карьере актрисы Джеммы Чан, которая теперь снимается в Голливуде, как и многие ее коллеги из Великобритании. Хэзелдайн потребовал от продюсеров полного контроля над фильмом, но как отразилось это решение на картине, сказать трудно. «Экзамен» неплох, если вам нравятся лаконичные фильмы, похожие на театральные постановки (вроде «12 разгневанных мужчин»).
Молодой Алекс (Малкольм МакДауэлл) наслаждается жизнью на грязных улицах футуристической Британии. Он любит секс, музыку Бетховена и старое доброе ультранасилие, нападая на случайных прохожих и бездомных людей и избивая их до полусмерти. Всё меняется, когда его арестовывают за убийство беззащитной женщины. Алекс попадает за решетку и в попытке сократить время пребывания в тюрьме соглашается принять участие в разработанной правительством программе. Он становится подопытным кроликом для научных экспериментов, призванных обуздать деструктивные наклонности человека, и в конечном счете оказывается беззащитен перед окружающим его насилием.
Стэнли Кубрик экранизировал роман Энтони Берджесса настолько эффектно, что «Заводной апельсин» до сих пор смотрится как фильм ужасов. Всё, что Алекс и его droogi творят на экране, и по сей день чудовищно, равно как и эксперимент, проведенный над главным героем. Алекс из книги еще более неприятный, чем Алекс из фильма, и Кубрика часто спрашивали, как так вышло, что зрителю удается сочувствовать такому отвратительному персонажу. Режиссер отвечал, что, даже если молодой человек олицетворяет собой зло, «его привлекательные качества как бы не позволяют нам полностью ополчиться против него». Более того, наша главная причина чувства идентичности с Алексом в том, что он «находится внутри каждого из нас». Темная сторона есть у каждого человека, но не всем нравится открывать ее в себе. Возможно, поэтому на фильм многие ополчились после релиза. Кроме того, только Голливуд отменил кодекс Хейса, а с экрана уже льются такие «мерзости». Итогом стал запрет и цензурирование «Заводного апельсина» в Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Южной Корее, Бразилии, Канаде (в некоторых провинциях) и других странах.
Сериал рассказывает об Энни (Эмма Стоун) и Оуэне (Джона Хилл), 20-летних незнакомцах, живущих в Нью-Йорке недалекого будущего. Девушку никак не покидают мысли о смерти сестры, а юноша надеется найти возможность справиться со своей шизофренией. Вместе они записываются на программу фармацевтических тестов, в ходе которой им откроются ранее не известные части их разума и воспоминаний. Постепенно жизни и мысли Энни и Оуэна переплетаются, заставляя их вместе пережить серию странных приключений. И они еще не знают, что гигантский компьютер, который проводит тесты, вышел из-под контроля и угрожает уничтожить всю программу.
Никаких маньяков в этом сериале нет, и уж тем более нет их в ламповом норвежском сериале, ремейк которого снял Кэри Фукунага. Аббревиатурой MANIAC назывался первый электронный компьютер, а в сериале ЭВМ занимается перенастройкой мозга пациента, принявшего особые пилюли. Фамилия Оуэна — Милгрим — очень похожа на фамилию Милгрэма, автора эксперимента с током. Количество отсылок, скрытых референсов, разного рода подсказок настолько велико, что смотреть сериал придется не раз и не два, если хочется попытать счастья в раскрытии одной из самых любопытных головоломок нашего времени. Впрочем, всегда можно просто смотреть классную историю о том, как встретились два одиноких человека.
По сюжету уравновешенный Майк (Джон Галлахер — младший) однажды утром прибывает в офис компании Belko Industries в Боготе, Колумбия, и обнаруживает, что вместе с ним во всём здании находится всего лишь 80 сотрудников. Незнакомый голос по общей связи сообщает, что работникам предстоит принять участие в смертельной игре. Полностью отрезанные от всего остального мира, они находятся под строгим наблюдением и должны в ближайшее время убить 30 человек. В случае неповиновения смерть ждет 60 работников, чьи головы будут взорваны с помощью внедренных в шеи устройств слежения. В здании начинается паника, каждый хочет выжить, и между бывшими друзьями и коллегами начинается кровавое противостояние.
Сценарий к фильму еще в 2010 году написал Джеймс Ганн, режиссер трилогии «Стражи Галактики», ныне работающий над перезапуском киновселенной DC. Тогда ставить производственный хоррор он не стал: только-только развелся с женой и не хотел смотреть, как небезразличные друг другу люди вынуждены убивать. В итоге смесь «Королевской битвы» и сериала «Офис» снимал австралиец Грег МакЛин. Неизвестно, что получилось бы у Ганна, но МакЛин, набивший руку на ужастиках, не жалел искусственной крови и всласть поизмывался над героями. Кто-то из критиков писал, что фильм похож на подростка, который издевается над муравейником, лупой выжигая его жителей. Но то критики, а обычный зритель фильм смотрел, и сборы его составили 11,1 млн долларов (при бюджете в 5 млн долларов), что лишний раз доказывает: хоррор — очень специфическая вещь, критике порой неподвластная.
В 1954 году маршалу США Тедди Дэниелсу (Леонардо ДиКаприо) поручают расследовать исчезновение пациентки из бостонской больницы Эшклиф на острове Шаттер. Тедди также надеется найти среди больных поджигателя, повинного в смерти его жены, но вскоре начинает подозревать, что оказался в центре запутанного заговора с участием местных врачей, использующих неэтичные и незаконные методы лечения. Когда ураган обрывает связь с материком, более опасные преступники «убегают» в суматохе, а загадочные, невероятные улики множатся, Тедди начинает сомневаться во всём: в своей памяти, партнере (Марк Руффало) и в собственном здравомыслии.
Деннис Лихэйн описывал свой роман «Остров проклятых» как смесь работ сестер Бронте с фильмом «Вторжение похитителей тел». Смешав в своей книге готический роман с китчевой литературой и фильмами категории B, Лихэйн не мог предвидеть, что история маршала Дэниелса окажется в руках одного из самых серьезных американских режиссеров. Мартин Скорсезе превратил книгу в неонуар в стиле Хичкока, который приняли не все критики, зато зрители и по сей день вспоминают кино благодаря меметичному лицу Леонардо ДиКаприо.
Сериал рассказывает о Марке С. (Адам Скотт), сотруднике вымышленной корпорации Lumon Industries, который соглашается на программу «разделения». Его нерабочие воспоминания полностью отделяются от рабочих, и он, по сути, становится двумя разными людьми: один не знает, что происходит за пределами здания компании, а другой понятия не имеет, чем занимается на работе. Однажды в команде Марка появляется новенькая — Хелли (Бриттни Лоуэр), которую не устраивает «разделение». Она хочет вырваться на свободу, и вскоре Марк тоже начинает сомневаться в правильности происходящего вокруг.
Самый бесчеловечный эксперимент подборки — выдуманный, фантастический, нереальный и… признайтесь, вы бы хотели иногда забывать обо всём, что происходит в офисе. «Разделение» убивает зрителя твистами, и не смотрите на стерильность изображения (герои работают в офисе с бесконечными коридорами и белыми стенами) — за каждым углом скрываются совершенно неожиданные открытия. Первый сезон закончился мощным клиффхэнгером, но второй сезон не торопился к зрителю — забастовка сценаристов и конфликт в съемочной группе отодвинули продолжение на два года. Однако создатель сериала Дэн Эриксон и режиссер Бен Стиллер все-таки готовы показать, что случилось в корпорации Lumon на самом деле. Или нет. Вполне возможно, что вместо необходимых ответов зритель получит множество новеньких, не менее головоломных вопросов.
Нуждаясь в деньгах, таксист Тарек Фахд (Мориц Бляйбтрой) соглашается принять участие в социальном эксперименте, цель которого — достоверно реконструировать психологию людей, живущих в заключении. На срок в две недели в стенах контролируемой импровизированной тюрьмы 12 человек становятся «заключенными», которые должны соблюдать все правила, а 8 мужчин — «охранниками», которые следят за порядком. Однако амбициозное исследование человеческого поведения быстро перерастает в опасно нестабильную ситуацию, поскольку надзиратели начинают применять всё более жесткие санкции для подтверждения своей власти.
Еще один фильм про Стэнфордский тюремный эксперимент, но на сей раз немецкого производства. Ставил картину Оливер Хиршбигель, чей «Бункер» до сих пор активно живет в интернете из-за мемов с главным героем. Также у него есть очень странный фильм про принцессу Диану в исполнении Наоми Уоттс, но туда лучше не ходить. Главную роль в «Эксперименте» сыграл Мориц Бляйбтрой, которого дети 1990-х помнят по угарному фильму «Беги, Лола, беги». Естественно, все побежали смотреть «Эксперимент», и он многим понравился. Он также понравился и голливудским продюсерам, которые купили права на ремейк, вышедший в 2010 году. Там главную роль сыграл Эдриан Броуди, но оригинал, как мы знаем, за редким исключением всегда лучше.