Когда твист — не сахар: Каким получился «Шугар» с Колином Фарреллом
На Apple TV+ вышли 3 эпизода сериала «Шугар» с Колином Фарреллом в заглавной роли. Мы посмотрели его полностью и делимся впечатлениями, соблюдая эмбарго и всеми силами стараясь избежать спойлеров.
Человек, знающий японский, арабский, французский, испанский и массу других языков, обладающий рефлексами супергероя, любящий людей и искренне желающий всем добра, — не лежит ли он, часом, в коме? Наверняка ему всё это снится! Человек, читающий American Cinematographer, Cahiers du cinéma и Sight and Sound, — не сноб ли он? Это же журналы для высоколобых кинокритиков! Нормальные вопросы, напрашивающиеся у зрителя после просмотра первых минут сериала «Шугар».
У любого рецензента сериала будет еще один вопрос, куда серьезнее: как, черт возьми, писать про этот проект? Учитывая твист, который вытворяет «Шугар» в финале шестой серии, практически все попытки рассказать о нем без спойлеров будут терпеть провал. Более того, сейчас доступны три серии, и ни одна из них пока не намекает на этот твист! До финала шестого эпизода «Шугар» смотрится как не самый удачный детектив, симпатично снятый, набитый цитатами из старого кино, который затем приобретает новое и, признаться, совершенно ненужное измерение. В результате его создателя хочется допросить с пристрастием.
Автор «Шугара» Марк Протосевич знаком нам как сценарист «Тора», «Я — легенда» и одного из самых стильных фильмов Тарсема Сингха «Клетка» с Дженнифер Лопес. Большую часть серий снимал Фернанду Мейреллиш, бразильский постановщик, чей «Город бога» принес ему номинацию на «Оскар» за режиссуру. Колин Фаррелл, один из самых востребованных актеров мира, здесь не только в главной роли, но и как исполнительный продюсер. Что может пойти не так с такой командой?
Сперва вы смотрите, казалось бы, приличный нуар. Детектив Джон Шугар (Фаррелл), киноман из Лос-Анджелеса (город снят в основном в «золотой час», на закате, а потому не кажется ужасным), занимается розыском пропавших людей. Вернув ребенка главарю якудза, он возвращается из Токио (где все сцены сняты в черно-белом стиле, ну, понимаете, как у Куросавы) и общается с хэндлершей Руби (Кирби Хауэлл-Батист). Та намекает ему, что надо бы сходить к доктору, а то у суперчеловека Шугара периодически бывают своеобразные припадки — то рука не слушается, то в глазах двоится, то галлюцинации мучают. Кстати, их причина так и останется загадкой.
Новое дело обещает Шугару знакомство с одним из величайших голливудских продюсеров. Джонатан Сигел (Джеймс Кромуэлл) когда-то снимал великолепное кино, и Шугар, разумеется, его смотрел. Сейчас Сигел стар, болен и расстроен: у него пропала любимая внучка Оливия (Сидни Чендлер). У Оливии есть сводный брат Дэвид (Нэйт Корддри), в детстве сыгравший гениально одну роль и канувший в забвение, как и многие дети-звезды. Он ведет себя ПОДОЗРИТЕЛЬНО. Есть у Оливии мачеха, бывшая рок-звезда, а ныне алкоголичка Мелани (Эми Райан). Ее Шугар находит в баре, привозит домой и аккуратно укладывает спать, подоткнув одеялко. На следующей встрече с Джоном Мелани ведет себя ПОДОЗРИТЕЛЬНО. Отец Оливии, Берни (Деннис Буцикарис), также голливудский продюсер и режиссер, встречая Шугара, заказывает диетический салат, заявляет, что Оливия просто обдолбалась и скоро вернется, а затем ведет себя ПОДОЗРИТЕЛЬНО.
Вообще, у «Шугара» весьма странный темп — сериал позволяет детективу долгие поездки по Лос-Анджелесу на винтажном «Корвете», закадровый голос, размышляющий о том, что нормальный зритель уже давно понял (да, с этой семейкой что-то нечисто, кое-кто абьюзит женщин и платит за молчание), и даже попытку спасения бездомного нарика, чья собака затем примкнет к герою. Синоптики объявили сезон милых бесхозных собак (см. «Фоллаут»), но псу из «Шугара» очень повезло: он меняет пыльные улицы на комфорт гостиничного бунгало Джона. По идее, такого рода темп для сериала подходит, ведь это не фильм, можно развернуться и позволить себе элементы нуара (чтобы зритель ни за что не догадался, что за твист его ждет в финале шестой серии). Но, если честно, сюжет в «Шугаре» движется слишком медленно для нуара и слишком быстро для слоубернера. А еще честнее, лучше бы просто сняли полный метр.
Джон постоянно вынужден предупреждать своих соперников, что не любит причинять людям боль. Естественно, никто не слушает, и Шугар регулярно распространяет боль по поверхности недоверчивых мужчин. Возможно, рука болит из-за этого. Когда Джон видит фотографию Оливии, то решает, что девушка очень похожа на его сестру, которую когда-то похитили (возможно, этого парня на самом деле зовут Малдер). Обсессия Оливией лишает Джона сна и осторожности, что приводит к разным неприятным результатам. Руби регулярно направляет его к врачу (и это ПОДОЗРИТЕЛЬНО) и прямым текстом велит бросить это дело (еще ПОДОЗРИТЕЛЬНЕЕ!) — оно, дескать, совсем не для него.
У Мелани в машине находится свежий труп крупного мужчины — как выясняется потом, известного абьюзера. Поскольку бывшая рокерша дает укрытие женщинам, ушедшим от насилия в семье, к Мелани приходят самые разные девушки, но так, чтоб с трупом, — такое впервые. Выясняется, что убийца Крупного — сама Оливия, однако Мелани, которая помогла ей скрыть тело, понятия не имеет, куда делась потом падчерица. Ищут Крупного и местные бандюганы во главе с неким Столлингсом (Эрик Ланж), человеком неприятным и опасным. Поиски сталкивают Столлингса с Шугаром, что положит начало ряду очень неприятных событий.
Но давайте немного поговорим о твистах. Один из классических и лучших твистов в истории кино — сущность героя Брюса Уиллиса в «Шестом чувстве». Мы знаем, что мальчик видит мертвых людей, но нам в голову не приходит, что герой Уиллиса среди них. На съемочной площадке пятого эпизода «Звездных войн» никто не знал, что Дарт Вейдер — отец Люка. Немногие зрители подозревали, что Люк и Лея — брат и сестра. В финале «Донни Дарко» персонаж Джейка Джилленхола отматывает время назад и приносит себя в жертву ради спасения семьи и девушки. Ну а про твист в «Бойцовском клубе», наверное, лишний раз лучше не говорить, памятуя про первое правило Бойцовского клуба.
Иными словами, все эти твисты приносили не только массовый «ах» в зале, но и задавали новое направление сюжету, позволяя по-новому посмотреть на поступки и мотивацию персонажей, чтобы лучше понять их.
Что делает твист в «Шугаре»? Ровным счетом ни-че-го. Он не переворачивает сюжет с ног на голову, не заставляет зрителя схватиться за пульт, чтобы пересмотреть предыдущие серии в поисках намеков. Он просто ЕСТЬ. Представьте, что вы смотрите «Оппенгеймера» и вдруг выясняется, что создатель атомной бомбы умеет дышать под водой и ловко скрывает жабры. Зачем? Просто так! Ну почему бы и нет? Знаменитый твист в «Помни» Нолана был еще одним великим сюжетным поворотом, но финал шестой серии «Шугара» лишь добавляет головной боли рецензентам. Зритель же закончит смотреть сериал в тотальном недоумении, не иначе.
Но! В финале есть явный задел на второй сезон. И если Apple TV+ его закажет, это будет одним из самых странных решений в истории телеиндустрии. После твиста в шестой серии, чтоб его.