Арфы нет — возьмите бубен! 10 ярких фильмов с Леонидом Быковым
12 декабря исполняется 95 лет со дня рождения Леонида Быкова, актера трагически короткой творческой судьбы, роли которого с самого дебюта никого не оставляли равнодушным. Как от характерных второстепенных персонажей он пришел к главным героям и режиссуре? Рассказываем о 10 замечательных фильмах с создателем самого пронзительного и музыкального военного фильма, который с детства безуспешно мечтал стать летчиком и совершить подвиг.
Также предлагаем вспомнить лучшие советские мелодрамы и нетленную классику Эльдара Рязанова.
Фёдор Ермолаев (Павел Кадочников), успешный мотогонщик, приезжает в цирк, чтобы обсудить свое участие в новом номере, и становится свидетелем того, как на волю сбегает тигр. Загнать его обратно берется уборщица клеток Леночка Воронцова (Людмила Касаткина), мечтающая о карьере укротительницы. Пораженный ее умениями Ермолаев просит Леночку ассистировать в новом номере, и, конечно же, между ними зарождаются чувства. Но в Леночку также влюблен старпом речного судна Петя Мокин (Леонид Быков), который надеется, что Леночка бросит цирк и станет его невестой.
После эпохи малокартинья, когда жизнь советского человека в немногочисленных фильмах показывалась в отшлифованном и лакированном виде, на «Ленфильме» стало появляться другое кино, наполненное подробностями быта и живыми характерами, воплощенными с огромной теплотой и интересом к современности. Благодаря этому фильм Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского стал настоящим хитом проката первых оттепельных лет. А роль принесла Быкову известность и популярность, которую он закрепит в следующей своей картине «Максим Перепелица».
Картина о здоровом влиянии советской армии на сельского озорника и шалопая Максима Перепелицу (Леонид Быков) и о перевоспитании его в полезного члена общества. Сперва Максим пытается обезопасить свою возлюбленную от посягательств, пока он будет в армии, и устраивает настоящий переполох в колхозе. Затем, перетерпев тяготы военной службы, получает звание младшего сержанта. А приехав в родное село, проявляет героизм, и любимая девушка Маруся, которая ждала его два года, наконец-то ответит ему взаимностью.
Снятая на «Ленфильме» лирическая комедия была экранизацией книги фронтового писателя Ивана Стаднюка, а действие происходило в украинском селе. Картина была по фабуле похожа на вышедшего в том же году «Ивана Бровкина на целине», что спровоцировало небольшой скандал и письмо автора повести в газету «Правда», ведь книгу он опубликовал за четыре года до выхода фильма. Однако более резонансным стал другой эпизод, за который авторов подвергли жесткой критике. По сюжету Максима, возвратившегося с гауптвахты, ротный приглашает перекурить и угощает сигаретой из своего портсигара. И этот простой и понятный жест попытались трактовать как «пропаганду панибратства» в армии. Впрочем, споры только прибавили фильму популярности.
В 1960 году комедия «Ссора в Лукашах» заняла десятое место по посещаемости в советском прокате, и успехом фильм обязан двум актерам на главных ролях. Но если Кирилл Лавров станет популярным благодаря этой картине, то зрители в первую очередь шли в кинотеатры, увидев на афишах имя уже полюбившегося Быкова. В фильме его механик Туз — тоже прирожденный артист, что очень мешает ему в профессии, и потому в Лукашах вечно ничего не работает. Когда в колхозе появляется Костя Ласточкин (Лавров), работа начинает идти на лад. Но Костя из-за любовных неурядиц и перфекционизма ссорится с председателем.
Если образ Ласточкина более-менее традиционен, перед Быковым-Тузом стояла трудная задача: повторить успех Перепелицы и в то же время сделать своего героя совершенно иным. В результате комедия удалась как один из характерных оттепельных образцов.
Советский фильм, снятый Станиславом Ростоцким в Чехословакии, рассказывает о первых послевоенных месяцах в Праге. В четырех новеллах представлены разные стороны жизни в освобожденном городе.
В одной из историй Леониду Быкову достается роль танкиста, который помогает бывшему узнику Освенцима вернуть себе квартиру. Она оккупирована одиноким немецким снайпером, изо всех сил отстреливающимся от всех вокруг. Герой Быкова вступает в схватку с невидимым противником, проникает в башню и спускается оттуда победителем в перестрелке, однако в последнюю секунду падает от потери крови. Пройдет десять лет после картины Ростоцкого, и советские танки снова проедут по Праге, но теперь уже никто не вспомнит, как в начале «Майских звезд» люди из окон домов махали и встречали освободителей радостными криками и цветами.
Пугливый и деликатный театральный гример узнает, что ему осталось жить всего месяц. И тут он круто меняет свою жизнь и совершает поступки, которые никак не ждешь от человека по фамилии Зайчик. Режиссерский дебют Быкова был воспринят критиками и руководством «Ленфильма» как режиссерский провал. Последовало решение больше не доверять Быкову режиссерских постановок, как ни пытался спасти репутацию картины Григорий Козинцев. Разочарованные начальники ждали от Быкова что-то вроде ленинградской версии «Операции „Ы"».
К счастью, зрители решили иначе, и в год премьеры картину посмотрели почти 25 миллионов человек, а Леониду Быкову всё же присвоили звание «Заслуженного артиста». Но тем не менее после прохладного приема картины критиками у актера случился первый инфаркт, что на долгие годы разлучило его с мечтами о продолжении режиссерской карьеры. Пока не родился замысел фильма «В бой идут одни „старики“», ставшего вершиной такой короткой и стремительной карьеры Быкова.
Эта оттепельная производственная драма работает с актуальной темой, ведь два друга, как и множество молодых советских специалистов в те годы, после института поехали по распределению покорять Алтай. Но на заводе, куда устраивается инженер Николай, не всё так благополучно, а местный стахановец оказывается подложным. В обмане замешан редактор многотиражки, в которую устраивается Андрей. Молодой человек пытается быть честным журналистом и правдиво написать о ситуации на заводе.
Картина была снята в пик актерской популярности Быкова, а в паре он работает с тогда еще начинающим актером Иннокентием Смоктуновским. Режиссер Адольф Бергункер сумел так организовать съемочный процесс, что у всех остались о работе над фильмом самые теплые воспоминания. Он собрал великолепный актерский состав, и в какой-то момент главные герои отходят на второй план, чтобы уступить место персонажам Рыбникова, Ефремова, Чиркова, Лучко. Получилось многоплановое повествование очень в духе времени. Но, к сожалению, фильм прошел практически незамеченным и малым количеством копий, вероятно, по причине остроты темы и желания «не провоцировать» общественное возмущение.
Фильм о жизни и судьбах метростроевцев, участвовавших в прокладке первой линии московской подземки. На медкомиссии знакомятся трое добровольцев: Слава Уфимцев (Пётр Щербаков), Николай Кайтанов (Михаил Ульянов) и Алёша Акишин (Леонид Быков), который в итоге оказывается не годен. Но заступничество дяди, старого большевика, всё же помогает Лёше попасть на стройку метро. Там все трое героев быстро становятся ударниками труда. Но вскоре начинается гражданская война в Испании, и Уфимцев, а затем и Кайтанов вступают в ряды интернациональной бригады.
В роли Акишина Быков стремился выйти из привычного комического образа, навязанного «Максимом Перепелицей», и сильным драматическим поворотом его роли становится гибель персонажа. Один на тонущей подлодке от спасет жизнь товарища и пожертвует своей. Сюжет фильма выстроен по мотивам одноименного романа в стихах Евгения Долматовского, который вспоминает свой трудовой опыт, когда в восемнадцать лет попал впервые на метрострой. А песня «Комсомольцев-добровольцев», написанная поэтом специально для фильма, уйдет в народ и надолго переживет саму картину.
После неуспеха «Зайчика» из Ленинграда Леонид Быков переезжает в Киев. Единственным фильмом, в котором он снимается за пять лет, окажется картина про моряков-разведчиков, вышедшая в 1969 году. Картина основана на реальных событиях, а бывший командир разведотряда Дунайской флотилии Виктор Калганов стал консультантом на съемочной площадке.
По сюжету командование поручает группе разведчиков опасную операцию — раздобыть карту заминированных участков реки, для чего требуется проникнуть в захваченный немцами город. Быков играет в паре со своим большим другом Алексеем Смирновым, ветераном войны, кавалером нескольких орденов и наград (в том числе «За освобождение Праги»). Смирнов познакомился с Быковым как раз на съемках в «Зайчике», где также хотел уйти от свалившегося на него гайдаевского образа тунеядца Феди. «Разведчики» также были очень успешны в прокате, войдя в пятерку кассовых удач студии Довженко в том богатом на шедевры десятилетии.
Вероятно, это одна из лучших картин о войне. Снятая, когда уже никто не умел снимать так гениально и просто, как в десятилетия, когда память о ней еще была живой и осязаемой. Во время битвы за Днепр летом 1943-го в знаменитую «поющую» вторую эскадрилью поступает пополнение новичков. Командир эскадрильи капитан Титаренко (Леонид Быков) во время боя заполучает вражеский «Мессершмитт» для разведки, а в свободное от боев время превращает боевую группу в оркестр. Быков к 1973 году был уже вполне состоявшимся режиссером и замысел картины вынашивал долгие годы, с тех пор как его дважды не взяли учиться в школу летчиков. Однако сценарий на студии Довженко не приняли, как «недостаточно героический» и Быкову пришлось зачитывать фрагменты во время своих творческих вечеров.
Быков общался со многими реальными асами времен войны, и таким образом характеры персонажей получились очень объемными и запоминающимися. Постепенно у истории появились поклонники из числа реальных участников войны, которые писали письма на студию и убеждали запустить картину в производство. Одним из защитников картины стал друг и коллега Алексей Смирнов, который мог бы сообщить о проблемах с фильмом самому маршалу Жукову, но тот уже умер. Впрочем, и после съемок картину отправили «на полку», откуда ее с трудом смогли достать новые поклонники фильма, такие как герой-летчик Александр Покрышкин, которого потрясла премьера. В результате картину выпустили в широкий прокат, а к концу года она собрала огромную кассу, став одним из лидеров по сборам, чего с военными фильмами в те годы уже практически не случалось.
Последней режиссерской работой и ролью Быкова станут «Аты-баты, шли солдаты…». Картина, где пересекаются два времени: военные будни под Харьковом в 1943-м и мирные годы тридцать лет спустя, когда потомки погибших солдат собираются на месте боев, чтобы почтить память павших. Их было восемнадцать молодых ребят, комсомольский взвод, которому выпал тяжелый жребий — остановить танковую колонну врага любой ценой.
Герой Быкова, ефрейтор Святкин по прозвищу Сват, погиб в том бою, как и его близкий друг Игорь Суслин. И их дети встречаются и знакомятся друг с другом на месте гибели отцов, которых совсем не знали. Картина Быкова вскоре после выхода была награждена премией имени Шевченко и вновь была хорошо принята зрителями, заняв седьмое место по результатам проката. Однако вскоре после выхода ленты Леониду Быкову было суждено погибнуть в автокатастрофе.