«Крейвен-охотник» с Аароном Тейлором-Джонсоном: Очень плохое кино, от которого сложно оторваться
Вселенная Человека-паука от Sony продолжает свою низкокачественную линейку фильмов, в которой имя Питера Паркера, словно Волан-де-Морта, находится под строгим запретом. Крейвен недавно стал одним из главных протагонистов в игре Marvel's Spider-Man 2, но его экранное воплощение добралось до проката в виде монстра Франкенштейна, сшитого из переносов, пересъемок и сюжетных компромиссов. Слишком многое пошло не так, но у фильма есть ряд ключевых особенностей, благодаря которым два часа не кажутся столь мучительными, какими могли бы быть.
В отличие от комиксов, где Крейвен получает суперспособности благодаря специальной сыворотке, фильм предлагает более сложную, но не лучшую версию происхождения героя. Во время охоты с отцом и братом на молодого Сергея Кравинова (он же Крейвен) нападает лев. Истерзанного парня находит еще совсем юная жрица Калипсо. Девушка дает Сергею целебный травяной отвар своей бабушки, но часть способностей Кравинову достается и от смешения его крови с кровью напавшего льва. После этого он обретает ряд способностей: отличное зрение (может с высоты многоэтажки определить марку окурка на тротуаре), нюх (по легкому аромату духов способен раскрыть вашу связь с любовницей), способность взбираться по стенам, словно Человек-паук, и умение понимать животных (правда, те чаще избегают странного парня). А еще у него светятся глаза, что не имеет никакой практической ценности, но по задумке должно выглядеть круто.
После перевоплощения Сергей сбегает от семьи в дом погибшей матери, расположенный посреди российской глуши. Он берет псевдоним и начинает использовать свои охотничьи навыки для выслеживания преступников. Со временем ему предстоит встретиться и с отцом, и с младшим братом (будущим Хамелеоном), и с Калипсо, а еще с Носорогом и Иностранцем. Кто все эти люди и как переплетаются их сюжетные линии, не требует объяснений — так решили и сценаристы, представив зрителям поток сюжетных нарезок, истоки мотивации которых так и останутся загадкой.
Отчасти в хаотичном монтаже и дырявом сценарии виноваты постоянные переносы фильма. Sony Pictures обещала кровавое супергеройское кино с рейтингом R, но затем устроила чехарду с релизом из-за забастовки сценаристов и провала «Мадам Паутины». Сначала премьера была запланирована на январь 2023 года, затем ее перенесли на октябрь, потом — на август 2024-го, а в итоге — на декабрь. Эта неопределенность отчетливо видна в количестве ляпов: герои в одной сцене диалога могут постоянно менять положение рук, а звук их речи скачет из-за плохого сведения.
Графика в фильме не просто плоха — она где-то между «Защитниками» и супергероикой нулевых. И тем удивительнее, что у фильма крепкая операторская работа. За камерой стоял Бен Дэвис, снявший оскаровских номинантов «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Банши Инишерина» и набивший руку на супергероике вроде первых «Стражей Галактики». Дэвис выхватывает красивые кадры в камерных помещениях и широких просторах российских лесов, где молодой Крейвен взбирается по деревьям, словно Эдвард в цветокоре «Сумерек». Смотрится действительно красиво.
В этих сценах Крейвена играет начинающий актер Леви Миллер, а его младшего брата — тоже новичок Билли Бэррэтт. Кастинг-директор нашел талантливых ребят, и хочется верить, что их участие в провалившемся фильме станет трамплином, а не пятном на карьере. Остальной актерский состав ничуть не хуже: Рассел Кроу в роли тирана-отца Николая Кравинова выжимает максимум из каждого появления в кадре, как и антагонисты картины Алессандро Нивола и Кристофер Эбботт. Наименее интересным в этой галерее оказывается сам Аарон Тейлор-Джонсон. Ему приходится произносить корявые монологи с мантрой «Я охотник! Я охочусь на людей!» и делать ставку на игру кубиков пресса.
Излишний мачизм хоть и присущ герою Крейвена, но в фильме доведен до абсурда. Сценаристы пытаются показать историю доброго парня, который вспоминает о том, что он на стороне злодеев. Превращение происходит слишком резко, а жизненные приоритеты героя расплываются. Он ненавидит охоту на животных и убивает браконьеров, но при этом носит на шее тигриный зуб и накидку из натуральной кожи. Эта чрезмерность вызывает улыбку: даже Джонсон, по всей видимости, отдает дань комиксовому прототипу с меховым жилетом и голым торсом с долей иронии.
Фильм достаточно плох, чтобы стать источником шуток во время просмотра с друзьями, но при этом и специально прописанный юмор здесь попадает в цель. В остальном великолепный актерский состав вынужден говорить фразами, будто написанными базовой версией искусственного интеллекта, а графика словно пропустила технологическое развитие последних 20 лет. Бои в российском антураже с участием бревен и медвежьих капканов выглядят свежо, но их оригинальность убивает хаотичный монтаж.
Всё в «Крейвене» страдает от постоянной дихотомии. У введенных персонажей большое значение для вселенной Человека-паука, но их мотивация и история не раскрываются. Фильм всё время балансирует между откровенным провалом и потенциалом для отдельной франшизы, которая могла, наконец, привести к долгожданному столкновению с дружелюбным соседом. Студия пока приостановила свою злодейскую киновселенную, оставив «Крейвена» на произвол судьбы. У него был потенциал опасного хищника, которого кинули умирать в темном лесу.