Сказочный русский Marvel: Чем впечатляет сериал «Последний богатырь. Наследие»
В Okko стали доступны два эпизода семейного фэнтези «Последний богатырь. Наследие» режиссера Антона Маслова. События «чудо-сериала» расширяют вселенную, которую показывали в трилогии одноименных полнометражных фильмов, выходивших с 2017 года. Объясняем, чем впечатляет масштабный сериал с уже хорошо знакомыми героями.
После событий третьей картины «Последний богатырь. Посланник Тьмы» Иван (Виктор Хориняк), сын Ильи Муромца, перезапустил вселенную Белогорья. Он больше не возвращается в современность, а живет в сказочном мире с женой Василисой (Александра Урсуляк), которая родила ему двух дочерей. Старшая Марья (Арина Рожкова) унаследовала от папеньки силу богатырскую. Младшая Софья (Эвелина Мазурина) решила ступить на путь колдовства. Правит Иван вместе с великим магом Белогором (Владислав Ветров) и бед не знает.
Однажды в Белогорье приезжает другой великий маг, Северин (Александр Устюгов). Было у него видение, что движется на Белогорье тьма, грядут разрушения и смерти. Под угрозой и сам Иван, и его дочери. Чтобы спасти Белогорье и свою семью, Белогор вместе с Северином создают могущественное оружие в форме венца, которое может защитить от любой напасти. Но идеальный план рушится: спустя некоторое время Северин начинает считать, что недостойно Белогорье и его жители такого оружия, и решает завладеть венцом. Иван, его дочери и маг Белогор встают на защиту родной земли.
Режиссером «Последний богатырь. Наследие» выступил Антон Маслов — шоураннер, выпустивший немало хитов, среди которых «Вампиры средней полосы», «Многоэтажка» и «Поехавшая». К одному только старту съемок, по словам Маслова, готовились два года. Над сценарием масштабного проекта работала большая команда из 13 сценаристов. Оператором-постановщиком стал Сергей Астахов, ранее снимавший и авторское кино Алексея Балабанова («Брат», «Война»), и блокбастеры («Сердце Пармы»).
Уже в первом эпизоде повествование делится на две основные линии. В сказочном Белогорье Иван и его семья вместе с Финистом (Кирилл Зайцев), подручным Северина Цвырем (Дмитрий Лысенков) и Колобком (озвучивает персонажа Гарик Харламов) противостоят обезумевшему магу Севера и его приспешникам. В нашем мире оказывается юная колдунья Софья: у нее важная миссия, связанная с отцом. Выполнить ее девушке поможет новый знакомый, школьник Денис (Олег Чугунов).
Как и оригинальная трилогия, сериал неизбежно вызовет ассоциативный ряд из культовых произведений. Здесь вам и «Звездные войны», и «Гарри Поттер», и (вероятно, самое близкое) «Властелин колец». Группа разношерстных героев вынужденно объединяется, чтобы спасти мир и принести кое-кого в жертву, а может, всего лишь пролить несколько капель крови. Даже внешний облик обоих колдунов отчетливо напоминает и Гэндальфа, и Сарумана. Опять же, как и у Толкина, они были товарищами, а стали врагами.
Та же Софья учится колдовским навыкам, будто Гермиона на всевозможных уроках в «Хогвартсе». У юной ведьмы есть даже ручное зеркальце (говорящее и подшучивающее над ней самой; блистательная роль Татьяны Догилевой): живые картины, двигающиеся изображения в волшебных газетах, Сириус Блэк, образ которого возникает в огненном пламени. Продолжать можно бесконечно, и из таких параллелей вырисовывается основная беда «Наследия»: вторичность, из которой создатели (судя по первым сериям, быть может, позднее это изменится) пока не смогли сделать что-то свое. В фильме «Сто лет тому вперед», например, тоже эксплуатируются каноны супергероики, авторы не стесняются даже прямых отсылок. Но история тем не менее выглядит максимально самобытно, пусть и использует Голливуд в качестве фундамента.
Основы блокбастера «Последний богатырь. Наследие», конечно, в пучине русского фольклора. Помимо знакомых богатырей, в кадре появятся и другие узнаваемые типажи — Баба Яга (в старости Елена Яковлева, в юности Юлия Пересильд), Соловей-разбойник (Александр Лыков), Водяной (Сергей Бурунов). Эстетика русских народных сказок, чуть осовремененная и сдобренная бодрыми шутками, — сильная сторона сериала. Укорененные в сознании советского и постсоветского зрителя места, слова, явления и события — златая цепь на дубе, избушка на курьих ножках, рыба-кит, Кудыкина гора и прочее — неизменно вызовут и ностальгию, и теплое чувство близости. Ведь всё это наше, родное, знакомое.
К визуальной части сериала придраться почти невозможно: и графика, и декорации, и костюмы, и хореография сражений (в первых сериях их немного, но все-таки) на высшем уровне. Бюджет проекта пока публично не раскрывается, но, судя по всему, в сериал вложены огромные средства — каждый рубль виден на экране. Чуть стирается «вау-эффект» во второй серии, большая часть которой (в отличие от первой) происходит в наши дни. Избитый формат «сказочный персонаж попадает в современность и удивляется всему, что видит» не работает так, как хотелось бы: если до этого Софья казалось смышленной и схватывающей на лету, то, оказавшись в нашем мире, девушка превращается в откровенно глупого персонажа.
Пусть история пока не балует уникальностью, «Последний богатырь. Наследие» все-таки выглядит как потенциальный сериальный хит — в первую очередь для семейной аудитории. Кажется, ничего прежде столь же масштабного на малых экранах в России мы еще не видели. Всеми любимая сказка, которая с 2017 года успела набрать огромную фанбазу, возвращается на малые экраны. Да, Гэндальф и Саруман стали Белогором и Северином. Видимо, таков путь у российской сериальной индустрии в новой реальности.