Опубликовано 18 июля 2024, 20:20
5 мин.

Почему в сериалах стало так много размытого фона? Разбираемся на примере «Сёгуна»

Поделиться:
Почему в сериалах стало так много размытого фона? Разбираемся на примере «Сёгуна»

Последние несколько лет громкие цифровые премьеры заставляют многих зрителей задумываться о вызове мастера для ремонта телевизора или, что еще хуже, об обращении к окулисту. Такие сериалы, как «Аватар: Легенда об Аанге», «Ведьмак», «Ты», «Возвращение домой» и хит 2024 года «Сёгун», пугают сильно размытым изображением и затемненными краями экрана. Наши коллеги из редакции Эльдоблога разобрались в теме и уверены, что бояться не нужно — с вашим телевизором всё в порядке.

Почему современные сериалы выглядят размыто?

Размытое изображение можно наблюдать не только в западных хитах, но и в отечественных фильмах и сериалах. «Майор Гром: Игра», «Нулевой пациент», «Чики», «ГДР» и другие — почти все современные шоу сняты так, что многим хочется протереть телевизор или глаза. Где-то этот эффект считается стилистическим приемом, а где-то — технической особенностью.

«Майор Гром: Игра»

Кадр из фильма «Майор Гром: Игра», реж. Олег Трофим, 2024

Рассвет размытого изображения на экране пришелся на конец 2010-х. Он был связан с техническими требованиями стриминговых компаний, в особенности находившегося тогда на пике Netflix. Предположительно в 2016 году компания потребовала от создателей контента следовать «Мандату 4K-производства». Его главные требования заключались в соблюдении минимального разрешения 3840x2160 пикселей (4K UHD) и соотношения сторон 16:9 или 2:1.

Из-за правил Netflix у операторов и режиссеров возникли первые проблемы: большинство камер для съемки телевизионных шоу не поддерживали столь высокое разрешение. Технические ограничения не позволяли компаниям вроде ARRI разместить достаточное количество пикселей на своих сенсорах без ущерба для качества цвета и других параметров. Решением стало создание более крупных сенсоров для соответствия разрешению 4K UHD. Поэтому у ведущих камер производителей RED и Sony формата 4K были большие сенсоры.

«Ведьмак»

Наглядный пример технического несовершенства первых сериалов Netflix для 4K. Обратите внимание на размытость картинки внизу экрана

Кадр из сериала «Ведьмак», реж. Стивен Серджик, Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, 2019

Большие сенсоры привели к появлению малой глубины резкости, то есть к размытию фона. Возникший эффект в прессе и обсуждениях в соцсетях стал ассоциироваться с часто употребляемым словом cinematic («кинематографичный»). Как следствие, малая глубина резкости стала особенно цениться. Большие сенсоры камер становились всё более распространенными, и компания ARRI наконец в 2019 году выпустила камеру Alexa LF с большим сенсором, ставшую очень популярной в индустрии, особенно при среднебюджетных съемках.

Мандат Netflix на производство 4K оказал значительное влияние на индустрию кинопроизводства. Многие продюсеры были вынуждены инвестировать в новые камеры и оборудование, чтобы соответствовать требованиям Netflix. Даже «Мосфильм» в 2020 году с гордостью писал о первых камерах ARRI ALEXA LF, которые поступили на службу в кинокомпанию. В заметке заместителя главного инженера «Мосфильма» Алексея Сеньковского прямо говорится, что камера создает эффект мягкого боке, бликов и резкости по всему кадру. На эту камеру, если верить открытой информации, сняли множество российских шоу: «Карамора», «Обоюдное согласие», «Измены», «Фишер» и не только.

Визуальный стиль «Сёгуна» и что такое анаморфные линзы

«Сёгун» — особый случай. Это не только неожиданный хит 2024 года, но еще и одно из самых размытых и визуально необычных шоу последних лет. И тому есть причина — стиль. Как объясняет один из режиссеров проекта Джонатан ван Тюллекен, поставивший два первых эпизода и сформировавший визуал «Сёгуна», создатели хотели передать дезориентацию главного героя Джона Блэкторна. Оказавшийся в Японии в качестве пленника британец чувствовал себя потерянным в новом и совершенно незнакомом ему мире. Архитектура, костюмы, природа, язык и сами люди казались ему чуждыми. Необычного эффекта дезориентации в пространстве режиссер и оператор добились благодаря множеству приемов. Но главным из них можно назвать использование анаморфных линз.

«Сёгун»

Кадр из сериала «Сёгун», реж. Фред Туа, Джонатан ван Тюллекен, Шарлотта Брандстром, 2024

Анаморфные линзы — это особый тип объективов, которые используются в киносъемке для создания изображения с широким соотношением сторон. Они сжимают картинку по горизонтали примерно в два раза, записывая ее на стандартный кадр пленки или датчик камеры. При проецировании фильма изображение растягивается обратно до исходного соотношения сторон, создавая панорамный эффект. Эти линзы часто используются в кино и на телевидении для создания эффектов глубины, боке (размытости заднего плана) и других визуальных характеристик, которые придают сценам более художественный и драматический вид.

Бюджет «Сёгуна» был достаточно велик, чтобы использовались камеры Sony Venice в паре с анаморфотными объективами Hawk V-Lite и Class-X. Режиссер ван Тюллекен говорит, что боке на этих линзах «действительно интересно завихряется». В начале сериала Блэкторн прибывает в страну, которая кажется ему странной и немного варварской. Англичанин видится таким же странным дикарем для тех, кого он встречает. Чтобы передать это взаимное отчуждение, кинематографисты использовали искажающие эффекты своих инструментов. Чем шире диафрагма объектива, тем больше света он пропускает и тем заметнее боке. В самом начале работы, говорит ван Тюллекен, создатели широко открывали объективы, чтобы добиться естественного и сильного падения фокуса за героями. Анаморфные линзы помогли авторам добиться эффекта, словно зритель сам переживает события, происходящие с Блэкторном.

При этом кинематографисты для достижения необычного визуального стиля «Сёгуна» использовали не только анаморфные линзы. Так, в сериале можно увидеть кадры с бочкообразной дисторсией, в народе называемой «рыбьим глазом». Изображение, создаваемое объективом, выглядит выпуклым, как бочка. А есть и обычное виньетирование, то есть сильно затемненные края кадра. В некоторых случаях они создавались для подчеркивания чувства изолированности Блэкторна от окружения. Как на изображении ниже.

Сериал «Сёгун»

Кадр из сериала «Сёгун», реж. Фред Туа, Джонатан ван Тюллекен, Шарлотта Брандстром, 2024

Важно отметить, что использование широкоформатной камеры, например упомянутой выше ARRI ALEXA LF, не означает, что сериал или фильм были сняты исключительно на анаморфную линзу. Чтобы достичь желаемого эффекта, анаморфный сенсор устанавливается на широкоформатную камеру для создания изображения с более широким горизонтальным полем зрения, но он не является единственным сенсором, который используют операторы.

Кинематографисты комбинируют различные линзы и практические визуальные приемы для создания запоминающегося изображения. Иногда это дает впечатляющий результат, но порой расстраивает зрителя. Многие признаются, что «Сёгун» настолько размытый, что эффект дезориентации создается у смотрящего. Но именно этого и добивались создатели. Вам может это не нравиться — и это нормально. Главное, знайте: если вы видите размытый фон и завихрение изображения — скорее всего, авторы сериала сделали это специально, а с вашим телевизором и глазами точно всё в порядке.

Новое в подписке

Лучшее в подписке