Последний и решительный бой: Какой получилась первая часть третьего сезона «Ведьмака»
На Netflix вышли пять из восьми серий третьего сезона «Ведьмака» — последнего с участием Генри Кавилла в роли Геральта. Рассказываем, чем новые эпизоды лучше предыдущих и почему уход Кавилла из сериала при этом — правильное решение.
Поскольку более-менее все — император Нильфгаарда, глава реданской разведки, маги, эльфы, свора всадников из иного мира — охотятся за юной принцессой Цири (Фрейя Аллан), ведьмак Геральт (Генри Кавилл) и чародейка Йеннифэр (Аня Чалотра), ставшие опекунами девушки, пускаются с ней в бега. Геральт всё еще сердится на подругу за то, что недавно та сама была готова использовать Цири, но украдкой на нее засматривается. Йеннифэр не решается заговорить с ведьмаком и пишет ему письма, а Цири учит правильно применять магию. Принцесса, однако, по-прежнему не может совладать со своим мощным магическим даром, зато узнает у Геральта, как быстро и правильно рубить взрослых мужчин и монстров.
Вместе они находят убежище у старого друга, но когда перед ними начинает брезжить что-то похожее на счастье и покой, троице вновь приходится расстаться. Геральт отправляется на поиски чародея-отступника Риенса, который увлекается запретной магией огня и по чьему-то приказу преследует Цири. Сама Цири вместе с Йеннифэр едет в Аретузу — школу волшебства, где ее должны взять под защиту и где вскоре собираются почти все заинтересованные в беглой принцессе лица.
Создатели сериала «Ведьмак» очевидным образом сделали выводы из относительной неудачи второго сезона, который набрал много просмотров на Netflix, но понравился мало кому. Во-первых, новый сезон гораздо, гораздо ближе к оригинальным книгам Анджея Сапковского, чем предыдущий. Здесь есть сцены и даже линии, придуманные с нуля (например, история Радовида и Лютика и необычные, скажем так, отношения Дийкстры и Филиппы), но в целом это уже не фанфик. И сюжетный механизм, который раньше из-за сомнительных решений сценаристов работал на низких оборотах, наконец набирает ход.
Во-вторых, в изобразительном плане третий сезон «Ведьмака» шагнул вперед (опять же, в сравнении со вторым). Уже во вступительной серии показаны подкупающе натуралистичные и эффектные батальные сцены с участием Геральта. Битва ведьмака и его соратников сперва с бандой Риенса, а затем и с эльфами сделана очень здорово.
Несущей конструкцией сериала (что отлично понимают и в Netflix) при всём этом остался Генри Кавилл. Один из красивейших людей планеты, образцовый мужчина, внешне непохожий на Геральта из книг, Кавилл, к огромной его чести, сознательно держит себя в руках и приглушает свою альфа-самцовость. Роль требует от него иных качеств — хладнокровия, сдержанности, угрюмого стоицизма — и актер прилагает много усилий, чтобы их проявить. Технически это достойная работа, и постоянное ощущение, что между Кавиллом и другими актерами стоит стеклянная стена, — не показатель неуместности, а как раз тот факт, что британцу приходится тащить сериал едва ли не в одиночку.
Проблемы «Ведьмака» очевидны. В сериале всё еще нет нормального злодея: всадники Дикой Охоты появляются на минуту, а чародей Риенс похож скорее на дворового хулигана (и действует схожим образом: появляется из ниоткуда, пакостит и исчезает). Начальник реданской разведки Дийкстра и нильфгаардский император Эмгыр, которых представляют зловещими фигурами, не особо внушительны; то есть они периодически появляются и что-то говорят, но с этим справились бы и диктофоны. Настоящего центрального злодея, как известно читавшим книжного «Ведьмака», раскроют в последних сериях третьего сезона, которые выйдут в конце июля. Но он втайне присутствовал в сериале и до этого и тоже скорее разочаровывал.
Персонажей в целом в «Ведьмаке», напротив, слишком много. И без некоторых из них легко можно было обойтись, скажем, без Робби Амелла в роли эльфа Галлатина (что это вообще было?). На бумаге в «Ведьмаке» тоже было большое количество участников, но их сюжетные линии складывались во внятный рассказ, а на экране отступления в сторону третьестепенных героев вроде чародейки Фрингильи (хотя и менее пространные, чем раньше) выглядят каким-то издевательством.
В этом главный изъян сериала — в головном, нарративном отделе. Сила книг Сапковского во многом в их релятивизме: это темное фэнтези с массой вопросов о судьбе, человеческой воле, поступках и их последствиях, но без очевидной морали. В сериале Netflix те же вопросы обозначены прямолинейно и очень грубо, если не сказать глупо.
Сценаристы во главе с шоураннером Лорен Шмидт Хиссрик поверхностно чувствуют жанр и суть «Ведьмака», зато упиваются звуками собственных голосов. Перестав переписывать сюжет книг, авторы сериала продолжают с необъяснимой, почти вызывающей настойчивостью вносить ощутимые изменения в характеры героев. Как, например, теперь сочувствовать Кагыру — важному герою, ставшему в третьем сезоне предателем и убийцей беззащитного товарища, — не очень понятно. Не очень понятно и то, как «Ведьмак» справится с уходом Генри Кавилла. Лиам Хемсворт, который заменит его в роли Геральта с четвертого сезона, — способный актер, но именно Кавилл, большой поклонник оригинального книжного цикла, давал «Ведьмаку» то, чего не могут дать нынешние сценаристы и чего в итоге фатально не хватает сериалу, — немного любви.