Стоит ли смотреть «Аватара: Легенда об Аанге» — игровую версию культового мультсериала
На Netflix стал доступен «Аватар: Легенда об Аанге» — горячо ожидаемая игровая адаптация одноименного мультсериала Nickelodeon. В 2010-м М. Найт Шьямалан уже предпринял попытку перенести сюжет саги об Аватаре на большой экран, но снискал лишь недовольство фанатов и две антипремии «Золотая малина». Авторы нового сериала обещали провести серьезную работу над ошибками и наконец представить миру экранизацию, достойную первоисточника. Рассказываем, что у них вышло.
Мультсериал Майкла Данте ДиМартино и Брайана Кониецко «Аватар: Легенда об Аанге» вышел на телевидении ровно 18 лет назад. С момента старта его рейтинги несколько раз ставили рекорды на основных кабельных каналах США, а авторы едва успевали прибивать полки для новых престижных наград, среди которых затесались «Сатурн», «Энни» и «Эмми». Причина феноменального успеха мультфильма крылась не только в ярком визуале, вдохновленном эстетикой аниме (из-за чего «Легенду об Аанге» часто путали с исконно японскими представителями жанра), но и в детально прописанном лоре, многогранных персонажах, а главное, сложности поднимаемых тем. «Аватар: Легенда об Аанге» вел со зрителем (зачастую юным) разговор в том числе о войне, геноциде, нацизме, свободе слова, при этом не лицемеря и не пытаясь подбирать слова.
Разумеется, признание масс и критиков означало скорое превращение, казалось бы, законченного сериала в прибыльную медиафраншизу — количество побочных информационных продуктов по вселенной «Аватара» множилось в геометрической прогрессии. Среди них встречались как однозначно удачные (оригинальная серия комиксов), так и вызывающие некоторые разногласия («Легенда о Корре»). Видеоигры попросту не прошли проверку временем, оказавшись на свалке истории. А тот же «Повелитель стихий» Шьямалана увековечен в списке худших экранизаций всех времен! И вот, спустя восемь лет, большие боссы решают взяться за новую большую экранизацию. Ведь в мире коммерческого кино молния бьет в одно место два раза, если, конечно, это выгодно.
Стоит начать с того, что, в отличие от мультфильма, основных стихий здесь не четыре, а пять. Огонь, вода, земля, воздух и эфир CGI. Компьютерная графика, надо признать, местами работает действительно эффектно и эффективно: битвы удивляют масштабом, город Омашу — проработанностью, а редкие сцены, где Аанг входит в «состояние Аватара», хочется перемотать и пересмотреть еще раз. Костюмы и декорации тоже не оставляют пространства для придирок — всё выглядит настолько близко к мультфильму, насколько это позволительно, чтобы происходящее не напоминало маскарад или детский утренник (хотя иногда все-таки напоминает).
А вот к сценарию претензии возникают практически с первой сцены — в ней за 15 минут рассказывается вся предыстория Аанга, которую мультсериал выкладывал постепенно, оставляя личность героя такой же интригой, как и его финальную схватку с Королем Огня. Новая сериальная инкарнация Аватара стремится упростить абсолютно всё, что можно упростить, — тот же Аанг из героя, в котором соединяются вечный ребенок и мессия, пытающийся пережить трагедию утраты своего народа, трансформируется в немногословного и вечно нахмуренного лысого пацана, в чей внутренний конфликт едва веришь. Здешнему Аангу не достает ни фирменного чувства юмора, ни обаяния, ни глубины. Зато татуировка на лбу каноничная.
В соцсетях нового Аватара ругают преимущественно за плохую актерскую игру. Но мудрость гласит, что если все роли в фильме сыграны плохо, то, вероятно, это вина не актеров, а режиссера. А так как от диалогов тут слишком часто веет сериалами Disney Channel, вывод напрашивается сам собой.
Конечно, от «Аватара» образца 2024 года можно получать удовольствие, особенно если вы никогда не видели мультсериал. Но тогда хочется задать резонный вопрос: зачем вообще нужна эта экранизация? В случае с недавним «One Piece. Большой куш» ответ очевиден: количество серий оригинального аниме перевалило за 1000 штук, и не у всех есть достаточная смелость, чтобы начать знакомство с тайтлом. Версия Netflix ужимает значительную часть сюжетной линии до одного сезона и тем самым снижает порог входа для новой аудитории. «Аватар: Легенда об Аанге» же следует хронологии мультфильма с минутной точностью.
Бытует мнение, что сравнивать оригиналы и адаптации зазорно. Особенно часто его приходится слышать сейчас, в пылу ярых споров о новой экранизации романа «Мастер и Маргарита». Якобы произведение может быть реинтерпретировано бесконечно, причем каждое новое прочтение стоит воспринимать отдельно от первоисточника, каким бы великим он ни был. Но в случае с новым «Аватаром», уж извините, другого выхода не остается. Сериал Netflix в лучших традициях их «reimagined vision» даже не пытается казаться оригинальным — это почти покадровый пересказ уже знакомой нам истории. Только хуже.
Майкл Данте ДиМартино и Брайан Кониецко довольно скоро почуяли запах жареного и покинули проект, а на место шоураннера посадили Альберта Кима, известного в основном по сериалу «Сонная Лощина». В своем блоге Альберт написал: «Моя первая мысль была: „Зачем?“ Что я мог бы сделать или сказать в этой истории, чего не было сделано или сказано в оригинале?» Альберт, если вы это читаете, поверьте, вопрос «Зачем?» беспокоит не только вас. Впрочем, вместо того чтобы озадачиваться им, наряду с другими вопросами экзистенциального характера, не лучше ли снять еще пару сезонов нового «Аватара»? А потом переснять и эту экранизацию тоже! Может, на третий раз получится.