Миссия выполнима: Как Paramount Pictures изменила Голливуд. Часть 2
В 2025 году Paramount Pictures ожидает окончательное слияние с компанией Skydance. Мы уже рассказали вам, как успешно начиналась студия, как Адольф Цукор выстроил прокатную систему и как студия была вынуждена стать частью конгломерата Gulf+Western. Мы остановились на появлении у студии нового CEO – Барри Диллера. Он перешел в кинобизнес из телевидения, что, как мы вскоре узнаем, наложило отпечаток на работы Paramount.
Итак, представьте: Барри и его ребята (Diller boys – так называли Майкла Айснера и Джеффри Катценберга, пришедших на Paramount вместе с новым боссом) начинают искать подход к производству прибыльного кино и находят его в самом привычном месте.
На телевидении.
Время высоких концептов
Диллер, Айснер и Катценберг внедрили в индустрию понятие «хай-концепт» (high concept) — термин сформулировали где-то в недрах Paramount, но есть версия, что это был Спилберг. Красивое слово стало синонимом Нового Голливуда, производителя Большого Кино, Которое Собирает Большие Деньги. «Высококонцептуальный» фильм — такой, чье содержание укладывается в одно предложение, чтобы было удобнее продавать картину зрителям. «Челюсти» Спилберга не только первый блокбастер, но и идеальный пример хай-концепт-фильма. На постере женщина, плывущая в волнах, тогда как из глубины поднимается акула и уже разверзает пасть, чтобы поглотить добычу. Иными словами, «летний курорт пытается скрыть существование акулы, чтобы не потерять туристов». Немного секса, ужасы в стиле «Психо», рейтинг PG (детям рекомендуется смотреть с родителями).
Считается, что необходимость применять к фильмам хай-концепт вышло из телевизионного прошлого Диллера и Айснера. Телефильмы требовали кратких описаний, которые потом попадали в печатную программку. На ABC была популярная рубрика «Фильм недели», своим успехом обязанная хлестким описаниям. Короче говоря, сложные картины в «хай-концепт» не вписывались. А если у вас каждую неделю кино про катастрофу, то можно сочинять описания во сне. «Они выжили, когда самолет потерпел крушение, но выживут ли они в пустыне (джунглях, в городе, в океане)?» Втиснуть кино вроде «Трех дней Кондора» в одно короткое предложение сложно.
Во времена классического Голливуда на студиях была позиция сюжетного редактора (story editor), курировавшего аналитиков сюжета (story analyst). Они, в свою очередь, писали синопсисы книг, статей и пьес — как вышедших, так и еще не опубликованных. Обычно синопсис помещался на одну страницу, но современным руководителям уже не хватает времени даже на такую мелочь, они требуют нечто среднее между пересказом и кратким изложением. Синопсис сокращается до пары предложений, причем желательно с референсами. Вроде «„Титаник“, но с инопланетянами как в „Аватаре“».
Телевизионная ментальность
Кадр из фильма «Аэроплан»
реж. Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Джерри Цукер, 1980
Телевидение было главной вселенной для Диллера и Айснера. Всё остальное, будь то новости, ситкомы, ток-шоу или кино, лишь входило в эту вселенную. Новые творцы Paramount переконфигурировали вселенную так, что малый экран стал большим. Превратили микрокосм в макрокосм. Айснер хвастался, что они с Барри начали управлять студией «как настоящим бизнесом». Но бизнесом было телевидение, а следовательно, расходы на него следовало уменьшить. Кино, снятое во время правления Диллера (с 1974-го по 1984-й) не могло похвастаться большими бюджетами.
Paramount снял будущие культовые фильмы «Пятница, 13-е» и «Аэроплан», но при этом иногда поглядывал в сторону более престижного кино. Вы смотрели сатиру на Голливуд «Сукин сын» (1981) Блэйка Эдвардса, где режиссер, снявший самый дорогой фильм в карьере, вынужден переделывать его как эротический, поскольку картина провалилась в прокате? Может быть, вы помните триллер «Воины» (1979) Уолтера Хилла, в основе которого лежал «Анабасис» Ксенофонта, но с современными городскими бандами? Ладно, вы точно должны знать «Дни жатвы» (1978) с Ричардом Гиром, второй полнометражный фильм Терренса Малика. Все эти фильмы чудом добрались до зрителя, поскольку кредо нового руководства было «снимаем коммерческие хиты, а не авторское провальное кино».
Кадр из фильма «Воины»
реж. Уолтер Хилл, 1979
Формулы успеха не существует, но Айснер считал, что нашел ее: если сериал был популярен на ТВ, фильм тоже может стать хитом. И плевать, что там пишут критики. Чистых жанров нет, мешаем всё вместе — девиз «Фильма недели». Трудные подростки, работяги, семейные трагедии, неожиданные союзы, секс-мелодрамы, ностальгические мотивы, фэнтези, любовь — всё кидали в кучу. Вам нравится история двух непохожих полицейских «Старски и Хатч»? Посмотрите «48 часов». На роли брали как звезд кино, так и телезвезд. Актер был когда-то популярен? Тоже берем! К молодой Сьюзен Сарандон добавляем Бёрта Ланкастера и получаем «Атлантик-Сити». Допускались исключения, но за очень маленькие деньги и с условием, что звезда будет хотя бы режиссером — так Роберт Редфорд снял «Обыкновенных людей» с Дональдом Сазерлендом и телезнаменитостью Мэри Тайлер Мур.
Еще одна особенность, пришедшая с телевидения вместе с Диллером и Айснером, — уважение продюсеров и недоверие к режиссерам-авторам. Постановщики сериалов тогда были никому неизвестны, а вот продюсеров знали. Стивен Бочко, изменивший прайм-тайм ТВ 1980-х сериалами «Блюз Хилл-стрит», «Закон Лос-Анджелеса» и «Доктор Дуги Хаузер». Норман Лир, сумевший объединить в ситкомах серьезные темы и юмор — «Все в семье», «Мод», «Сэнфорд и сын». Дэвид Э. Келли, чьи юристы были не только слугами закона, но и живыми людьми («Элли МакБил», «Практика»). Постепенно весь Голливуд стал снимать продюсерское кино, а не режиссерское — скажите за это спасибо Диллеру и Айснеру.
Манифест, выпущенный Айснером, гласил: «Снимайте легкое кино, снимайте покороче, снимайте больше». Хронометраж следовало держать в районе 100 минут, не больше, иначе зритель начинал отвлекаться. А что раньше зрители спокойно высиживали «Унесенных ветром» (3 часа 58 минут) или обе части «Крестного отца» (2 часа 55 минут плюс 3 часа 22 минуты), его не касалось. Когда Стивен Спилберг и Джордж Лукас предложили студии профинансировать новый проект, Диллер отказался, сочтя их требования творческими капризами. Зато Айснеру ужасно понравился сюжет, и он дал зеленый свет проекту под названием «В поисках утраченного ковчега». К премьере второй части в 1984 году Диллер уже покинул Paramount, за ним последовали Айснер и Катценберг. В феврале 1983 в возрасте 53 лет скончался Чарльд Бладхорн. Студия снова готовилась к переменам.
Турбулентность 1990-х
Новый CEO Paramount Фрэнк Манкузо, может, и любил кино, но дела у Paramount шли так себе. Если в 1986-м она занимала 22% рынка, то в 1988-м цифра опустилась аж до 14%. Студией номер один стала Disney, но в Gulf+Western не паниковали — в 1988-м не было независимых студий (кроме Disney), а семерка мейджоров (Warners, Universal, Columbia, Fox, MGM, UA и Paramount) принадлежала разным конгломератам. У Gulf+Western было полно активов: Мэдисон-Сквэр-Гарден, издательство Simon&Schuster, кинотеатральные сети, кабельное ТВ. Они компенсировали убытки, нанесенные кинопроизводством.
Манкузо был хорошим специалистом в дистрибуции, что стало важно в 1980-х, ведь правильная рекламная кампания и грамотная схема проката гарантировали прибыль, а следовательно, неважно, кто снимал кино. Снять фильм может каждый, а вот правильно подать его в прокат умели немногие. Манкузо также занимался присвоением имен знаменитостей павильонам студии, не замечая полного отсутствия визионеров вроде Айснера, который ныне возглавлял Disney. Звезды и агенты обвиняли шефа Paramount в безразличии (на самом деле так проявлялась неуверенность человека, оказавшегося не на своем месте). Манкузо покинул студию в 1991-м, но по другой причине.
Кадр из фильма «Фирма»
реж. Сидни Поллак, 1993
За последние годы правления Бладхорн окончательно сменил акцент Gulf+Western с потребительских товаров на средства массовой информации (кино, ТВ, книгоиздание). Еще в 1972-м конгломерат продавал оборудование для оснащения КамАЗа, а с апреля 1989-го Gulf+Western переименовалась в Paramount Communications. В нее входили студия Paramount Pictures, телевизионное подразделение, кабельный канал USA Network, а также издательство, сеть кинотеатров в Канаде, музыкальный лейбл и другое.
Очередной CEO Paramount, Брэндон Тартикофф, довел студию до позорного шестого места среди мейджоров (9,9% рынка, даже у Columbia и Universal было больше). Его сменила Шерри Лэнсинг, чья производственная компания Jaffe-Lansing Productions базировалась на Paramount. Среди ее фильмов — психологический триллер «Роковое влечение» (1987), драма «Обвиняемые» (1988), за роль в которой Джоди Фостер получила свой первый «Оскар», а также «Черный дождь» (1989) с Майклом Дугласом. Лэнсинг стала первой женщиной, возглавившей студию-мейджор. Как и всем женщинам, ей пришлось доказывать, что она этого достойна, и в свой первый год работы (1993-й) Лэнсинг отчаянно искала хит. Им стал триллер «Фирма» Сидни Поллака с Томом Крузом, собравший 270 млн долларов при бюджете в 42 млн долларов. Лэнсинг настолько была довольна фильмом, что подарила Крузу и Поллаку по кабриолету Mercedes Benz стоимостью сотни тысяч долларов.
Синергия и несовместимость
И вот тут появляется человек, из-за семьи которого сделка по слиянию со Skydance едва не провалилась. Самнер Рэдстоун, 70-летний медиамагнат, владелец процветающей вещательной компании Viacom. Помимо других активов, Рэдстоун контролировал седьмую по счету сеть кинотеатров National Amusements, включавщую в себя 1235 экранов по всему миру. В феврале 1994-го Viacom приобрел 50,1% акций Paramount Communications за 9,75 млрд долларов. Рэдстоун несколько десятков лет отдал кинотеатральному бизнесу и по опыту считал, что кинобизнес далек от смерти, несмотря на умирающую студийную систему. Он начал скупать акции студий, находившихся на пороге трансформации. Сперва вложился в 20th Century Fox, благодаря грандиозному успеху «Звездных войн», но в 1981-м продал акции нефтяному магнату Марвину Дэвису за цену, в семь раз превышающую покупную. Затем Рэдстоун купил акции Columbia Pictures — всего 9% — и продал их в 1982-м, когда студию купила компания Coca-Cola.
Кадр из фильма «Форрест Гамп»
реж. Роберт Земекис, 1994
Спустя некоторое время Рэдстоун был готов на крупную покупку. Ею и стала Viacom, принадлежавшая CBS до 1971-го, когда сеть была вынуждена продать компанию, чтобы соответствовать Правилу финансового интереса и синдикации, согласно которому крупнейшие сети ABC, CBS и NBC должны были выйти из кабельного и синдикационного бизнеса. Таким образом произошло деление на эфирное и кабельное вещание. Правом синдикации стали владеть студии, производившие программы.
Американская киноиндустрия в 1980-х менялась как никогда. News Corporation Руперта Мёрдока купила 20th Century Fox Corporation, которая теперь включала в себя не только студию, но и выпуск видеокассет, создание телевизионного контента, телесеть Fox Television и кабельное телевидение FX. Газеты писали, что вернулось время баронов-разбойников, только вместо железных дорог они скупали киностудии. Пока бароны были англоговорящими, никто не возражал, но когда в 1989-м японская Sony купила Columbia Pictures Entertainment, пресса окрестила продажу «похоронным звоном для Голливуда». На обложке журнала Newsweek от 9 октября 1989 года красовалась дама с логотипа Columbia, одетая в кимоно. Надпись гласила: «Японское вторжение в Голливуд».
Японский техногигант заплатил 3,4 млрд долларов за Columbia, получив библиотеку из 2700 фильмов и 260 телепрограмм. Американцам пообещали оставить англоязычное руководство, а также не снимать фильмы про Годзиллу. Еще одна японская компания, Matsushita, в 1990-м за 6,6 млрд долларов купила конгломерат MCA, включая Universal Pictures, но кинобизнес так и не поняла и спустя пять лет продала его производителю спиртного Seagram. Круговорот владельцев студий в Голливуде на этом не закончился. Он продолжался и как будто придерживался девиза «синергия и несовместимость»: синергия как цель, несовместимость как результат. Грубо говоря, Чарли Бладхорн без Барта и Эванса никогда бы не сообразил, как работает киноиндустрия.
А индустрия не верила в синергию. Слияния — это всего лишь бизнес, ничего личного: компании А нужно что-то от компании Б. Если цена подходящая, совет директоров и акционеры не возражают, Федеральная комиссия по связи или Минюст дают добро, то слияние готово, остается подписать бумаги и заплатить.
Кадр из фильма «Титаник»
реж. Джеймс Кэмерон, 1997
Меж тем Paramount потряхивало — его доля в прокате менялась от 2 места в 1994-м, благодаря «Форресту Гампу» (сборы в мировом прокате — 678,2 млн долларов, второе место в списке самых кассовых картин 1994-го) до пятого в 1995-м (без Форреста было трудно, а «Храброе сердце» собрало в мире 209 млн долларов). В 1996-м у студии было сразу два суперхита: «Клуб первых жен» (181 млн долларов в мире) и «Миссия: невыполнима» (сборы в мире 457,7 млн долларов). Тогда еще мало кто знал, что кино с Томом Крузом превратится во франшизу, а актер надолго останется с Paramount.
«Титаник», долгое время занимавший первую строчку самых кассовых фильмов в мире, стал результатом сотрудничества со студией Fox — картина Джеймса Кэмерона была еще и самым дорогим проектом в истории кино. Paramount вложил 65 млн долларов, Fox — 135 миллионов. Притом Paramount получил права на прокат картины в Северной Америке, а в остальном мире «Титаник» плыл по экранам с помощью Fox. Согласно голливудской бухгалтерии, в которой черт запросто ломает все свои конечности, «Титаник» до сих пор считается убыточным.
Легко первые сто лет
Теперь, когда мы дошли до XXI века, осталось добавить, что в нулевых кинобизнес стал территорией франшиз. Самые кассовые фильмы Paramount нашего времени — «Трансформеры» разных частей, «Миссия: невыполнима», которая превратилась в сериал (коим и была с самого начала), четвертый «Индиана Джонс», с вкраплениями «Шрека» (третьего и четвертого) и Кристофера Нолана («Интерстеллар»). В стриминг Paramount не успел войти вовремя — пожурим недальновидность руководства, — а производство кино сильно сократилось. Всего восемь игровых фильмов 2024 года появятся с помощью Paramount на большом экране, причем главным хитом может стать то ли второй «Гладиатор», то ли третий «Соник».
Кадр из фильма «Интерстеллар»
реж. Кристофер Нолан, 2014
Для Paramount снова настали трудные времена — в июне 2023-го ведущий аналитик компании Wells Fargo Стивен Кэхолл заявил, что у студии нет будущего. Для начала нужно закрыть стриминг, поскольку он не приносит прибыли (как и некоторые стриминговые сервисы-конкуренты), а затем продать Paramount Global за 30 млрд долларов. Хотя красная цена ей в текущем виде — 22,3 млрд долларов.
Медиагигант Paramount Global уже несколько лет пытается избавиться от книжного бизнеса, в который ее затянул еще Бладхорн, и продать издательство Simon & Schuster. В 2022-м это почти получилось, но сделку остановила Федеральная комиссия по связи. Управляющая Paramount Global компания National Amusements Inc., созданная еще в прошлом веке, в мае 2023-го получила вливания в размере 125 млн долларов наличными от банка BDT & MSD Partners, однако этих денег не хватит, чтобы остановить студию и остальные активы, входящие в Paramount Global, от деструктивного курса.
Во главе National Amusements стоит дочь Самнера Рэдстоуна, Шари Рэдстоун. Это ей в начале 2024-го предложил сделку Дэвид Эллисон, готовый купить National Amusements, чтобы получить не только студию Paramount, но и каналы CBS, Comedy Central, MTV и Nickelodeon. Эллисон, несколько лет работавший со студией в качестве финансиста, продюсировал франшизы «Стартрек» и «Миссия невыполнима», а также новый «Топ Ган: Мэверик». Слияние Skydance Media Эллисона с Paramount едва не сорвалось после полугода интенсивных переговоров: в июне Шари Рэдстоун резко оборвала переговоры. Но спустя месяц она передумала, и слияние Paramount и Skydanсе все-таки состоится. По данным Financial Times, Эллисон просто предложил больше денег.
Говорят, что купить контрольный пакет акций Paramount очень хотел медиамагнат Барри Диллер — тот самый, что с Майклом Айснером изменил работу студии. Если никто не перебьет предложение Эллисона, слияние состоится уже в 2025 году.
В работе над текстом использованы материалы книги Бернарда Ф. Дика «Поглощение: Смерть Paramount Pictures и рождение корпоративного Голливуда» (Engulfed The Death of Paramount Pictures and the Birth of Corporate Hollywood)