Кто такой Эдвард Бергер и как он покоряет Голливуд
В прокат вышел «Конклав» — политический триллер о выборах нового Папы Римского после внезапной смерти предыдущего понтифика. Главные роли в фильме исполнили Рэйф Файнс и Стэнли Туччи, а режиссером выступил Эдвард Бергер — тот самый немецкий постановщик, который недавно экранизировал под эгидой Netflix роман «На Западном фронте без перемен». Бергер притягивает к себе всё больше внимания как зрителей, так и представителей индустрии. Рассказываем, как европейский режиссер покоряет Голливуд и чего ждать от него дальше.
Имя Эдварда Бергера, скорее всего, ассоциируется у вас с именем Эриха Марии Ремарка: в 2022 году Netflix выпустил под его режиссурой первую немецкоязычную адаптацию романа «На Западном фронте без перемен» — крайне успешную. Картина удостоилась четырех оскаровских статуэток, в том числе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». После победы на церемонии о Бергере заговорили все, хотя этот момент далеко не первый прорывной в его карьере.
Творческий путь Эдвард выбрал в 14 лет: однажды он увидел съемочную группу за работой и понял, что хочет заниматься кино. После учебы в Брауншвейгском университете искусств и окончания Нью-Йоркского университета, где были созданы первые его короткометражки, Бергер ушел в продюсирование. Несколько лет он работал в компании Good Machine, которая приложила руку в том числе к фильмам Тодда Хейнса и Энга Ли. Параллельно Бергер преподавал, а после вернулся на родину и начал прокладывать себе дорогу на телевидении: написал и поставил несколько эпизодов немецких сериалов «Телефон полиции — 110» и «Место преступления».
Первым полнометражным фильмом по собственному сценарию для режиссера стал «Гомес» (1998) — каминг-оф-эйдж-драма, действие которой разворачивается в Берлине. За ней последовала романтическая комедия «Фрау2 вызывает ХэппиЭнд» (2001), сюжет которой закручивается вокруг двух молодых людей, общающихся в интернете. В нулевые Бергер активно работал на немецком телевидении: тогда выходили «Блох», «Под подозрением», «Криминальный отдел», режиссером отдельных эпизодов которых выступил кинематографист.
2010-е годы ознаменовались для Бергера более масштабными успехами и большим вниманием к его работам со стороны как немецкой публики, так и международной. В 2012 году телевизионная картина «Хорошее лето» о водителе автобуса, который пытается встать на ноги после попытки самоубийства, получила престижную премию Адольфа Гримме, а два года спустя фильм «Джек» — социальная драма о двух мальчиках, разыскивающих мать, — участвовал в конкурсе Берлинале и удостоился премии Немецкой киноакадемии. В 2015 году вышел многосерийный драматический триллер «Германия 83» — о 24-летнем парне из ГДР, которого вербуют в агенты Штази и отправляют в ФРГ. Там он поступает на военную службу, чтобы передавать информацию о действиях войск НАТО. Проект был отмечен международной премией «Эмми».
Важной вехой в биографии Бергера стал «Патрик Мелроуз» — британо-американское шоу с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, которое в 2018 году было номинировано на «Эмми» и выиграло BAFTA как лучший мини-сериал. Звезда «Шерлока» исполнил заглавную роль плейбоя, аристократа и человека с зависимостями. Тяга к алкоголю и наркотикам развилась у Патрика из-за жестокого обращения в детстве. В попытке избавиться от груза прошлого Мелроуз стремится занять как можно более высокое место в обществе, однако это его постепенно и губит. В основу сериала легли повести Эдварда Сент-Обина, пять эпизодов из восьми под руководством Бергера адаптировал Дэвид Николлс («Тэсс из рода Д`Эрбервиллей»).
Ключевой ступенькой на пути к голливудскому успеху для Бергера можно считать «Вашу честь» — американский сериал с Брайаном Крэнстоном, ставший адаптацией израильского шоу. В центре истории — уважаемый судья из Нового Орлеана, который оказывается перед сложным выбором после того, как его сын скрылся с места ДТП. Шоураннером американской версии выступил Питер Моффат («Эйнштейн и Эддингтон»). Проект так понравился публике, что, хотя изначально он планировался как мини-сериал, его продлили на второй сезон, ставший заключительным.
Наконец, в 2022 году публика увидела «На Западном фронте без перемен». Знаковый антивоенный роман Ремарка несколько раз экранизировали в США, но адаптацию на родине он получил лишь спустя век. По сюжету 19-летний Пауль и его товарищи, преисполненные патриотизмом, отправляются на фронт в 1917 году. Намеренные почувствовать вкус воинской славы, на деле они сталкиваются с ужасами Первой мировой.
Британские сценаристы Лесли Патерсон и Иэн Стокелл, с которыми Бергер адаптировал историю, оставили основную сюжетную канву нетронутой, но радикально избавились от нескольких персонажных веток и важных для раскрытия героев эпизодов. Главной задачей авторы поставили перед собой контекстуализацию исторических событий и — в качестве противовеса — действительно детальное изображение ужасов войны. Фильм неизбежно сравнивали с «1917» — по техническим составляющим он, быть может, действительно уступает детищу Сэма Мендеса, однако с драматической точки зрения часто выигрывает, и в этом как раз таки заслуга Бергера. Режиссер довел изображение военных действий практически до эстетизации милитаризма, но так расставил этические акценты, что по итогу превратил свою картину в красноречивое и пугающее антивоенное высказывание. Значительный вклад внесли и актеры — Феликс Каммерер в роли Пауля, до этого снимавшийся в сериале «Перевал», и Даниэль Брюль из «Бесславных ублюдков».
За оскароносной картиной последовал «Конклав» — увлекательный политический триллер с Рэйфом Файнсом и Стэнли Туччи. После неожиданной смерти Папы на одного из кардиналов, Томаса Лоуренса, ложится обязанность руководить конклавом — сакральным таинством, в ходе которого выбирается новый понтифик. Кардиналы плетут интриги в борьбе за почетное место, а Лоуренс узнает тайну почившего Папы, которая может пошатнуть основы церкви. Критики назвали работу Бергера остроумной и провокационной — в ней вера показана как работа, от злоупотребления которой можно вполне себе выгореть. Файнсу и Туччи с уверенностью сулят успехи в наградном сезоне, как, впрочем, и самому режиссеру.
Грандиозный успех «На Западном фронте без перемен» и работа с ярчайшими звездами, конечно, привели к тому, что с Бергером хотят поработать многие авторы в Голливуде. Так, благодаря успеху экранизации режиссер уже успел посотрудничать с Apple над крупнобюджетной иммерсивной короткометражкой Submerged («Под водой») — на данный момент она доступна для эксклюзивного просмотра владельцам гарнитуры смешанной реальности Apple Vision Pro. Сюжет развивается во время Второй мировой войны и строится вокруг экипажа подводной лодки, который пытается пережить торпедную атаку. Лента снята на камеры формата Apple Immersive Video, оснащенные объективами для записи 3D-видео в разрешении 8K с углом обзора в 180 градусов.
В данный момент Бергер готовится к съемкам новой части экшен-серии о Джейсоне Борне, не так давно завершились съемки «Баллады о маленьком игроке» с Колином Фарреллом и Тильдой Суинтон. В планах у немецкого постановщика — ремейк франко-итальянского фильма Роберта Энрико «Последнее приключение» с Тимоти Шаламе и криминальный сериал о Курте Воннегуте до того, как тот стал известным писателем. Ходят слухи, что Бергеру могут доверить режиссуру следующей части бондианы и «Четырнадцати друзей Оушена». А еще немец снимет в следующем году фантастический триллер «Барьер» с Остином Батлером, который описывают как помесь «Интерстеллара» и «Топ Гана».
Сложно предугадать, какой путь выберет Бергер дальше и за какие именно проекты возьмется в будущем. Впрочем, учитывая его способность работать как с телеформатом, так и с масштабной или камерной крупной формой, его методичный подход к режиссуре и неустанное стремление к экспериментам с киноязыком, ждать его новых фильмов и сериалов точно стоит. Кажется, новая звезда режиссуры родилась.