Кто такая Маргарет Куолли и как она стала звездой авторского кино
В российский прокат выходит боди-хоррор «Субстанция». Одну из главных ролей в нём сыграла молодая актриса Маргарет Куолли. Вы могли видеть ее в сериале Netflix «Уборщица», комедии Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и новом фильме Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Объясняем, почему ее так любят режиссеры независимого кино, а главное — какое будущее ее ожидает в Голливуде.
Маргарет Куолли хотела стать балериной, но ушла в кино
Сара Маргарет Куолли родилась в семье актрисы Энди Макдауэлл из «Дня сурка» и модели Пола Куолли. Какое-то время девочка жила на обширном ранчо в Монтане площадью три тысячи акров без телевизора, но вскоре семья переехала в небольшой городок под названием Эшвилл, который сама Маргарет описывает как «хиппи-центр Северной Каролины».
Когда Куолли было пять лет, родители разошлись, и девочка втайне мечтала провернуть такой же хитрый план, как героини комедии «Ловушка для родителей». Правда, хитрые планы и махинации почему-то так и не претворились в жизнь. Макдауэлл и ее бывший супруг даже после развода воспитывали девочку очень либерально. Она могла есть сколько угодно сладостей в день и прогуливать школу без зазрения совести. А отец буквально научил Куолли подделывать собственную подпись: она использует ее по сей день вместо собственной.
Подростком Куолли сильно устала от Эшвилла и решила сбежать из скучного города любой ценой. Для этого она пошла на балет — и в 14 лет уехала в школу искусств Северной Каролины. Но суровые условия сильно подкосили девушку. Постоянные походы к диетологу и процедуры с измерением количества жира превратили детское увлечение в неприятную рутину. В 16 лет Куолли уехала в Нью-Йорк и поступила в Американский балетный театр. Но Маргарет всё чаще задумывалась о том, что на самом деле хочет продолжать работать в индустрии танцев.
К тому же Куолли жила в большом городе совсем одна. Отец уехал в Панаму, мать — на съемки, а братья и сестры учились в колледже. Когда Маргарет приходила из школы на съемную квартиру в Манхэттене, она сама готовила, занималась финансами и строила планы на неделю. Неожиданно Куолли открыла для себя актерское мастерство. Она начала брать уроки и даже провела лето в Лондоне, изучая Шекспира в Rada.
В это время девушка пытается сделать карьеру в модельном бизнесе. Маргарет даже дебютировала в качестве модели на Неделе моды в Нью-Йорке на показах Alberta Ferretti. Однако реалии индустрии оказываются еще суровее, чем в балете, ведь поддержание стандартов красоты там ценится даже выше. Постепенно Куолли становилась всё несчастнее и получила расстройство пищевого поведения.
Свою первую роль Куолли получила по счастливой случайности: «Я была в гостях у подруги [на съемочной площадке], а потом режиссеру Джии Копполе понадобился кто-то на эту роль, и она взяла меня». Она сыграла соперницу главной героини в исполнении Эммы Робертс. Вскоре во время поездки в Лос-Анджелес актриса нашла агента и быстро прошла кастинг на участие в сериале HBO «Оставленные»: она сыграла Джилл Гарви, дочь главного героя, чья жена Лори после бесследного исчезновения миллионов людей по всей планете ушла в странную секту, где все молчат и только курят.
Уже третий проект актрисы стал голливудским. В «Славных парнях» с Райаном Гослингом и Расселом Кроу два детектива ищут героиню Куолли, чтобы добыть важные сведения об убитой порноактрисе. В течение следующих восьми лет Маргарет появилась в нетфликсовской адаптации «Тетради смерти» и драме «Уборщица», «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, эротическом триллере «Стоп-слово», двух фильмах Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» и «Виды доброты», сольном проекте Итана Коэна «Красотки в бегах» и боди-хорроре «Субстанция». При этом Куолли всего 29 лет, а значит, в будущем ее ждет еще больше ярких ролей.
Ее главное достоинство — обманчивая ранимость
Невысокая худощавая актриса с беби-фейсом, казалось бы, всю оставшуюся карьеру обречена играть один и тот же типаж болезненной и беззащитной девушки. Эта линия отчасти действительно прослеживается в фильмографии Куолли.
В эффектном маскулинном триллере про подпольные бои «Все пути ведут в Доннибрук» Маргарет была уготована роль возлюбленной главного героя — персонажа, за чью счастливую жизнь протагонист, собственно, и борется. В параноидальном «Рожденном после смерти» героиня Куолли буквально становится жертвой сексуализированного насилия. В фильме «Мой год в Нью-Йорке» у нее роль скромной ассистентки знаменитого писателя Джерома Сэлинджера. А один из самых известных сольных проектов Куолли, мини-сериал «Уборщица», рассказывает про тяготы бедной матери-одиночки. Героиня на экране бесконечно уставшая и невыспавшаяся.
Но не дайте себя обмануть: настоящий типаж Куолли куда сложнее, чем кажется. Обманчивую ранимость и слабость режиссеры поворачивают на 180 градусов: они нередко превращают героинь Маргарет в роковых женщин, злодеек или просто непредсказуемых безумцев. В эротическом триллере «Стоп-слово» у Куолли роль доминатрикс, которая окончательно решает взять верх над своим клиентом: когда она узнает, что мужчина планирует завершить их профессиональные отношения, девушка берет судьбу в собственные руки и шантажирует героя.
Самые хаотичные персонажи Куолли — в абсурдистском триллере Лантимоса «Виды доброты» и комедии Итана Коэна «Красотки в бегах». В первом фильме-антологии актриса ярко исполнила роли близняшек. Причем у одной из них дар воскрешения мертвецов. Во втором же Маргарет перевоплотилась в бунтарку, которая едет через всю Америку с потерянными деньгами мафиози. Она стреляет, участвует в погонях и даже вымогает огромные суммы у чиновников.
В этот же ряд удачно вписывается и Киска из «Однажды в… Голливуде»: безобидная на первый взгляд девушка на самом деле состоит в культе Чарльза Мэнсона, пускай в кадре никого и не убивает. Таким образом, половина фильмографии Куолли строится на контрасте ее внешнего вида и безудержной яростной энергетики.
Роли Куолли очень пластичные и физические
Опыт балетной школы не мог не повлиять на роли Куолли. В них всегда много хореографии и музыкальности. Особенно на этом фоне выделяется сериал «Фосси/Вердон» про пару, которая изменила мир Бродвея. У Маргарет здесь второстепенная роль: девушка играет любовницу и музу главного героя Энн Рейнкинг. Актриса Куолли освоила фирменные хип-хоп-роллы и джазовые движения, чтобы не только в точности передать стиль реальной личности, но и через поведение героини лучше раскрыть ее бойкий и чувственный характер. Режиссер Томас Кейл сказал: «В ней было что-то совершенно невыразимое. И она ясно понимала жизнь танцовщицы и способ физического общения, который, я думаю, был у Энни. Так что это был дар небес».
Другая «физическая» роль Куолли, как ни странно, была в рекламном ролике Kenzo World. По сюжету девушка сидит на роскошном мероприятии и слушает речь супруга. Вскоре она не выдерживает уровня официоза и скуки и выходит из зала. Там героиня неожиданно начинает танцевать, причем ее движения нельзя описать одним конкретным стилем: она использует приемы как из брейк-данса, так и из балета.
На прослушивании у режиссера Спайка Джонса актриса импровизировала буквально час, пока у постановщика не сел телефон, на который он снимал перформанс. Пока Куолли танцевала, Джонс давал ей подсказки и предлагал перестраиваться на новые движения: «Вот ты вампир, вот твоя рука пытается напасть на тебя, а ты ешь свой мизинец».
Необычную физику Куолли подмечают все режиссеры. Йоргос Лантимос нарочито раздевает Маргарет в кадре и даже заставляет ее делать кульбиты в «Видах доброты». Квентин Тарантино направляет пятки актрисы прямо в объектив камеры на съемках «Однажды в… Голливуде». А режиссерка «Субстанции» Корали Фаржа буквально заставляет тело Куолли разлагаться в кадре. Просто потому что это красиво.
Куолли чувствует себя отлично в авторском и мейнстримном кино
«Она такая игривая, она такая открытая и свободная с самого начала», — так актриса Обри Плаза отзывается о Маргарет Куолли. А сценаристка Триша Кук называет ее «большой дурочкой» — разумеется, в хорошем смысле, ведь артистка легко перевоплощается в любые роли и делает это с детской непосредственностью.
При этом Глен Пауэлл считает, что Куолли «напоминает вам одну из актрис Золотой эры Голливуда», и с этим тоже сложно не согласиться. У Маргарет есть грация, стан и конвенциональная красота, которые позволяют отлично смотреться как в мейнстримном кино, так и в экспериментальных проектах: от кровавых хорроров до циничных черных комедий про смерть.
Но главное индустриальное достоинство Маргарет (или, по крайней мере, ее агента) — умение выбирать режиссеров. Помимо упомянутых авторов, Куолли успела поработать с классиком французского кино Клер Дени в драме «Звезды в полдень», инди-режиссером Рашидом Джонсоном над «Сынами Америки», театральным постановщиком Бенедиктом Эндрюсом и снялась в коротком метре Оливии Уайлд. Куолли сотрудничала со знаковыми авторами высших эшелонов независимого кино и мейнстрима, и что-то подсказывает, что победа в важнейших кинопремиях и важные роли в многомиллионных проектах — всего лишь вопрос времени.