«Красотки в бегах» одного из братьев Коэн: Увидеть Флориду и не умереть
На Amazon Prime Video и Apple TV+ вышла криминальная комедия Итана Коэна «Красотки в бегах». Главные роли исполняют Маргарет Куолли и Джеральдин Вишванатан, также на экране появляются Педро Паскаль, Мэтт Дэймон, Бини Фелдштейн, Колман Доминго и Билл Кэмп. У одного из представителей великого дуэта режиссеров получается достойное кино, напоминающее то «Фарго», то «Большого Лебовски», то «После прочтения сжечь», однако искристости лучших работ Коэнов фильму не хватает. Объясняем, что получилось у Итана, и сравниваем картину одного брата с «Трагедией Макбета», которую снял Джоэл.
1999 год. Ветреная и любвеобильная Джейми (Маргарет Куолли) хочет сбежать куда подальше от неудачных отношений. А у подруги Мэриан (Джеральдин Вишванатан), наоборот, уже три года нет ни с кем близости. Чтобы перезагрузиться и весело провести время, девушки решают перегнать машину из Филадельфии в Таллахасси, Флорида. Решение нетривиальное. Две подруги-противоположности не имеют ни малейшего понятия о том, что машина им досталась непростая: рядом с запасным колесом в багажнике лежат голова загадочного типа (Педро Паскаль) и чемоданчик с ценными предметами. Клерк из фирмы по перегону автомобилей (Билл Кэмп) случайно выдал транспортное средство не двум головорезам, которых интересует содержимое багажника, а Джейми и Мэриан. За подругами на юг выезжают смешные мафиози, вечно вляпывающиеся в дурацкие ситуации.
Братья Итан и Джоэл Коэн не работают вместе с 2018 года, когда на экраны вышла «Баллада Бастера Скраггса». Однако в январе 2024-го все поклонники громадного таланта дуэта вздохнули с облегчением — на фестивале в Тромсё Итан подтвердил творческое воссоединение тандема. Братья уже написали сценарий будущего совместного фильма. По словам авторов, это будет «очень кровавый хоррор» в духе их же «Просто крови» и, конечно, с юмором.
За последние пять лет, когда братья снимали по одиночке, Джоэл работал над «Трагедией Макбета», а Итан сделал «Красоток в бегах». Пожалуй, музыкальный док Итана «Джерри Ли Льюис: Проблемы в голове» можно вынести за скобки. И по двум фильмам легко понять, как распределялись роли в творческом дуэте. Джоэл оказался серьезным трагиком, Итан — комиком на грани плохого вкуса. Пожалуй, по отдельности авторы находятся на противоположных полюсах и чуть теряют в многогранности, сложном устройстве экранного мира, теряется неповторимый стиль и шарм совместных картин. Коэны ведь во многом полюбились зрителям умением спрятать за фасадом криминальных комедий экзистенциальные проблемы. Периодически, как в «Серьезном человеке» и «Внутри Льюина Дэвиса», превалировала драматическая сторона, а порой братья уходили в отрыв. За годы Итана и Джоэла в разлуке мы выяснили, что без партнера каждый из режиссеров снимает что-то свое, радикально не похожее на совместное творчество.
«Красотки в бегах» обязательны для просмотра поклонникам творчества Коэнов хотя бы ради возможности проследить развитие творческого пути братьев, расщепить дуэт и внимательно посмотреть на каждую половинку в разрезе. Фильм Итана мог бы потеряться на фоне схожих криминальных комедий, ежегодно подобных картин выходят десятки. «Красотки в бегах» выделяются замечательным кастом. Далеко не в каждом сериале Педро Паскаль готов стремительно умереть после пары фраз, а Мэтт Дэймон — предстать в образе сенатора-республиканца крайне правых взглядов. Босса мафии, которая пускается в погоню за двумя подругами, играет только что номинированный на «Оскар» Колман Доминго. Всё это приятные мелочи, в том числе за которые мы любим Коэнов, но у одного Итана из идеального уравнения совершенно пропала драматическая составляющая. Потому и юмора, кажется, на экране даже слишком много. Шутки порой замещают реальное продвижение сюжета. Без Джоэла брат того и гляди готов превратиться в Питера Фаррелли, который только что снял «Рики Стэники».
Странствие Джейми и Мэриан по Восточному побережью США с севера на юг со смешными остановками — сюжет, мягко говоря, не новый, но всё еще работающий. Жанр роуд-муви позволяет органично сталкивать главных героинь со смешными работниками отелей, посетителями баров и даже целой футбольной командой. Естественно, чем дальше на юг едут девушки, тем отвязнее приключения.
Парочка комичных мафиози-преследователей (Джои Злотник и С. Дж. Уилсон) напоминает героев Петера Стормаре и Стива Бушеми, только не в снегах Миннесоты, и все-таки до харизмы предшественников персонажам «Красоток в бегах» далеко. Эпизод с дилдо из «После прочтения сжечь» здесь разрастается до одной из главных сюжетных линий. А анимационные кислотные вставки напоминают сцены из «Большого Лебовски», где трипует Чувак. Всё это узнаваемо, не раздражает, но решительно не добавляет ничего нового знакомому коктейлю.
«Красотки в бегах» — милая и безвредная комедия, которая забывается фактически моментально после финальных титров. Картина точно не попадает в золотой фонд тандема Коэнов, но наглядно показывает, каким было бы кино Итана, не будь рядом Джоэла. Получается хулиганское почти что B-movie о подругах в беде, глупости бандитов и неожиданной любви. Если начать знакомство с Коэнами с «Красоток в бегах», может постичь разочарование. Одна голова — хорошо, а две — лучше.