Хоакин Феникс снялся у Тодда Хейнса, «Мегалополис» стал хитом проката: 2024 киногод, которого не было
Как правило, глядя на уходящий год в киноиндустрии, мы смотрим на свершившиеся события и их краткосрочные, а может быть, и долгосрочные последствия. При этом за бортом оказываются события, которых ждали, но те так и не соизволили случиться. Посмотрим на некоторые из них.
Кинотеатры и кинопрокат всё еще живы
Во время пандемии коронавируса кинотеатры всего мира испытывали сложнейшие времена. Казалось, еще чуть-чуть — и процесс просмотра фильмов на большом экране канет в Лету. На фоне продолжительного нахождения дома многие зрители привыкли пользоваться стриминг-платформами, а они, в свою очередь, рапортовали об увеличении подписчиков. Блокбастеры выходили сразу в цифре, кинопрокатное окно (время между выходом фильма в кино и на домашнем видео) схлопывалось до месяца или даже двух недель, а потому судьба кинотеатров казалась плачевной. И тем не менее в 2024-м они продолжали работать.
Нельзя сказать, что кинопрокат дышит на ладан, но он и не то чтобы пришел в себя. Продажи билетов в Северной Америке снизились по сравнению с прошлым годом на 4,8%, а по сравнению с 2019 годом — на 23%. Отчасти это результат забастовки сценаристов и актеров 2023-го, поскольку тогда остановилось производство многих проектов.
2024 год обошелся без забастовок
Профсоюз, представляющий кино- и телевизионные съемочные группы (IATSE), собирался бастовать долго, что грозило Голливуду многомиллионными убытками. К счастью, в конце июня 2024-го IATSE смог договориться с Союзом кино- и телепродюсеров (AMPTP), что вылилось в заключение очередного договора сроком на три года. Достигнутые соглашения коснулись повышения зарплат, защиты от искусственного интеллекта, а также процентов от проката фильмов на стриминговых платформах.
Блокбастеры, которые не смогли
Производственный процесс — штука очень сложная, и порой от замысла фильма до его воплощения проходят годы, а то и десятки лет. «Блэйд» для Marvel превратился в один из таких долгостроев. Глава студии Кевин Файги объявил о новом «Блэйде» в июле 2019-го, главную роль должен был играть Махершала Али. Спустя пять лет воз и ныне там. Marvel перебирала режиссеров, переделывала сценарий, а в октябре 2024-го «Блэйд» и вовсе исчез из планов студии. Голливудский инсайдер Дэниель Рихтман сообщает, что Marvel решила полностью переписать сценарий картины.
Еще один проект, которому не довелось увидеть свет в этом году, — «Белоснежка», игровая версия первого полнометражного мультфильма студии Disney. Съемки начались в 2020-м и, несмотря на завершение в 2022-м, возобновлялись вплоть до 2024-го. Фильм планировался к релизу в марте 2024-го, но был отложен до 2025-го якобы из-за забастовки сценаристов в 2023-м. Новая «Белоснежка» еще до релиза раскритикована донельзя: одним не нравится Рэйчел Зеглер в заглавной роли, другие недовольны ее комментариями насчет оригинальной версии, и все в ужасе от компьютерных гномов. Также есть проблема взглядов актрис Зеглер и Галь Гадот на израильско-палестинский конфликт и на выборы президента США, и в Disney надеются, что к марту 2025-го об этом забудут. В декабре появился отрывок из «Белоснежки», в котором Рэйчел Зеглер поет одну из песен своей героини, так что еще один перенос вряд ли случится.
Новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы не стал хитом
Провалов в прокате было достаточно, но главный и самый досадный провал на счету режиссера «Крестного отца», «Разговора» и «Апокалипсиса сегодня». Казалось бы, эпическая фантастика с участием Адама Драйвера, Джанкарло Эспозито, Натали Эммануэль, Лоуренса Фишбёрна, Обри Плазы, Шаи ЛаБафа, Джона Войта, Дастина Хоффмана и прочих звезд обречена на успех, да? Нет! Премьера в Каннах была встречена аплодисментами, которые скорее были данью уважения режиссеру, поскольку кинокритическая среда не поняла, что увидела. Не поняли и студии: картину долго не покупали для проката в США и Канаде, поскольку непонятно было, как ее прокатывать. Для кого этот фильм? Почему он слишком эпический? Зачем ради «Мегалополиса» Коппола заложил свой виноградник? Все эти вопросы уже риторические — драма с бюджетом более 120 млн долларов собрала в мировом прокате чуть меньше 14 млн долларов. В России на больших экранах необычное кино можно будет посмотреть со 2 января.
Хоакин Феникс не снялся у Тодда Хейнса
«Джокер: Безумие на двоих» не прогремел так же, как первая часть, но зато имя Хоакина Феникса в конце лета не сходило со страниц индустриальной прессы. За пять дней до начала съемок безымянной драмы Тодда Хейнса Феникс, который работал над сценарием и активно участвовал в разработке проекта, покинул картину. Поскольку фильм был продан за границу исключительно из-за его участия, иностранные дистрибьюторы начали отказываться от проката и требовать вернуть вложенные деньги. Феникс известен своим нестандартным поведением, какое-то время он вообще изображал из себя звезду рэпа, нес околесицу на пресс-конференциях. Как выяснилось, он едва не сбежал со съемок «Наполеона», но, думается, сэр Ридли пообещал Хоакину показать не только кузькину мать, но и где раки зимуют, если тот решит отказаться от роли французского полководца.