Опубликовано 28 ноября 2023, 15:38
5 мин.

«Наполеон» Ридли Скотта: Красочные иллюстрации для заголовков из «Википедии»

Поделиться:
«Наполеон» Ридли Скотта: Красочные иллюстрации для заголовков из «Википедии»

В мировом прокате — долгожданный «Наполеон», еще до выхода успевший возмутить как историков, так и французскую прессу. После показов на большом экране картина станет доступна на Apple TV+. Разбираемся, каким получился дорогостоящий фильм Ридли Скотта с Хоакином Фениксом в роли легендарного полководца.

Париж, разгар Великой французской революции. На площади казнят бывшую королеву Марию-Антуанетту, после чего во Франции наступает период якобинской диктатуры. При новой власти корсиканский артиллерист Наполеон Бонапарт добивается первых военных успехов и стремительно продвигается по службе. Благодаря череде блистательных побед генерал становится одним из популярнейших людей республики, которого из каждого похода встречают как национального героя. Не желая оставаться пешкой в чужих руках, однажды Наполеон устраивает государственный переворот, после чего провозглашает себя императором. Дело за малым — завоевать весь мир. В политике и на поле боя правителю нет равных, но в личной жизни Бонапарта царит хаос.

Кадр из фильма «Наполеон», 2023

Наполеон — один из самых известных политических деятелей в мировой истории, о котором написаны тысячи научных работ, зачастую не менее противоречивых, чем сам объект исследования. Одни историки восхваляют Бонапарта, благодаря которому возник Гражданский кодекс, тогда как другие видят в нем диктатора и злодея, утопившего в крови всю Европу.

Немудрено, что персона такого масштаба нашла широкое отражение в искусстве: сначала в живописи и литературе, а затем и на большом экране. Впрочем, несмотря на удивительную кинематографичность биографии Наполеона, фильмы о нем — явление довольно-таки редкое. Самые значительные картины с Бонапартом в центре повествования — немой «Наполеон» Абеля Ганса и «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, а потенциально величайшее кинополотно на заданную тему — «Наполеон» Стэнли Кубрика — вообще не было снято.

Многие, как тот же Бондарчук в «Войне и мире», задвигали французского полководца глубоко на второй план, кто-то, как Вуди Аллен в «Любви и смерти», делал его комическим персонажем, а самые находчивые и вовсе воссоздавали эпоху Наполеоновских войн без ее ключевого представителя. В частности, так было в дебютной полнометражной киноленте Ридли Скотта «Дуэлянты», посвященной реальному противостоянию двух гусаров. И именно Скотту спустя полвека было суждено поставить громадный байопик, соразмерный фигуре самого Наполеона.

Кадр из фильма «Наполеон», 2023

Со дня на день Ридли Скотту стукнет 86 лет, из которых половину он посвятил кинематографу. Невзирая на почтенный возраст, живой классик и не думает сбавлять обороты, стабильно выдавая по фильму в два-три года (а иногда и по два за год). Успешно перескакивая с одного жанра на другой, он то заглядывает в будущее, то обращается к далекому прошлому. Что интересно, его исторические полотна нередко оказываются даже менее правдоподобными, чем научно-фантастические. Тот же «Марсианин» поражает аутентичностью в изображении жизни на Красной планете, в то время как «Гладиатор», «Царствие небесное» и «Последняя дуэль» нещадно критиковались экспертами за вопиющие неточности.

Однако Скотт, будучи художником, а не историком, никогда и не стремился к исторической достоверности. Используя элементы реальности, кинематографист раз за разом создает на экране иные миры, благодаря детальной проработке кажущиеся массовой аудитории убедительными. Недаром именно «Бегущий по лезвию» когда-то сформировал визуальный облик киберпанка, а Древний Рим в «Гладиаторе» величественен, даже несмотря на все несостыковки. При этом режиссер сам сценарии никогда не пишет, предпочитая работать с готовым материалом. И если техническая составляющая его фильмов никогда не вызывает вопросов, то слабая сценарная основа порой играет со Скоттом злую шутку. Так, к сожалению, случилось и с «Наполеоном».

Хоакин Феникс в фильме «Наполеон»

По словам постановщика, он загорелся идеей снять кино о Наполеоне с той самой минуты, как впервые об этом подумал. Причем заинтересовали Скотта отнюдь не военные подвиги Бонапарта, а одержимость императора одной-единственной женщиной — аристократкой Жозефиной де Богарне, чья биография обросла большим количеством мифов. Поэтому было решено отображать характер полководца через его непростые взаимоотношения с возлюбленной, что настраивало на оптимистичный лад, ибо Скотт — мастер по части создания сильных и неоднозначных героинь. Чтобы осуществить мечту, сэр Ридли нанял сценариста Дэвида Скарпу, с которым уже работал над фильмом «Все деньги мира». Беда в том, что вместо рассказа о чем-то конкретном Скарпа и Скотт решили охватить внушительный период с 1793 по 1821 год.

Именно амбиции режиссера и сценариста привели их детище к краху. Из-за попытки запихнуть в два с половиной часа десятки эпохальных событий, каждое из которых достойно отдельного кино, «Наполеон» разваливается на мелкие и слабо вяжущиеся между собой фрагменты. Мы начинаем в Тулоне и заканчиваем на острове Святой Елены, в промежутке — Египет, Аустерлиц, Бородино и Ватерлоо. Ни причины, ни цели всех этих военных кампаний не раскрываются от слова совсем. Перед нами своего рода нарезка из лучших моментов, красочные иллюстрации для заголовков из «Википедии». Должного раскрытия не получает и брак Наполеона с Жозефиной, напоминающий скорее сборник похабных анекдотов, чем историю страстной, больной и какой бы то ни было еще любви.

Безусловно, есть у «Наполеона» и плюсы. Ридли Скотт славится умением ставить размашистые, эффектные батальные сцены, от которых захватывает дух. И с данным компонентом по-прежнему полный порядок. Еще одна очевидная удача Скотта — Хоакин Феникс в главной роли, уже игравший диктатора в его «Гладиаторе». Вопреки насмешкам скептиков, 50-летний артист органичен в образе Наполеона и оказывается связующим звеном, склеивающим разрозненные сцены. Что же касается Ванессы Кирби, то ее холодной и расчетливой Жозефине катастрофически не хватает экранного времени. Однако ей еще повезло, так как все остальные исторические личности здесь — безликая серая масса.

«Наполеон» Ридли Скотта

«Наполеон» — пустышка в яркой обертке. Но есть нюанс. Театральная версия на два часа короче изначальной, о чем Ридли Скотт обмолвился в недавнем интервью. В частности, при монтаже из фильма испарилась целая глава о жизни Жозефины до знакомства с Бонапартом. Постановщик надеется, что однажды стриминг Apple TV+ обнародует «Наполеона» целиком. Надеются и его преданные фанаты, ведь, как показывает практика, режиссерская версия Скотта может оказаться абсолютно другим фильмом, куда более цельным и завершенным. Поэтому есть смысл дождаться именно ее и не тратить время на урезанный вариант.

Новое в подписке

Лучшее в подписке