Опубликовано 21 октября 2024, 10:53
5 мин.

Форма как содержание: Чем удивляет мини-сериал Альфонсо Куарона «Все совпадения неслучайны»

Поделиться:
Форма как содержание: Чем удивляет мини-сериал Альфонсо Куарона «Все совпадения неслучайны»

На Apple TV+ вышли четыре эпизода шоу «Все совпадения неслучайны». Мексиканский режиссер Альфонсо Куарон, обладатель двух премий «Оскар», работал с телевизионным форматом на заре карьеры, а десять лет назад был соавтором непопулярного шоу «Верь», но собственный мини-сериал снял впервые. Проект показали на Венецианском фестивале этого года, а также на киносмотрах в Торонто и Лондоне. Критики успели назвать «Совпадения» и удачным триллером с неожиданными сюжетными поворотами, и бульварной мелодрамой в мягкой обложке, и одним из главных сериальных разочарований года. Разбираемся, что же это за проект.

Все совпадения неслучайны
Рейтинг: 7.4IMDb: 7.2
Жанры: Триллеры, Драмы
2024, 1 сезон
Великобритания, США, 18+
Режиссер: Альфонсо КуаронГлавные роли: Кейт Бланшетт, Лесли Мэнвилл, Луис Патридж, Саша Барон Коэн, Индира Варма, Кевин Клайн

«Все совпадения неслучайны» — экранизация романа Рени Найт, современной английской писательницы и автора документальных фильмов BBC (в этом смысле некоторые черты главной героини можно назвать автобиографическими). И в книге, и в мини-сериале несколько нарраторов с узнаваемыми голосами. Куарон попытался отразить точку зрения каждого из рассказчиков с помощью операторов: привычного для режиссера Эммануэля Любецки и Брюно Дельбоннеля, получившего премию «Сезар» за фильм «Долгая помолвка» и не раз сотрудничавшего с братьями Коэн. Ожидаемо визуал мини-сериала очень красив: от ностальгических видов из грязного окна итальянского поезда до повседневности главных героев, которые сами в кадре появятся не сразу.

По сюжету на прикроватный столик героини — успешной документалистки Кэтрин Рейвенскрофт — таинственным образом попадает роман под названием «Идеальный незнакомец». В образах книги Кэтрин сразу узнает себя и собственную историю, которую, как она думала, не знает никто из ныне живущих. Таинственный роман о прошлом кажется самой героине ловушкой, которая заманивает и увлекает. Но и текст Найт, и экранизацию Куарона ругают как раз за обратное — за удивительную неувлекательность.

Режиссер в сценарии несколько раз прибегает к громким фразам, которые ожидаемо будут бесить, например: «Судьба не стучится в твою дверь, а врывается без стука и выворачивает твою жизнь наизнанку», — это повторят даже несколько раз. Впрочем, судьба и правда вторгается, а вернее, уже вторглась в спокойную и успешную жизнь героини Кейт Бланшетт, а до этого — в семейную историю Стивена Бригстока.

Рецензия на сериал «Все совпадения неслучайны» (2024)

Саша Барон Коэн играет мужа главной героини. Это редкая драматическая роль традиционно комедийного актера

Кадр из сериала «Все совпадения неслучайны», реж. Альфонсо Куарон, 2024

Главное кастинговое решение сериала кажется идеальным: Кейт Бланшетт, как современная Джоконда (Джонатан в сериале не зря говорит о солнечном ореоле вокруг молодой Кэтрин Рейвенскрофт), просто воплощает гармонию и спокойствие, и турбулентные ситуации для этой женщины становятся интересным фоном. Женщины часто попадают в центр внимания в фильмах Куарона, но в «Совпадениях» пока не до конца понятно, на чьей стороне авторские симпатии. Как минимум поэтому хочется продолжить просмотр.

«Остерегайтесь нарратива и формы, их сила может приблизить нас к правде, а может стать мощным оружием манипуляции», — бросает еще одну громкую фразу коллега главной героини, вручая ей награду королевского телевизионного общества. Для Кэтрин Рейвенскрофт «уничтожение полотен нарратива и формы» — привычные инструменты в поиске истины, но кое-что она скорее скрывает. Поначалу кажется, что это сериал о сепарации: от выросшего или утраченного ребенка, от тайны, которая хранилась 20 лет. Но, если смотреть на «Все совпадения неслучайны» как на историю о том, как рассказываются истории, становится немного интереснее.

«Все совпадения неслучайны»: трейлер, кадры, рецензия

Прочитав книгу и сценарий, Лейла Джордж прониклась симпатией к своей героине. Ей досталась роль Кэтрин

Кадр из сериала «Все совпадения неслучайны», реж. Альфонсо Куарон, 2024

Форма и нарратив в первых сериях проекта Куарона кажутся в таком ракурсе не конструктивными приемами и даже не несущими конструкциями, а смысловым центром повествования. Кстати, персонаж, преследующий главную героиню с романом о ее прошлом, представляется ее сыну именем писателя, родившегося в Российской империи: «Я назвал ему настоящее имя Джозефа Конрада, хотя вряд ли он знает, кто это такой — Юзеф Теодор Конрад Коженёвский». В книге этого момента нет, и очень интересно, зачем Куарон добавил такое уточнение. Может быть, это намек на самого мексиканского режиссера, в совершенстве овладевшего языком неродной ему культуры.

Русских зрителей немного путает перевод названия, хотя «Все совпадения неслучайны» действительно звучит гораздо лучше, чем тяжеловесное «освобождение от ответственности», что буквально и означает оригинальное название Disclaimer. История, которую мы видим, полна флешбэков, недомолвок, ненадежных рассказчиков — всё это как будто и снимает ответственность с автора, перекладывая ее на зрителя. Вас предупредили, дальше разбирайтесь сами. А о том, что писатель может воспроизвести событие лучше очевидца, мы помним начиная с рассказа об Иешуа из «Мастера и Маргариты» — по словам Воланда, более точного, чем исторические свидетельства.

Сериал «Все совпадения неслучайны» (2024)

Работа над проектом растянулась на год: с лета 2022-го по март 2023-го

Кадр из сериала «Все совпадения неслучайны», реж. Альфонсо Куарон, 2024

Обращает на себя внимание и то, что рассказ главной героини о себе ведется от второго лица (в романе Рени Найт, опять же, такого приема нет). Подобный тип повествования дает эффект не просто личного присутствия и сопереживания, но иллюзию веры: такое может случиться с каждым, это ты читаешь сейчас роман о себе самой, это твои тайны могут разрушить спокойную семейную жизнь. В то же время сопереживать героине пока не спешат ни читатели книги о ней (даже самые близкие и родные), ни зрители сериала. Представительнице английского высшего общества трудно искренне сочувствовать, поскольку сложно представить себе более привилегированную позицию.

Это не только проблема Кэтрин. Немногим больше эмоций вызывают уставший от преподавания учитель-вдовец, который вдруг превратился в злодея-мстителя почти шекспировского толка, семья его жертвы, скучные муж и сын. Зато Кэтрин, как мы уже поняли, в прошлом прямо допрашивала студента (на методы даже очень дотошной журналистки это совсем не похоже), случайно сделавшего ее фотографию, и, судя по всему, крутила с ним роман, который косвенно мог привести к его смерти (это пока не понятно). Кейт Бланшетт уже играла похожую роль почти 20 лет назад в фильме «Скандальный дневник» (2006). Куарон тоже работал с созвучным, но более сложным сюжетом в «И твою маму тоже» (2001): некоторые сцены третьей серии почти дословно повторяют настроение сцен этого фильма. Вообще, тема заметной разницы в возрасте (когда именно женщина старше) особенно ярко звучит именно в кино последних лет: «Май декабрь», «Запретная страсть», «Без обид», «Мысль о тебе», «Хорошая девочка».

Пожалуй, самым симпатичным во всём мини-сериале кажется серый кот главной героини, которому позволено даже гулять по столам. Кот и потрясающе красивые помидоры в какой-то момент перетягивают на себя всё внимание. История о том, как рассказываются истории, сделанная мастером Куароном, получилась, во-первых, настолько живописной, что, может быть, не нужно никаких «во-вторых». Смотрим, что будет дальше.

Новое в подписке

Лучшее в подписке