Что как не свой: Как «Чужой: Земля» расширяет хоррор-франшизу
На FX и Disney+ состоялась премьера нового сериала по знаменитой франшизе — «Чужой: Земля» от Ноа Хоули («Фарго»), уже получившего массу позитивных отзывов от зрителей и критиков. Будучи приквелом оригинального фильма Ридли Скотта, шоу предлагает принципиально новый взгляд на киновселенную, заполняя лакуны лора ценными деталями. Рассказываем, как проект вписывается в общую историю, что в нём вообще происходит и куда он движется. Осторожно, спойлеры!
Что происходит в сериале «Чужой: Земля»?
Принадлежащий корпорации Weyland-Yutani корабль Maginot возвращается с космической экспедиции с бестиарием внеземных организмов и терпит крушение на территории мегаполиса Нью-Сиам, управляемого корпорацией Prodigy. Из экипажа выживает один андроид Морроу (Бабу Сизей), остальных еще в полете растерзал выросший в лабораторных условиях ксеноморф. Эксцентричный глава Prodigy Бой Кавалье отправляет на разведку отряд гибридов — взрослых киборгов-синтетиков с внедренным сознанием детей — во главе с Венди (Сидни Чендлер). Сохранив память о прошлой жизни, героиня мчится к Maginot ради встречи с братом Джо Хермитом (Алекс Лоутер), медиком, работающим в группе спецназа. Однако спасательная операция выходит из-под контроля: заманив Джо и Венди в ловушку, разъяренный ксеноморф протыкает первого насквозь. Венди в одиночку расправляется с монстром, но и самой ей придется туго.
Сериал проясняет события «Чужого» Ридли Скотта
В первую очередь сериал немного проясняет события оригинального «Чужого» 1979 года. По сюжету фильма Ридли Скотта в 2122 году рудодобывающий корабль Nostromo на пути к Земле резко меняет курс, когда компьютер корабля Mother получает сигнал бедствия с планеты LV-426. Спустившись на поверхность планеты, экипаж натыкается на потерпевший крушение корабль Juggernaut и мертвого пилота с разорванной грудной клеткой. Кейн, один из членов команды, спускается в нижний отсек Juggernaut, находит кладку яиц-овоморфов и подвергается атаке неизвестного биологического организма — лицехвата. Позже из его тела вырывается личинка-«грудолом», которая и вырастает в смертоносного ксеноморфа, атакующего весь экипаж Nostromo.
Кадр из фильма «Чужой»
реж. Ридли Скотт, 1979
Пытаясь спастись, единственная выжившая участница миссии Рипли узнает, что Mother и Эш получили «специальный приказ № 973», целью которого была доставка новой формы жизни на Землю. Из событий «Чужого: Земля» можно предположить, что на корректировку курса Nostromo повлияла неуспешная операция корабля Maginot в 2120 году.
Maginot отправился в полет в 2055 году — отсюда ретрофутуристическая эстетика и идентичный Nostromo дизайн корабля. За 65 лет его экипаж исследовал несколько планет, собрав пять образцов внеземных организмов. Их изучением занималась доктор-биолог Чебузе (Карен Элдридж), она же проводила эксперименты по скрещиванию домашних животных и инопланетных сущностей. И, видимо, в ходе опытов узнала, что агрессию ксеноморфа можно подавить с помощью электричества. Пока команда была в анабиозе, чудовище вышло из-под контроля, разорвало экипаж в клочья и привело Maginot к крушению.
Кстати, Maginot также связан с Juggernaut и Corbelan из фильма «Чужой: Ромул». Экипажи всех трех кораблей охотились за овоморфами и заранее знали, что кладку яиц нужно держать в синем свете, сдерживающем рост смертоносного организма.
Ноа Хоули развивает стилистические и философские аспекты франшизы
Ноа Хоули построил имя на супергеройском сериале «Легион» по комиксам Marvel, а также на вдумчивом переосмыслении и расширении чужих нарративов. В «Фарго» он взял фабулу из фильма братьев Коэн, изменил несколько деталей, углубил характеры персонажей и создал сериал с собственным почерком. То же самое он делает с франшизой Ридли Скотта. Во-первых, Хоули вырывается из хронологического потока событий, что позволяет ему свободно исследовать мифологию киновселенной и рассказывать действительно свою историю. Во-вторых, он переносит действие на Землю, до которой семь «Чужих» (за исключением кроссоверов с «Хищником») еще не добирались.
Визуально сериал полностью опирается на предшественников. Сцены на корабле Maginot сняты идентично «Чужому» Скотта. После крушения корабля на Земле на спасение выживших отправляют отряд пехотинцев, одетых в форму колониальных морпехов из фильма «Чужие» (второго по хронологии). Они даже используют то же оружие — смартпушку M56 и M41A Pulse Rifle, спроектированные режиссером Джеймсом Кэмероном. Шоураннер намеренно отказался от цифровизированной эстетики «Прометея» и поздних фильмов франшизы, чтобы вернуться к ретрофутуристичности первого «Чужого». Это добавило сериалу фактуры и заземлило сюжет, позволив сосредоточиться на развертывании истории о падении человека с эволюционного пьедестала, а не слэшере в бесконечном космосе. Добиваясь оригинальности, Хоули даже открещивается от прошлогоднего фильма «Чужой: Ромул», хотя одной из важных частей шоу является похожая на фильм Федерико Альвареса линия отношений брата и сестры.
Кадр из сериала «Чужой: Земля»
реж. Дана Гонсалес, Угла Хёйксдоуттир, Ноа Хоули, 2025
С опорой на классику Хоули демонстрирует четыре стадии развития ксеноморфа: овоморф, лицехват, грудолом и взрослая особь. Не тянет время, а сразу устраивает схватки с жестоким гостем из космоса, показывая того со всевозможных ракурсов. Однако он не паразитирует на знакомом в целом образе, а раскрашивает сеттинг новыми оттенками ужаса, вводя ранее не упомянутые иноземные виды — похожих на морских гадов симбиотов, проникающих в брюхо жертвы и растущих внутри.
Компания FX обратилась к Хоули с идеей поставить сериал о Чужих еще в 2018 году. С тех пор сценарист размышлял, какого угла обзора не хватает франшизе. Так сформировалась идея детской перспективы, чтобы угроза разрушения планеты стала еще инфернальнее, а в теме отношения корпораций к людям возник дополнительный оттенок уязвимости и беззащитности. По сюжету Бой Кавалье, возомнивший себя Питером Пэном, построил тайный научный центр «Неверленд», где дает умирающим детишкам новую жизнь, пересаживая их сознания в неуязвимые синтетические тела. Дети неслучайно становятся объектом интереса Боя. По его мнению, только у них есть «доступ в мир безграничного воображения» и только синтетику по силам на равных схлестнуться с ним самим в интеллектуальной дуэли.
Смена взгляда позволяет сериалу одновременно нарастить ужас и разбавить мрачную интонацию юмором и подростковой незаурядностью. Дети в телах взрослых проявляют естественные для подростков качества: нежелание подчиняться правилам, инфантилизм и упрямство. Они ищут себя и открывают неприятные истины о мире взрослых, стремятся добиться родительского признания. Последнее, скажем, гложет гибрида Керли (Эрана Джеймс), которая хочет стать любимицей Боя Кавалье, выступающего отцовской фигурой.
Уже по первым эпизодам «Чужого: Земля» чувствуется, что в годы подготовки к продакшену Хоули распирало от идей. Сериал с порога заявляет о своих высоковатых амбициях и пока плохо поспевает за собственными концепциями. Шоу тратит время на, откровенно говоря, плохо написанные диалоги, воспроизводство клише и выстраивание неработающих связей вымышленного мира со зрительской реальностью (например, посредством сцен из «Ледникового периода», диснеевского «Питера Пэна» и упоминаний бейсбола). Однако к третьему эпизоду проект выравнивает темп и от поверхностной экспозиции переходит к углублению мира. Режиссер старательно прописывает философию сериала, поднимает темы бессмертия, эволюции видов, расширения возможностей тела и сознания. Но в главном фокусе сюжета остается фоновая критика технократических корпораций, уничтожающих планету. Человечество обрубило связь с природой ради развития технологий и развлекательной индустрии, но крушение Maginot напомнит о положении маленького человека в иерархии хищного космоса.
Битва корпораций: «Чужой» vs «Бегущий по лезвию»
Выпустив переиздание «Чужого» в 1999 году, Скотт подтвердил связь сеттинга фильма с «Бегущим по лезвию»: в двух лентах фигурирует одна и та же Земля. Обновленный «Чужой» мельком показывает фрагмент биографии Артура Далласа, капитана Nostromo. Оказывается, до Weyland-Yutani тот работал на корпорацию Tyrell, которая в «Бегущем по лезвию» занималась созданием репликантов. В 2012 году приквел «Прометей» вводит в лор «Чужого» Weyland Corporation, управляемую Питером Вейландом (сооснователем Weyland-Yutani). Тот изобрел технологию генерации искусственных людей, и первым его удачным творением стал Дэвид, персонаж Майкла Фассбендера. Blu-ray-версия фильма демонстрирует отрывок из текста Вейланда с упоминанием его наставника, который «напрасно имплантировал репликантам ложные воспоминания», что однозначно отсылает к Элдону Тайреллу.
Кадр из фильма «Чужой»
реж. Ридли Скотт, 1979
Prodigy из сериала Хоули, создающая гибрид человека из органической и неорганической материи, является духовной наследницей Tyrell. Тут стоит напомнить, что репликанты — не роботы, а биоинженерные существа, неотличимые от людей и превосходящие их по силе (поэтому срок их жизни так мал). Влияние «Бегущего по лезвию» отразилось и на внешнем виде ученого-синтетика Кирша (Тимоти Олифант), необычайно похожего на репликанта Роя Батти (Рутгер Хауэр) из «Бегущего по лезвию».
Пока кажется, что сериал игнорирует прописанную Скоттом связь киновселенных. По сюжету Землю разделили пять корпораций, чьи названия были предоставлены в пресс-релизе шоу: Weyland-Yutani, Lynch, Dynamic, Threshold, Prodigy. Можно предположить, что Tyrell потерпела крах после событий «Бегущего по лезвию 2049» и к 2120 году банально перестала существовать. А может, сменила имя. Впрочем, и без Tyrell в сериале хватает интригующего противостояния техномагнатов. Пусть первые эпизоды не проясняют, чем занимаются три упомянутые корпорации, сюжет уже обработал почву для роста шпионского триллера. Достигшая господства в космосе Weyland-Yutani и Prodigy, исследующая человеческий потенциал и открывшая путь к бессмертию, борются за право первенства, воруя технологии и исследования друг друга.
Из сериала мы узнаем, что главой Weyland-Yutani является могущественная непо-бейби Ютани (Сандра И Сенсиндайвер), унаследовавшая компанию от бабушки, которая, к слову, и отправила Maginot в экспедицию. Ютани требует от Кавалье вернуть содержимое корабля, ведь оно «принадлежит ей по праву рождения», а тот лишь смеется ей в лицо и без колебаний похищает ценный груз конкурентки. Тем временем Ютани копает под секретную программу Кавалье. Еще на месте крушения преданный ей Морроу натыкается на гибридов Слайтли (Риши Куппа) и Сми (Риотафари Гарднер), догадывается по их детскому поведению о технологическом прорыве Prodigy, после чего докладывает об этом начальству.
Сериал подтверждает теорию о коммуникации ксеноморфов
Подключившись к трансляции с камеры робота, разговаривающего с Джо, Венди телепатически воздействует на устройство, едва дотронувшись до экрана. Ранее в фильмах синтетики могли лишь подсоединяться к системе компьютера, теперь же они способны коммуницировать на расстоянии. Скажем, Морроу издалека подключается к сознанию Слайтли, чтобы манипулировать мальчиком. Однако талант Венди уникальнее: он удивляет даже создавших ее ученых и Боя Кавалье и не ограничивается технопатией. Прибыв на место крушения Maginot, Венди, в отличие от остальных, слышит непрерывный клацающий звук, вероятно, поймав частоту ксеноморфов. В третьем эпизоде очнувшаяся героиня вновь получает сигнал овоморфа, которому проводят вивисекцию в лаборатории, и вместе с испытуемым чужим организмом корчится от невыносимой боли.
Кадр из сериала «Чужой: Земля»
реж. Дана Гонсалес, Угла Хёйксдоуттир, Ноа Хоули, 2025
О том, что монстры из космоса обладают своеобразной телепатией, задумался еще Джеймс Кэмерон: в «Чужих» королева ксеноморфов управляла ульем, отдавая приказы на расстоянии. Фанаты предполагали, что ксеноморфы общаются посредством феромонов или ультразвука, делясь друг с другом и местоположением, и реакциями. «Чужой: Земля» дает прямой ответ: пришельцы не только размножаются подобно земным насекомым, но также способны к сейсмической коммуникации — посредством вибраций. Как с инопланетными организмами связана Венди, пока не раскрывается.
Что будет дальше?
«Чужой: Земля» не выглядит как мутное отражение классических фильмов и калейдоскоп из фансервиса, что уже половина успеха. Проект Хоули действительно отступает на несколько шагов от наработок предшественников. Сериал скорее скроен по типу антиутопичных «Бегущих по лезвию» Ридли Скотта и Дени Вильнёва, осмысляющих природу человека и свойства сознания. Поэтому у непокорных гибридов Prodigy больше сходств с бунтующими репликантами, чем с верным Эшем из «Чужих», Дэвидом из «Прометея» или новоявленным Морроу.
Кадр из сериала «Чужой: Земля»
реж. Дана Гонсалес, Угла Хёйксдоуттир, Ноа Хоули, 2025
Создав новое поколение сверхлюдей, Бой Кавалье даже не подозревает, к чему приведет его открытие. Рыжеволосая Нибс (Лили Ньюмарк) уже гневается на создателя и терзается травматическими флешбэками о переходе в тело взрослой женщины. Вероятно, продолжение сезона сосредоточится на развитии интеллекта гибридов, на анализе конфликта между телом и сознанием, а также на раскрытии суперспособностей синтетиков с их загадочным мировосприятием. Шоураннер обещает, что в будущих эпизодах Венди «призовет людей к ответу» за все их прегрешения, вероятно, восстав против своего эгоистичного создателя.
При всём философском потенциале, пока сюжет кренится в сторону политического триллера о противостоянии корпораций-сверхдержав. Это мотивирует и вшитую в проект критику капиталистической системы. Скажем, с виду необязательный шоустоппер с пиром в разгар надвигающейся чумы в процессе просмотра обретает банальное, но требующее повторения содержание: элитам плевать на страдания низов. Корпорации не ведут счет потерянным жизням и не заботятся о будущих поколениях, и нет среди мультимиллиардеров порядочных людей. Выход Кавалье к бессмертию — еще один способ наживы и один шаг навстречу гибели эксплуатируемой планеты.
За счет смешения жанров и обновленного подхода у «Чужого: Земля» есть все шансы вырасти в нечто самостоятельное и большое. Но пока зрителям стоит набраться терпения, чтобы выдержать перегруженный сентиментальностями нарратив и дождаться, когда все концепты сольются в одно целое.